«Хотим, чтобы о беспределе узнали все»: бизнес, который не побоялся поддержать Ивана Голунова
Вечером 11 июня МВД прекратило преследование известного журналиста Ивана Голунова, ранее задержанного по подозрению в сбыте наркотиков. За несколько дней, пока длилось это резонансное дело, в защиту журналиста успели выступить Борис Гребенщиков, Евгений Чичваркин, Oxxymiron, Ксения Собчак и другие известные личности, у здания Главного управления МВД на Петровке не прекращались одиночные пикеты, а 10 июня крупнейшие деловые газеты России — «Коммерсантъ», «Ведомости» и РБК — вышли с одинаковой первой полосой: «Я/Мы Иван Голунов». Малый бизнес тоже не остался в стороне. Forbes спросил у владельцев кафе, парикмахерских и типографий, которые встали на сторону Голунова, зачем они присоединились к кампании и как это отразилось на их бизнесе. Самые свежие материалы о деле Ивана Голунова читайте здесь «Это ад и беспредел» Юрий Федосеев, сооснователь бара «Голова», Москва: «Вечером 10 июня мы распечатали и наклеили на двери бара листовки с принтом «Я/Мы Иван Голунов» и сделали партию стикеров с той же надписью — раздавали их посетителям и друзьям. Люди клеили их себе на телефоны и ноутбуки. Мы хотим, чтобы об этом беспределе узнали все — только так мы можем воздействовать на ситуацию. На бизнес такая наша позиция повлияла, скорее, положительно — посетители реагируют суперпозитивно, если в этой ситуации вообще можно говорить о позитиве. Все друг друга поддерживают, и я вижу, что участие принимают не только активисты, но и аполитичные граждане, даже те, кто раньше был по другую сторону баррикад. Все поддерживают Ивана, спрашивают, когда можно забрать наклейку. Обычно по понедельникам и вторникам у нас выходной, но вчера люди видели, что владельцы внутри бара, заходили и просили наклейки. Сегодня мы тоже закрыты, но я думаю, что в свете последних радостных событий у нас все разберут и придется печатать новую партию. Мы не исключаем, что наша позиция как-то повлияет на бизнес, может быть, даже негативно. Но молчать мы не можем. Я на 100% уверен в том, что общественный резонанс сыграл решающую роль в этом деле. Ситуация с задержанием — это ад и беспредел. Дело не только в Ване Голунове, а в системе в целом. Это вопрос, который касается каждого, это может случиться, с кем угодно. Нам важно сплотиться и не отпускать это дело — бороться с подобным можно только сообща». «Голунов напомнил, что мы не бессильны» Андрей Дягтеренко, председатель совета директоров «Проекта 1111» (сувенирная продукция для бизнеса), Москва: «Мы как «белый» рыночный бизнес кровно заинтересованы в прозрачной, конкурентной среде, в появлении новых частных компаний, которые не боятся давления со стороны правоохранительных органов и контролирующих организаций. Ситуация с Иваном Голуновым даже на фоне череды других скандальных историй кажется из ряда вон выходящей и требует общественного контроля. Мы прочитали пост Ильи Красильщика в Facebook и решили выпустить принт «Я/Мы Иван Голунов» на своей продукции. Ведь если не мы, то кто? Но возникли технические сложности: мы работаем с корпоративными заказчиками — рекламными агентствами и типографиями, которые обычно приходят с идеями для принтов сами. В этом случае мы сами выступили инициаторами и предложили нашим постоянным партнерам запустить некоммерческий проект — напечатать футболки в поддержку Ивана и продавать их по 100 рублей. Многие отказывались — не хотели брать на себя ответственность, но за пару дней мы набрали 12 смельчаков из 8 городов России и анонсировали кампанию в Facebook. После этого на нас посыпалось какое-то невероятное количество заказов со всей страны. За два дня со старта акции мы уже напечатали почти 400 футболок, ночью допечатаем еще около 100 и не планируем останавливаться. Естественно, на этой акции мы ничего не заработали — проект минусовой и для нас, и для партнеров, но иначе мы поступить не могли. Я стараюсь отделять бизнес от гражданской позиции, но есть моменты, когда это невозможно. Клиенты в большинстве своем реагировали положительно, даже если отказывались участвовать в проекте. Я уверен, что на справедливый исход дела повлиял исключительно общественный резонанс. Мы понимаем, что сами по себе МВД и прокуратура не взялись бы проверять дело. Самое главное — не считать, что это окончательная победа. Возникают вопросы: откуда взялись наркотики, кто заказчик? Собственно, поэтому мы не считаем, что все, что мы напечатали — это антиквариат. Тема не закрыта. «Я/Мы Иван Голунов» еще долго будет напоминать всем думающим людям, что мы не бессильны». «Это наша общая победа» Иван Алексеев, владелец барбершопа «СуперМЕН», Москва: «Об истории Ивана Голунова я узнал от знакомой журналистки, которая знает Ваню, еще в пятницу утром. Особенно серьезно не отнесся — решил, что отпустят к вечеру. Но не отпустили. Потом началась волна общественного резонанса, история принимала все более дикий оборот. Хотелось как-то помочь, а как — было непонятно. В понедельник я увидел пост Ильи Красильщика с призывом к малому бизнесу распечатать плакаты с текстом «Я/Мы Иван Голунов» и распространить везде, где только можно. Вообще я не верю в силу протестов у нас в стране. Но после того, как под напором людей у суда —— известных личностей и журналистского сообщества — Ивану назначили домашний арест по статье, по которой обычно держат в СИЗО, задумался. Сегодня