«Авиационная промышленность идет по пути деградации и уничтожения». Новосибирский авиазавод теряет мощности и сотрудников

«Объемы уже не те» В конце мая Новосибирский авиационный завод им. Чкалова дважды оказывался в гуще информационной политики. Сначала прошла информация, что главная гордость завода – бомбардировщик Су-34 – будут теперь выпускать на Авиационном заводе им. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре. Позже стало известно, что в июне предприятие уволит десять человек. Таким образом, за шесть месяцев этого года с Авиационного завода им. Чкалова уйдут 45 человек. Интересно, что в публикациях по двум информационным поводам отсутствовала позиция самого предприятия: в пресс-центре отказывались комментировать любые, на их взгляд, «слухи». Остался без ответа и запрос «ФедералПресс». Директор предприятия Сергей Панасенко попросил прислать официальный бланк с вопросами по массовым сокращениям сотрудников и снижению объемов госзаказа. Однако в других ведомствах и организациях Новосибирска с ситуацией на чкаловском авиазаводе хорошо знакомы. В частности, своим мнением поделился зампред областной федерации профсоюзов Василий Москвин. «Сокращения – это процесс неизбежный. Объемы военной продукции, конечно, уже не те, что раньше, отсюда и увольнение сотрудников. Те площади и то оборудование, которое есть на заводе, многим предприятиям даже не снились. Завод не закроется, ведь свернуть все и перейти на кастрюли и утюги было бы не по-государственному», – подчеркнул Москвин. Новосибирский авиазавод не единственный пример того, как со снижением гособоронзаказа началась «оптимизация» сотрудников. Так, 25 января этого года прошла информация о том, что «Ростех» будет проводить сокращения сотрудников на Иркутском авиазаводе. Число оставшихся за бортом работников измеряется несколькими сотнями. Причем руководству завода поставлена задача сократить штат без лишнего шума. На предприятии корреспонденту «ФедералПресс» подтвердили, что идут сокращения сотрудников из-за снижения гособоронзаказа. Между тем председатель профкома ПАО «Корпорация Иркут» Александр Зуев отметил, что ему ничего не известно. «Я ничего не знаю о сокращениях. Я человек старорежимный, и поэтому я вам ничего не расскажу», – сообщил председатель профкома. Еще один авиационный завод, которого коснулась «оптимизация» кадров, – авиазавод в Воронеже. В частности, в новой организационной структуре не уместилось штатное число работников, и в руководстве решили поэтапно уменьшить численность административно-управленческого персонала, поскольку нужны рабочие руки, а не менеджеры. Непростая ситуация отмечалась на Ижевском механическом заводе. Информация о сокращениях на предприятии стала известна благодаря петиции, размещенной заводчанами на сервисе Change.org в августе 2018 года. В тексте описываются проблемы, с которыми сталкиваются рядовые сотрудники предприятия: сокращения, низкий уровень зарплаты, невнятная кадровая политика и плохие взаимоотношения с начальством. Позже в публикации одного из местных СМИ управляющий директор предприятия Александр Гвоздик подтвердил факт «оптимизации» сотрудников, заявив, что сокращения в основном происходят из-за модернизации цехов. В большинстве случаев сокращения сотрудников происходят из-за модернизации предприятий и снижения гособоронзаказа. В конце мая этого года руководство Минобороны РФ открыто заявило о том, что директора предприятий, выполняющих гособоронзаказ, будут обязаны раз в месяц предоставлять в федеральное ведомство документ о проделанной работе, который будет заверен электронной подписью главы предприятия. «Заводы оказались в зоне риска» И хотя сокращения на авиастроительных предприятиях носят системный характер, эксперты «ФедералПресс» уверены, что ситуация на заводе им. Чкалова уникальна. По одной из версий, проблема новосибирского авиазавода еще и в том, что в цехах предприятия производятся легкие истребители, которые не особо востребованы