Ловушки майского указа Путина. Как власти могут повторить ошибки позднего СССР

С начала 1990-х годов динамика российской экономики прошла через три этапа. Спад 1990–1998 годов — структурная и институциональная трансформация централизованно управляемой экономики в рыночную. Восстановительный рост 1999–2008 годов, когда был достигнут докризисный уровень производства при коренной перестройке всей социально-экономической структуры общества. Эта модель роста была основана на задействовании свободных производственных мощностей и рабочей силы, а также на мощном притоке финансовых ресурсов благодаря благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре. И экономическое торможение 2009–2018 годов. Восстановительная модель была исчерпана к 2008 году, что видно по произошедшему тогда замедлению темпов экономического роста. Начавшийся глобальный кризис стал важной, но не единственной причиной ухудшения ситуации в России. Точнее, глобальный кризис привел к спаду 2009 года, но не к низким темпам роста, характерным для последующего десятилетия. В период 2010–2018 годов на фоне переплетения глобального (структурного) и циклического кризисов в России шел поиск новой модели экономического роста, основанной не на дешевых ресурсах (свободных мощностях и рентных доходах), а на повышении совокупной факторной производительности. Социально-экономическая ситуация в России остается сложной. Она не допускает однозначных оценок, а в дискуссиях об экономической политике предлагаются противоречивые рекомендации. Выделим следующие ключевые характеристики нынешней ситуации. Налицо экономический рост, но его темп, существенно отстающий от среднемирового, вызывает недоумение в элите и экспертном сообществе. Однако не меньшее недоумение вызвала переоценка Росстатом темпов экономического роста в начале 2019 года — с 1,6–1,8% (по официальным прогнозам) до 2,3%. Хотя, по оценкам Минэкономразвития, это «ускорение» является временным, и в 2019 году рост будет примерно на уровне потенциального. Экономический рост важен не сам по себе, а как показатель роста общественного благосостояния. А реальные располагаемые доходы населения продолжают снижаться уже пятый год подряд. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума остается на уровне, близком к 20 млн человек. Впрочем, в 2018 году безработица опустилась ниже 5%, зафиксирован рост реальной зарплаты на 6,8%, расходов на конечное потребление домашних хозяйств (2,2%) и розничного товарооборота (2,6%). Таким образом, рост потребления обгонял рост доходов. В условиях стагнации реальных доходов (и, возможно, для ее компенсации) существенно увеличилось кредитование населения. Прирост задолженности по всем кредитам составил 2,7 трлн рублей, ипотечной задолженности — 1,2 трлн рублей, тогда как объем банковских вкладов вырос более чем на 2,5 трлн рублей. Прирост кредитов обогнал прирост вкладов впервые с 2014-го. Эти данные могут свидетельствовать как о нехватке собственных средств (потребление за счет кредитов), так и о стабилизации ситуации, позволяющей людям брать кредиты. Проблемой становится и то, что проценты по кредитам превышают темпы роста номинальных доходов населения, что приводит к росту доли платежей по обслуживанию задолженности перед банками в совокупных расходах домохозяйств. Благоприятной остается и макроэкономическая ситуация. Государственный долг очень низкий при близком к нулю долге, номинированном в иностранной валюте. После шести лет дефицитного финансирования федеральный бюджет сведен с профицитом 2,6% ВВП, причем ненефтегазовый дефицит продолжал снижаться, что означает ослабление зависимости бюджета от цен на углеводороды. Потребительская инфляция колеблется вокруг целевого уровня 4%. Растут международные резервы Банка России. Пожалуй, единственным тревожным индикатором стал беспрецедентно высокий за минувшее десятилетие индекс цен производителей — 11,7%, что может свидетельствовать о рисках инфляционного скачка в будущем. Невысокой остается инвестиционная активность — прирост 4,1% (в 2017-м — 4,8%). Особенно это касается частных инвестиций, служащих важнейшим индикатором не только устойчивости экономического развития, но и уровня доверия к социально-экономической политике власти. Прямые иностранные инвестиции в нефинансовый сектор достигли минимума за два