Национальное достояние: где поставить запятую
Шесть крупнейших производственно-экономических структур, имеющих статус государственных корпораций, обеспечивают около 20 процентов валового внутреннего продукта России. В целом же предприятия, контролируемые государством, выдают 33 процента валового внутреннего продукта, обеспечивая занятостью в легальном секторе экономики половину трудоспособного населения страны. Эти цифры звучали в Совете Федерации, на круглом столе «Об экономической эффективности деятельности государственных корпораций в 2018 году». Миллиард из воздуха Скажем сразу: прямого и аргументированного ответа на вопрос, насколько же эффективны госкорпорации (ГК), в частности, если сравнивать с частными структурами, в ходе обсуждения не прозвучало. Ни представители Минэкономики и Минпромторга, ни руководители тех самых госкорпораций и контролируемых государством акционерных обществ не смогли определить, в полной ли мере компании способны решать ключевые стратегические задачи и достигать целей национального развития, что возложено на них законом. Нет, формальные показатели практически во всех госкорпорациях неплохи: к примеру, Ростех и Росатом наращивают чистую прибыль, рентабельность и объём инвестиций. Однако повышает ли деятельность корпораций в целом конкурентоспособность отечественной экономики, обеспечивая её устойчивый и стабильный рост, чего, по словам ведущего заседание Сергея Калашникова, первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, ждёт «от национального достояния» страна? Не всегда, если судить по краткому анализу Сергея Агапцова, аудитора Счётной палаты РФ. Свободные остатки средств на счетах трёх корпораций, которые курирует Агапцов, из года в год растут. В частности, Роскосмос имел на 1 января 2018 года 155 миллиардов рублей переходящих остатков средств на счетах, а год спустя — уже 190 миллиардов. Аналогичные показатели — и в других родственных структурах. Следовательно, деньги бюджет выделяет, а на развитие производства они не идут. Зачем тогда просить, задал риторический вопрос аудитор. Может быть, цель вполне прозаичная — прокрутить эти средства через банковские депозиты и получить безо всяких усилий дополнительный доход, как это случилось в госкорпорации Фонд ЖКХ, которая в 2018 году получила прибыль «от инвестирования временно свободных средств в размере более миллиарда рублей»? В рынок — со связанными руками Ключевая проблема, которую следует разрешить законодательно, определяя статус ГК, - являются ли они некоммерческими инструментами реализации стратегических задач или всё же должны действовать в общем рыночном поле с частными структурами, ориентируясь на прибыль? Об этом в той или иной форме упоминали практически все участники дискуссии. К примеру, Алексей Рахманов, президент АО «Объединённая судостроительная корпорация», говорил о том, что рентабельность его производства ограничена жёсткими ценами Минобороны, а изменения в налоговом законодательстве в части консолидированной группы налогоплательщиков ставят корпорации в заведомо неравные условия с десятками других участников рынка. Другая тема, о которой говорил Иван Безменов, директор Департамента корпоративного управления Минэкономразвития, — средства, предоставляемые госкорпорациям и госкомпаниям, очень часто слабо увязаны с установленными им целевыми показателями. Концептуальные итоги дискуссии подвёл академик Абел Аганбегян, автор теории пространственного развития, принятой во многих странах мира и ставшей одной из составляющих стратегического планирования в России. Он сформулировал принципы деятельности госкорпораций: они должны работать системно, под руководством одного координирующего центра на достижение стратегических целей без ориентации на прибыль. Таких сфер, по мнению академика, немного: оборона, космос, стимулирование экспорта и сельского хозяйства, научно-технический прогресс и некоторые другие. Предприятия, имеющие прямой выход на рынок, такие, к примеру, как «АвтоВАЗ» или некоторые сырьевые компании, должны быть избавлены от статуса госпредприятий, хотя и находятся под контролем власти. Образно выражаясь, необходимо поставить запятую в известной формуле «госкорпорации реформировать нельзя сохранить». Почему именно сейчас необходимо озаботиться проблемами госпредприятий? По мнению Сергея Калашникова, именно госсобственность в крупных высокопроизводительных формах может и должна стать основой для того, чтобы Указ Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» был выполнен в полном объёме. А для этого необходимо принять определяющие статус госкорпораций законы, проекты которых сейчас готовят и Правительство РФ, и депутаты. По итогам слушаний Правительству будут направлены соответствующие рекомендации «круглого стола».