сегодня. Эксперт, пожелавший остаться неназванным, поскольку близок к одному из военных предприятий, выполняющих гособоронзаказ, отметил, что основная беда Авиационного завода имени Чкалова в том, что это узкоспециализированное предприятие. «Руководство завода не заботилось о будущем своего предприятия. Перевооружение военных игрушек закончилось, а следующая плановая модернизация планируется только в 2021 году. В связи с этим в большинстве предприятий, работающих на оборонзаказ, происходят сокращения», – объяснил собеседник «ФедералПресс». Другой военный эксперт Игорь Коротченко считает, что техника, выпускаемая чкаловским заводом, востребована и будет поступать в войска. «Новосибирский авиационный завод им. Чкалова выпускает бомбардировщики Су-34. Данная техника востребована в ВВС России и хорошо себя показала в операции в Сирии, поэтому я считаю, что это оружие, которое необходимо, и очевидно, что гособоронзаказ на Су-34 будет по-прежнему оставаться важным элементом поддержания боеспособности Вооруженных Сил России в целом», – заметил Коротченко. Полковник, военный эксперт и ведущий программы «Военное ревю» Михаил Тимошенко в свою очередь уверен, что сокращение рабочих будет продолжаться, пока не появится что-то новое. «Как сказал наш президент, мы находимся на завершающем этапе перевооружения Вооруженных Сил, и в связи с этим гособоронзаказ снижается, а предприятия должны осваивать гражданскую продукцию. Пока не появилась новая техника, идет сокращение рабочих. Мы это уже проходили во времена конверсии Горбачева, только она проводилась методом обрушения. Здесь пока этого не наблюдается», – посетовал Тимошенко. Что касается возможного снижения гособоронзаказа, то, по мнению экспертов, это может быть связано с уменьшением статьи военных расходов в федеральном бюджете. Об этом говорил военный эксперт и журналист Борис Рожин. Он отмечал, что, несмотря на признаки участия нашей страны в мировой гонке вооружений, на деле гособоронзаказ падает. «Конкуренция на внешнем рынке стремительно растет, особенно в свете давления американских санкций на продукцию российских ВПК. После принятия соответствующих законов некоторые рынки стали рискованными для российских компаний, когда на покупателя давят, и он вынужден отказаться от контракта, и компания остается с продукцией, которую сложно реализовать где-то вовне, да и заказа на технику нет. Неудивительно, что многие заводы оказываются в зоне риска. Конечно, есть немало российских разработок, но они не обеспечивают загрузки, которая была у авиационных заводов в советское время. На мой взгляд, необходима госпрограмма, которая бы охватывала большее число заводов», – рассуждал эксперт. Есть и другой фактор, который влияет на гособоронзаказ, и он напрямую связан с продукцией чкаловского завода для гражданского рынка. Об этом упоминал в своем комментарии истории Борис Юлин, подмечая, что сокращение гособоронзаказа связано с провалом наших гражданских самолетов. «Авиационная промышленность идет по пути деградации и уничтожения. Сегодня выгоднее продавать нефть и газ и покупать все готовое за рубежом. В России остается по факту одно предприятие в Комсомольске-на-Амуре, способное полностью собирать полностью боевые самолеты. Одно предприятие на всю страну – это очень мало! Как следствие – снижение обороноспособности страны и невозможность в случае необходимости развернуть массовое производство. Безрадужные перспективы, и, к сожалению, не только в авиации», – посетовал эксперт. По мнению Юлина, чкаловский завод и другие предприятия спасут только конкретные протекционистские меры. «Важно, чтобы родилась политика протекционизма. У нас же с момента вступления России в ВТО от любого протекционизма отказались, по сути, официально, и наш рынок ничем не защищен», – уверен эксперт. Фото: syria.mil.ru.

«Авиационная промышленность идет по пути деградации и уничтожения». Новосибирский авиазавод теряет мощности и сотрудников
© РИА "ФедералПресс"