десятилетия — $1,9 млрд (меньше было только в 1994 году — $0,6 млрд). В такой ситуации повышение темпов экономического роста и обеспечение устойчивого роста благосостояния становятся ключевыми задачами — не только экономическими, но и политическими. На их решение нацелен программный Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года, предусматривающий осуществление сложного комплекса мероприятий макроэкономического, институционального и структурного характера. Однако при выработке программы мер необходимо соблюдать ряд условий, игнорирование которых оборачивалось в нашей экономической истории (в том числе на протяжении последних 30 лет) тяжелыми потерями. Во-первых, экономический рост должен сопровождаться технологической модернизацией и ростом благосостояния. Во-вторых, его нельзя обеспечивать ценой макроэкономической дестабилизации, то есть неконтролируемого повышения государственного долга и бюджетного дефицита. В-третьих, рост должен продолжаться в средне- и долгосрочной перспективе, а не ограничиваться краткосрочным скачком с последующим спадом или стагнацией. Это особенно важно, поскольку существуют реальные противоречия между мерами, обеспечивающими краткосрочный и долгосрочный рост. В-четвертых, институциональные изменения, необходимые для роста, не должны вести к социально-политической дестабилизации страны. Эти условия взаимосвязаны, нарушение одного гарантирует провалы по остальным. Опыт СССР 1986–1989 годов наглядно показал, как нарушение этих условий обернулось после краткого ускорения экономическим и политическим крахом. Иными словами, нельзя фетишизировать номинальные цифры роста. Полуостров за полтриллиона: на что Россия потратила больше всего денег в Крыму 1 из 10 Сергей Мальгавко / ТАСС 2 из 10 Сергей Мальгавко / ТАСС 3 из 10 Сергей Мальгавко / ТАСС 4 из 10 Сергей Мальгавко / ТАСС 5 из 10 Михаил Климентьев / пресс-служба президента РФ / ТАСС 6 из 10 Алексей Павлишак / ТАСС 7 из 10 Сергей Мальгавко / ТАСС 8 из 10 Александр Полегенько / РИА Новости 9 из 10 Сергей Мальгавко / ТАСС 10 из 10 Сергей Мальгавко / ТАСС Крымский мост — 241,7 млрд рублей Финансирование в рамках ФЦП: 227,8 млрд рублей (2014-2019 годы) Освоенная сумма: 241,7 млрд рублей Исполнитель: «Стройгазмонтаж» Крымский мост — один из самых амбициозных проектов в истории современной России. Самый протяженный в Европе, он находится в сейсмически активной зоне, что означает особые требования к прочности конструкции. Задачу построить транспортный переход через Керченский пролив Владимир Путин поставил Минтрансу 19 марта 2014-го — на следующий день после подписания договора о присоединении Крыма к России. Заказчиком выступила структура Росавтодора. В качестве подрядчика Минтранс рассматривал «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко, однако в декабре 2014-го бизнесмен отказался от участия в проекте из-за репутационных рисков. В конце января 2015-го правительство определило другого единственного подрядчика — им стал «Стройгазмонтаж», входящий в группу СГМ Аркадия Ротенберга. Основным субподрядчиком стала другая компания миллиардера «Мостотрест», получившая контракт на 96,9 млрд рублей. В 2015-м Ротенберг продал долю «Мостотреста» структуре НПФ «Благосостояние», в 2018-м — выкупил обратно. Мост был введен в эксплуатацию в мае 2018-го с опережением графика на полгода. «Чудо свершилось!» — заявил Путин, открывая движение за рулем «КамАЗа». Монтаж железнодорожных путей должен завершиться летом 2019-го. Вскоре после ввода моста в эксплуатацию шесть компаний, задействованных в строительстве, попали под санкции Евросоюза. Кроме того, генпрокуратура Нидерландов начала расследование причастности семи голландских компаний к поставкам оборудования для объекта. Трасса «Таврида» — 151,7 млрд рублей Финансирование в рамках ФЦП: 174,357 млрд рублей Освоенная сумма: 151,7 млрд рублей Исполнитель: ЗАО ВАД Строительство 250-километровой четырехполосной магистрали, связывающей Керчь, Симферополь и Севастополь, началось в мае 2017 года. Уже в конце декабря 2018-го поэтапно заработали участки первой очереди протяженностью 190 км. Единственным исполнителем работ по проекту глава Крыма Сергей Аксенов без проведения конкурса назначил компанию ВАД. Это один из крупнейших подрядчиков Северо-Западного федерального округа. В числе