Россияне экономят на золоте и бриллиантах
В 2018 году «Русские самоцветы», принадлежащие семье бизнесменов Докучаевых, отгрузили на внутренний и внешний рынки продукцию стоимостью 494,5 млн рублей против 630,7 млн в 2017-м. На экспорт в 2018 году ушло ювелирки всего на 29,3 млн рублей — это в 1,7 раза меньше, чем в 2017-м, когда производитель отправил за рубеж товары на 49,5 млн. За пять лет, с 2014-го, объемы упали вполовину (см. «Отгрузка продукции «Русских самоцветов»). Лучше всего раскупают столовое серебро — на него пришлось 29,5% выручки компании, на втором месте изделия с бриллиантами — 28,4%. А вот товары из «Православной коллекции», которые производитель начал выпускать в 2016 году, вложив в это направление 20 млн рублей, не оправдали ожиданий и принесли компании лишь 4% выручки. Самые активные покупатели в Петербурге, Москве, Липецкой и Московской областях — на них пришлось 53% продаж компании. Доля «Русских самоцветов» на рынке России — 0,5%. Отгрузка продукции «Русских самоцветов», млн рублей Источник: отчетность компании «Русские самоцветы». Бриллианты не для нищих Курсы доллара и евро растут, в итоге дорожает сырье и стоимость конечной продукции. А беднеющее население не горит желанием покупать бриллианты, объясняет снижение спроса компания в своем годовом отчете. Экспорт тоже не приносит больших прибылей — его доля в общем объеме отгрузки «Русских самоцветов» сократилась с 15,71% в 2014 году до 5,93% в 2018-м. Снижение продаж сподвигло «Русские самоцветы» на рефинансирование кредитов. В 2016-2017 годах компания взяла в банке «Санкт-Петербург» 150 млн рублей на погашение долга в «Ланта-Банке» и 80 млн — на текущую деятельность. Теперь производитель снова рефинансирует кредит, на этот раз взяв деньги у ВТБ до 2025 года банк открыл «Русским самоцветам» невозобновляемую кредитную линию на 313 млн рублей со сроком погашения этапами в 2024-м и 2025 годах. В залог банк получил принадлежащий предприятию торговый центр «Мебель Холл» на площади Карла Фаберже и участок под ним. Золотой обвал Рынок золота в России с 2013 года обвалился в 1,8 раза, до 59,57 тонн, подсчитали в Гильдии ювелиров России. Обороты серебряных изделий снизились куда меньше — всего на 17%, до 180,91 тонны. В основном на рынке представлены отечественные изделия (см. «Структура ювелирного рынка России»), причем объем производства украшений в РФ, который рос до 2014 года, за последние пять лет стремительно падал (см. «Динамика производства серебра» и «Динамика производства золота»). Структура ювелирного рынка России Источник: Гильдия ювелиров России. Чтобы поддержать падающие продажи, ювелиры стали уменьшать вес изделий: за 10 лет он снизился на 32%. В первом квартале 2019 года золотые украшения «полегчали» на 20,7% по сравнению с тем же периодом 2018-го. Средний вес изделия — 1,48 грамма. Динамика производства золота в РФ, шт. Динамика производства серебра в РФ, шт. Источник: Гильдия ювелиров России. Будет только хуже Надежд на улучшение ситуации у Гильдии ювелиров нет: доходы населения падают шестой год подряд (по разным оценкам, за это время россияне стали беднее на 8-12%), в первом квартале 2019-го они снизились еще на 2,3%. Гражданам не до бриллиантов — 48,2% семей в России находятся в зоне потребительского риска, им хватает денег только на еду и одежду, еще 15% — только на еду (данные Росстата). Государство, вместо того чтобы поддерживать отечественных ювелиров, создает им новые препоны для развития, говорят эксперты. Например, кратно выросли штрафы за административные правонарушения, власти обещают отменить единый налог на вмененный доход и упрощенную схему налогообложения на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней. С 2020 года предполагается ввести обязательную маркировку ювелирной продукции. Это сократит серый рынок, который достиг 50 млрд рублей в год против 6 млрд рублей законных продаж, но повысит средний чек на легальную ювелирную продукцию, прогнозируют эксперты. Производителей мог бы поддержать экспорт, но, учитывая многолетнее падение продаж, без государственной помощи им не справиться с завоеванием зарубежных рынков. В итоге продажи отечественной продукции продолжат падение, а импорт будет расти, прогнозируют в гильдии. В отрасли уже который год идут массовые банкротства. Первая волна банкротств потрясла рынок в 2015 году. Например, в Петербурге рухнули такие крупные игроки, как ювелирные сети «Адамас», «Яшма», завод «Альфа» и еще несколько десятков более мелких игроков. В 2016-2018 годах с рынка уходили по 7-10% компаний ежегодно. В 2019-м тенденция сохранится, предполагают эксперты.