утром я распечатал несколько плакатов со слоганом в защиту Ивана и наклеил на входе и внутри нашего барбершопа. Клиенты, особенно постоянные, сразу начали спрашивать, кто такой Голунов и зачем ему свобода. Я рассказывал вкратце сам, люди реагировали очень положительно, выражали солидарность, рассказывали свои истории, связанные с несправедливостью власти. Потом я проинструктировал сотрудников, чтобы знали, что отвечать. Они у нас все из союзных республик — Таджикистана и Киргизии, за новостями не особенно следят, поэтому было непросто. Надо было, конечно, просто распечатать QR-код, ведущий на материал с описанием дела. Хотел сделать это завтра, но, к счастью, не придется. То, что Иван на свободе — наша общая радость и общая победа. И очень позитивный сигнал того, что власть наконец-то услышала общество, что все не безнадежно». «На правое дело денег не жалко» Саша Полярус, основательница бренда сумок из вторсырья Polyarus, Санкт-Петербург: «Мы все настолько устали от несправедливости, что уже нет сил молчать. Я вчера сделала посты в своем личном и рабочем аккаунтах, с хештегом «свободу Ивану Голунову». Потом возникла идея сделать тематические сумки. Я написала своему другу, владельцу типографии «Особый формат», со словами: «Макс, я хочу сделать такую историю. Мне кажется, что это важно и нужно сейчас». Предупредила, что акция должна быть быстрой. Он ответил, что через час все будет готово — и действительно сделал партию сумок с принтом. На вопрос, сколько денег я должна, он ответил, что нисколько, что это правое дело и он тоже поддерживает историю Ивана. Сумки я планирую раздавать бесплатно. Сначала мы хотели разыграть 5 штук, сейчас — уже 20. Может, даже сделаем больше. Я в шоке от реакции людей на эту акцию в моем аккаунте. Никогда не было такой активности. И главное, это ведь не реклама — ты понимаешь, что делаешь что-то важное. Люди пишут, спрашивают, можно ли купить, но, конечно, продавать сумки по такому поводу мы не будем, просто постараемся сделать больше. Денег на это не жалко». «Ситуация с Иваном вдохновила всех на участие» Алексей Куницин, директор по развитию типографии «Два принта», Новосибирск: «У нас очень многие сотрудники типографии лично поддерживают Ивана, и в какой-то момент мы подумали: а что мы как команда можем сделать? И придумали тематические открытки, чтобы каждый мог выразить Ивану поддержку. Эта мысль пришла в 2 часа ночи, а уже через полчаса нам написал один из клиентов и предложил сделать значки. В общем, идея уже витает в воздухе, ситуация с Иваном вдохновляет всех на участие. Все сувениры мы раздаем бесплатно. За несколько часов сегодня уже успели раздать больше сотни значков и несколько десятков открыток. Люди реагируют только позитивно — пишут в соцсетях, благодарят, спрашивают, не кончилась ли продукция. Подозрений в том, что я конъюнктурщик, нет — я довольно известный в Новосибирске общественный деятель, люди мне доверяют. На бизнес эта акция особенно не повлияла — мы сработали в небольшой минус, но дело того стоило. Думаю, и завтра спрос на эту продукцию, несмотря на хэппи-энд, будет большим. На исход дела, на мой взгляд, повлияло то, что государство и люди поняли: движение массовое, оно идет снизу безо всякого принуждения. Все потому, что на примере Ивана каждый увидел себя и понял — ну вот, похоже, завтра могут прийти и за мной». «Это поможет людям сформировать собственное мнение» Глеб Потапов, гендиректор магазина комиксов MayakComics, Санкт-Петербург: «За развитием событий с задержанием Ивана Голунова мы следим с пятницы. Плакаты «Я/Мы Иван Голунов» мы повесили днем 10 июня, как только увидели в Instagram блогера и активистки Ники Водвуд ссылку на макеты по шаблонам «Коммерсанта», «Ведомостей» и «РБК». В нашем коллективе сразу же сложился консенсус по этому вопросу, все выступили «за». Этой позицией мы надеемся привлечь внимание гостей и подписчиков к запредельно несправедливому задержанию Ивана Голунова. Возможно, далеко не все наши посетители внимательно следят за ситуацией, вероятно, некоторые из них знакомы только с крайне ограниченным и осторожным официальным взглядом на работу следствия. Мы надеемся, что, увидев эти плакаты, больше людей решат изучить вопрос подробнее, сформировать собственное мнение, поделиться им с окружающими. Мы также хотели продемонстрировать солидарность с сообществом, настаивающим на освобождении журналиста и расследовании истинных причин задержания, и показать, что в любой, даже такой несерьезной в традиционном понимании сфере, как комиксы, трудятся неравнодушные люди, имеющие гражданскую позицию. Это означает, что голос любого человека может помочь в изъявлении общественного недовольства и, как оказалось, повлиять на тех, кто принимает решения. Мы получили довольно большой отклик от клиентов: люди интересуются в соцсетях, фотографируют наши плакаты и обсуждают между собой. Мы чувствуем неравнодушие людей к теме, и это не может не радовать. Никакого негативного влияния на бизнес мы точно не ощутили: возможно, из-за того, что наш магазин небольшой и относительно непубличный, никаких проблем с выражением гражданской позиции через бизнес нет. Мы считаем, что общественный резонанс стал главной причиной снятия обвинений. Правда, мы даже не надеялись, что реакция властей на выступления будет столь быстрой. Это означает, что возможность быть услышанными существует».