проектов компании — федеральная трасса в обход Калининграда к чемпионату мира по футболу, транспортные развязки в Ленинградской области и Карелии. В 2017 году миноритарные совладельцы компании Валерий Абрамов и Виктор Перевалов заняли вторую строчку рейтинга Forbes «Короли госзаказа». Полная стоимость строительства «Тавриды» несколько раз пересматривалась в сторону увеличения: ФЦП 2016 года предполагала 144 млрд рублей, в 2017-м сумма выросла до 166 млрд рублей, в текущей редакции — до 174 млрд рублей. Электростанции «Таврическая» и «Балаклавская» — 71 млрд рублей Финансирование: 25 млрд рублей — за счет увеличения уставного капитала корпорации «Ростех»; 46 млрд рублей — за счет кредитов Освоенная сумма: 71 млрд рублей Исполнитель: «Технопромэкспорт» Строительство двух новых теплоэлектростанций должно было решить вопрос энергетической самодостаточности Крыма: даже после запуска 4-й линии энергомоста весной 2016 года на полуострове отключался свет. Первые блоки «Таврической» и «Балаклавской» заработали в октябре 2018 года. Суммарная мощность двух станций — 940 МВт — 90% от энергопотребления Крыма. Заказчиком выступило Минэнерго, подрядчиком — «Технопромэкспорт», «дочка» «Ростеха», строившая электростанции за рубежом еще во времена СССР. 25 млрд рублей на объект компания получила через внесение суммы в капитал материнской госкорпорации, а оставшиеся 46 млрд рублей привлекла в крымском банке РНКБ (100% акций принадлежит государству). Чтобы вернуть заем, «Технопромэкспорт» займется продажей электроэнергии крымских ТЭС. Строительство объектов не обошлось без скандала: на электростанциях установлены газотурбинные установки по технологии Siemens. Они были поставлены на полуостров вопреки договору между немецким концерном и «Технопромэкспортом» 2016 года, в котором прописано, что детали не будут использоваться в Крыму. Siemens подал иск к «Ростеху», однако Арбитражный суд Москвы отклонил его. Новый терминал аэропорта Симферополя — 48,3 млрд рублей Финансирование: 34,9 млрд рублей — кредиты, 13,4 млрд рублей — имущественные взносы Минэкономразвития в уставной капитал Освоенная сумма: 48,3 млрд рублей Исполнитель: «Аконс Про» (в прошлом «Альфа Констракшн», подконтрольна турецкой группе Teman) Новый терминал «Симферополя» — единственный действующий пассажирский аэропорт на территории полуострова — открылся в апреле 2018 года. А впервые о планах по строительству объекта власти Крыма объявили тремя годами ранее. Выделение бюджетных средств не предполагалось: финансирование — в совокупности 32 млрд рублей — должно было идти из собственных средств аэропорта и от частных инвесторов. В августе 2016-года госбанк РНКБ, работающий в Крыму, и банк «Россия» Юрия Ковальчука и его партнеров выделил на строительство 34,9 млрд рублей до 2031 года (14 млрд рублей — тело кредита, 20,9 млрд рублей — проценты), сообщала газета «Ведомости». В рамках сделки было создано юрлицо ООО «Международный аэропорт Симферополь» (49% у правительства Крыма, 51% у банков-инвесторов), которому передали все имущество аэропорта. В обеспечение кредита компания заложила имущество, договор подряда и 100% уставного капитала. «Крымская» ФЦП также предусматривает 13 млрд рублей на реконструкцию аэродрома: ремонт второй взлетно-посадочной полосы, строительство диспетчерской вышки, ограждения, установку светосигнального оборудования. В пресс-службе Минэконоразвития Forbes уточнили, что эти средства уже доведены до совета министров Крыма, а им, в свою очередь, до аэропорта — в виде имущественного взноса. В начале апреля 2019-го власти объявили о выделении дополнительных 3 млрд рублей на реконструкцию «Симферополя». Энергомост в Крым — 46,7 млрд рублей Финансирование по ФЦП: суммарная стоимость объектов «энергомоста» — около 46 млрд рублей. Освоенная сумма: 46,7 млрд рублей Исполнитель: ЦИУС ЕЭС После присоединения Крыма к России поставки электроэнергии на полуостров со стороны Украины, от которых местная энергосистема зависела на 70-80%, резко сократились. Минэнерго поручило выправить ситуацию «дочке» ФСК ЕЭС — Центру инжиниринга и управления строительством (ЦИУС ЕЭС). Группа объектов, обеспечивающая электроснабжение Крыма с территории России, получила название «энергомост»: он включает ряд подстанций (новых или модернизированных), высоковольтных линий