Сервис платежей – финансовый конструктор для бизнеса
Электронные платежи и онлайн-сервисы для финансовых операций требуются большинству организаций: от небольших розничных магазинов до крупных банков. Управляющий директор компании ТЕКО Илья Безруков рассказал, как появилась идея создать распределенную процессинговую платформу для наличных и безналичных платежей, какие услуги предлагает компания и как он развивает свой проект. Узнать изнутри В 2005 г. Илья Безруков начал работать в банковской сфере. Больше всего молодого человека интересовали финансово-юридические модели и их законодательное регулирование. Также он внимательно следил за компьютерными и интернет-технологиями, поскольку видел в них большой потенциал. После четырех лет работы в крупном банке Илья создал несколько собственных интернет-магазинов. Параллельно он внимательно изучал зарубежные рынки – американский, европейский, азиатский. В дальнейшем ему поступило предложение о работе от системы мобильных платежей. Накопленный опыт дополнило финансовое образование. Это помогло организовать собственную экспертизу по созданию IT-продуктов в сфере финансовых технологий для банков и сотовых операторов. Первые проекты В 2012 г. Безруков создал первый проект – платежный агрегатор PlatBox. Главным направлением компании стало расширение способов оплаты для крупных сайтов и сервисов, среди которых были МТС, «Одноклассники», «ВКонтакте» и другие. В 2014 г. он получил предложение о сотрудничестве от Сергея Вельца. Тот долгое время работал в Сбертехе и преподавал в Университете им. Баумана. Молодые люди создали компанию, в основу которой лег проект Сергея «Система фрод-мониторинга на основе машинного обучения и искусственного интеллекта». Компании дали название Cybertonica и зарегистрировали основной офис в Лондоне. У Вельца был опыт работы с большими базами данных, который помог выиграть конкурсы по информационной безопасности в России и Англии. Также компания получила грант от ИЦ «Сколково» и официально стала его резидентом. Однако этого Илье было мало. Ему хотелось не просто разрабатывать и продавать IT-продукты, а использовать их в собственной деятельности и создать удобную и простую платформу. Он решил взять самое лучшее в сфере банковского ПО, электронной коммерции и информационной безопасности и объединить все решения. У Безрукова было четкое видение нового проекта: продукты компании сведены в одну линейку, чтобы платформа решала все основные задачи клиента. Для самих клиентов услуга должна была стать простой, дешевой и удобной. Кроме того, требовалось обеспечить безопасность финансовых операций и быстродействие. Так в 2014 г. появилась компания TEKO. Миссия родилась из букв названия: Tune Ecommerce Key Opportunities. На этом этапе к проекту присоединилось еще два друга Ильи – Евгений Кананович, который занял должность технического директора, и Дмитрий Камагин, выпускник и преподаватель Бауманки, отвечающий за инновации. Благодаря совместным усилиям ТЕКО стал пионером в области децентрализованного процессинга на блокчейне и резидентом ИЦ «Сколково». Объединить решения Молодые люди не были дебютантами в IT-сфере. На старте проекта они объединили средства, полученные от предыдущих проектов. Полученная прибыль вкладывалась в дальнейшее развитие бизнеса. За два года работы на становление компании было потрачено более $1 млн. При этом ребята старались обходиться собственными средствами и не привлекать сторонние инвестиции. Последнее означало бы потерю доли в бизнесе, а они хотели сохранить первоначальную структуру ТЕКО. Им удалось продержаться до выхода на окупаемость собственными силами, хотя, как признается Илья, порой это было непросто. Сейчас TEKO – международная компания, разрабатывающая информационные продукты для кредитных организаций, банков и страховых компаний РФ и Европы. Специалисты работают по трем направлениям: розница, электронная коммерция и разработка ПО на заказ для крупных клиентов. Из-за того, что в компании смогли объединить три крупных направления бизнеса, все необходимые клиенту сервисы интегрированы в одном пакете. Для этого используется запатентованная технология OpenOne – система приема наличных и безналичных платежей на базе децентрализованной платформы. Она позволила отказаться от классического процессинга и перейти на технологию блокчейн – распределение реестров на основе цепочки блоков. Что предлагает ТЕКО Продукты компании представляют собой платформу полного цикла, куда входит ПО для управления розничным бизнесом, инструменты для