Юбилей Малого театра отмечаем в РГБ

Театр всегда был и остаётся главным элементом русской культуры. Его становление было непростым. Краткий экскурс в историю приводит в последнюю треть XVII века, когда в 1672 году при царе Алексее Михайловиче были разыграны первые театральные действа. Созданный тогда придворный театр перестал существовать после кончины Алексея Михайловича в 1676 году. Следующий этап возникновения театра связан с эпохой Петра I; он также просуществовал всего несколько лет — с 1702 по 1707 годы. Были и другие попытки организации театра. Историки и театроведы располагают большим количеством документов, раскрывающих насыщенную театральную жизнь в России того времени и знакомящих нас с многочисленными русскими и иностранными труппами (итальянскими, французскими, немецкими), с широким репертуаром и многожанровостью театральных постановок, с гастролями актёров и так далее. Серьёзное увлечение русским обществом зрелищными искусствами подтвердило необходимость организации русского профессионального театра. Так, 30 августа 1756 года Елизавета Петровна своим Указом официально учреждает в Петербурге государственный публичный «Русский для представления трагедий и комедий театр», ставший постоянно действующим профессиональным театром. Директором был назначен Александр Петрович Сумароков. В Москве возникновение национального театра произошло годом позже, в 1757 году, когда из воспитанников и студентов основанного в 1755 году Императорского университета под руководством известного поэта и драматурга Михаила Матвеевича Хераскова была составлена любительская театральная труппа «Вольного русского театра». Труппа Хераскова стала исторической основой будущего Малого театра. Фото: пресс-служба РГБ Днём официального открытия Малого театра считается 14 (26) октября 1824 года. На выставке впервые демонстрируется газета-памятник начала XIX века «Московские ведомости», имеющая особое значение, так как в ней было помещено объявление о первом спектакле: «Дирекция Императорского Московского театра через сие объявляет, что в следующий вторник 14-гочисла сего Октября месяца дан будет на новом малом Театре, в доме Варигина, на Петровской площади, для открытия оного, спектакль, а именно: новая увертюра сочинителя А. Н. Верстовского…» (1824 год, № 82, Суббота 11 октября). Не меньший интерес представляют и другие редко экспонируемые для широкой публики газеты конца XIX — начала ХХ веков: «Театральная жизнь», «Театр», «Малый театр», — на страницах которых можно познакомиться с историей развития театрального искусства в России, с открытием Малого и других драматических театров, с критикой и рецензиями на театральные постановки, с публикациями пьес, театральной хроникой. Газеты, выполняя роль «скорой справки», буквально пестрят биографиями таких великих актёров, как Мария Дмитриевна Львова-Синецкая (1795—1875), Надежда Васильевна Репина (1809—1867), Пров Михайлович Садовский (старший) (настоящая фамилия Ермилов; 1818—1872), Леонид Львович Леонидов (настоящая фамилия Стакилевич; 1821—1889), Корнелий Николаевич Полтавцев (также встречается написание имени Корнилий; 1823—1865), Иван Васильевич Самарин (1817—1885), Александр Алексеевич Остужев (настоящая фамилия — Пожаров; 1874—1953), Варвара Николаевна Рыжова (1871—1963), Игорь Владимирович Ильинский (1901—1987), Михаил Иванович Царёв (1903—1987), Александра Александровна Яблочкина (1886—1964) и многие-многие другие. Фото: пресс-служба РГБ Театр — это многогранный вид искусства, который соединяет в себе литературу, сценографию, хореографию. Интересный материал о театре конца XIX — начала XX века представлен в книге Владимира Аркадьевича Теляковского «Дневники директора Императорских театров» (М., 1998). Талантливый организатор театрального дела раскрывает секреты управления творческим процессом, наблюдает за важнейшими культурными процессами эпохи. Его книга — уникальный историко-театральный документ подробной летописи жизни театрального мира. Говоря о театре, нельзя обойти и такую важную его составляющую, как музыка. С самого зарождения театральное действо сопровождалось музыкой. Музыка могла играть главенствующую роль или быть «на вторых ролях», но она всегда придавала спектаклю особый шарм и особую значимость. Музыкальные фрагменты обладают важными драматическими свойствами, создавая драматургическое напряжение или сглаживая кульминационную развязку. Вкрапление музыки разных стилей, направлений и жанров (классики, фольклора, эстрады, лирической песни и так далее) соответствует образной роли и функции в спектакле. Музыка и театр в своём эмоциональном контакте формируют не только стиль и эстетику спектакля, но и философию театрального бытия. Судьба театральной музыки особая. Иногда она выходит на широкий простор, становясь самостоятельной и очень популярной неожиданно для создателей спектакля. Иногда работа композитора в драматическом театре приводила его в дальнейшем к созданию сочинений для собственно музыкального театра. Экспонируемые на выставке ноты отражают музыкальные произведения, написанные российскими композиторами для театра. Среди имён — Михаил Глинка, Василий Калинников, Александр Гречанинов, Юрий Кочуров, Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, Тихон Хренников. Особый интерес в экспозиции представляют аудиозаписи — «творческие портреты» актёров Михаила Царёва, Аллы Тарасовой, Евгения Вахтангова, Николая Мордвинова, Николая Анненкова, Ольги Андровской и других. В их исполнении можно послушать отрывки из пьес Максима Горького, Александра Островского, Льва Толстого и других. Источник: пресс-служба РГБ Выставка работает до 15 сентября 2019

Юбилей Малого театра отмечаем в РГБ
© Ревизор.ru