монетизации, кредитный и страховой брокер, система взаимодействия сотрудников компании-клиента между собой и со сторонними организациями. Все продукты ТЕКО решают актуальные задачи электронной коммерции: от монетизации проектов и электронного взаимодействия с регулирующими органами до автоматической сверки и составления портрета потребителя. Продукты компании работают по принципу конструктора: в любой момент клиент может открыть новую точку продаж и подключить туда любой сервис, необходимый для решения конкретных задач. Все услуги доступны в личном кабинете. Много времени создатели ТЕКО уделяют разработке новых сервисов. Например, в пакет финансовых услуг для банков были включены электронная очередь и личный кабинет. Сейчас ТЕКО является процессинговым центром более 10 банков, ее услугами пользуются более 100 компаний. Спустя два года после создания ТЕКО ребята выиграли два крупных тендера подряд. Первый от «ДельтаКредит» банка и группы Société Générale на разработку и внедрение продуктов. Второй от ООО «ЦНС» на создание платформы и запуск сервиса Domclick от Сбербанка. Важную роль в получении тендера сыграл статус резидента ИЦ «Сколково». Для розницы в ТЕКО разработан пакет BoxRetail, позволяющий делать настройки любой сложности для удаленных торговых точек. В него входят продажи любых товаров и услуг, в том числе финансовых; регистрация клиентов; система лояльности; возможности для владельца удаленно управлять торговой точкой. Одной из первых возможности нового продукта оценила компания Теле2, использовав BoxRetail для контроля продаж в своих франшизных салонах. Модулем APM кассира заинтересовалась система денежных переводов «Юнистрим». Команда и продвижение Сейчас в ТЕКО работает более 50 человек, в основном разработчики и продуктологи. У большинства из них есть опыт работы по созданию высоконагруженных систем и обработке больших баз данных. Много внимания уделяется службе техподдержки и внедрения, от которой зависит впечатление клиентов о компании и их лояльность. Опыт сотрудничества с аутсорс-разработчиками был признан неудовлетворительным. Сейчас все продукты и сервисы создаются самостоятельно, после чего на них оформляют патенты. Продвигают предложения компании на тематических выставках и конференциях. Особое внимание уделяется мероприятиям, которые проводит ИЦ «Сколково». Также представители ТЕКО участвуют в различных рабочих группах регуляторов. Используют для продвижения и «холодные» продажи. Смотреть на шаг вперед Илья говорит, что пытается предугадывать изменения и решать проблемы клиента до того, как он их осознает. ТЕКО первые в России применили технологию распределенных реестров для создания универсального платежного агрегатора. ТЕКО стала разрабатывать облачные решения для розничной и онлайн-торговли, когда многих такой продукт не интересовал. В результате когда из-за изменения законодательства «серые» платежи и продажи без кассового аппарата оказались под запретом, у ТЕКО были готовые предложения для удаленных точек продаж. В них уже были учтены особенности розничного бизнеса и продаж через интернет. В 2019 году в ТЕКО началась дифференциация направлений. Сейчас на базе одной платформы функционирует несколько компаний, специализирующихся на разных сегментах рынка. Например, для работы с монетизацией онлайн-сервисов была создана компания «ТЕКО Платежи» под брендом Fast2pay. Это платежный агрегатор, работающий по тому же принципу, что «Яндекс.Кассы» или «Робокассы». Разработкой и созданием информационных продуктов по-прежнему занимается головная компания. Приоритетной задачей на 2019 г., по словам Ильи, является создание собственной экосистемы для розничного бизнеса и интернет-магазинов. Клиенту не нужно будет подбирать услуги и сравнивать цены – он получает все необходимое в одном пакете. Туда должно войти все необходимое для решения вопросов логистики, монетизации, ОФД, финансовой отчетности. Также в пакет входит электронный документооборот и цифровая подпись. Планируется адаптировать продукт BoxRetail для банковского сектора. Банки смогут активно привлекать и регистрировать клиентов, а кассир – по аналогии с другим розничным ритейлом – сможет работать из любой точки. Кроме этого, в планах развивать бизнес в Европе. Безруков выбрал Испанию и Ирландию. Для такого решения были причины. Ирландия на сегодня – один из европейских лидеров в IT-кластере. В Испании это направление также активно развивается. Кроме того, получение MBA в Барселоне дает Илье возможность оставаться в центре событий. Автор: Кристина Фирсова