и кабельный переход через Керченский пролив. Первая его линия была запущена в декабре 2015-го. Самым резонансным проектом «энергомоста» стала прокладка кабеля по дну Керченского пролива. Первый конкурс осенью 2014-го на 13,8 млрд рублей был отменен из-за отсутствия заявок должного качества. В 2015-м украинские радикалы подорвали линии электропередач, ведущие в Крым, практически полностью обесточив полуостров. Основной проблемой тогда стало отсутствие кабеля для подводного участка — в России он не выпускался, а зарубежные компании отказывались от поставки, опасаясь санкций. В итоге весной 2015-го ФСК заключила контракт с китайской Jiangsu Hengtong HV Power System на 4,9 млрд рублей. Реконструкция «Артека» — 32,9 млрд рублей Финансирование в рамках ФЦП: 17,2 млрд рублей Освоенная сумма: 32,9 млрд рублей Исполнитель: «Стройгазмонтаж» После распада СССР самый популярный советский пионерлагерь превратился в международный детский центр и стал государственным предприятием Украины. После смены юрисдикции Крыма «Артек» перешел на баланс российского бюджета. В 2014-м власти выделили более 1,2 млрд рублей на улучшение инфраструктуры центра: по данным Роспотребнадзора, тогда из десяти лагерей «Артека» работали только пять. В марте 2015-года правительство утвердило программу развития «Артека» до 2020 года. Генподрядчиком реконструкции и капитального ремонта стал «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга. За три года компания восстановила и ввела в эксплуатацию девять лагерей, а в 2017-м построила спальные корпуса еще трех. Позднее «Стройгазмонтаж» начал строить новый лагерь «Солнечный», рассчитанный на прием 1000 детей. После завершения всех работ «Артек» сможет принимать до 10 000 детей одновременно, в центре будут работать 5000 сотрудников. Железнодорожные подходы к Керченскому мосту — 19,9 млрд рублей Финансирование в рамках ФЦП: 17,758 млрд рублей Освоенная сумма: 19,9 млрд рублей Исполнитель: «Стройгазмонтаж» Компания Аркадия Ротенберга поучаствовала и в третьем крупном инфраструктурном объекте Крыма — строительстве железнодорожных подходов к Керченскому мосту. Контракт со «Стройгазмонтажем» в апреле 2017-го заключил Росжелдор. Стоимость объектов изначально составляла 16,9 млрд рублей, но в декабре 2018-го увеличилась почти на 3 млрд рублей. Новая линия соединит действующую сеть железных дорог Крыма с мостом. Строительство предполагает прокладку 18-километровой ветки: она примкнет к участку Керчь-Джанкой. Помимо самих путей, предусмотрены возведение эксплуатационных строений, прокладка тоннеля и другие работы. Начало временной эксплуатации ветки намечено на 1 августа 2019 года, завершение работ и сдача объекта — 1 декабря. Магистральный газопровод Краснодарский край–Крым — 10 млрд рублей Финансирование в рамках ФЦП: 9 млрд рублей Освоенная сумма: 9,9 млрд рублей Исполнитель: «Стройгазмонтаж» Хотя Крым и обеспечивал себя газом за счет собственной добычи, полуостров зависел от поставок электроэнергии c Украины. Когда у России возникла необходимость построить новые газовые электростанции мощностью 900 МВт, потребовался дополнительный газ. В апреле 2015-го Минэнерго и Минкрыма попросили 9,5 млрд рублей из федерального бюджета на возведение газопровода Кубань-Крым, писала газета «Коммерсантъ». Строительство газопровода доверили главному крымскому строителю — «Стройгазмонтажу» Аркадия Ротенберга. По данным ФЦП, помимо бюджетных средств, в проект вложили 9 млрд рублей из внебюджетных источников. На сайте «Стройгазмонтажа» компания указана как инвестор проекта. В декабре 2016-го из Краснодарского края на полуостров был запущен газопровод мощностью 2 млрд куб. м газа. В январе 2017-го «Стройгазмонтаж» предоставил объект в аренду государственному «Черноморнефтегазу», сумма контракта составила 988 млн рублей. В марте 2017-го проект вышел на плановый режим работы. Протяженность газопровода составляет 358,7 км. На поступающем газе работают две ТЭС. Республиканская клиническая больница имени Семашко —7 млрд рублей Финансирование в рамках ФЦП: 8,9 млрд рублей Освоенная сумма: 6,9 млрд рублей Исполнитель: «СГМ Груп» Республиканская больница под Симферополем строится за деньги из ФЦП. 12-этажный центр будет включать лечебно-диагностический и патологоанатомический корпусы, пищеблок и другие объекты. Больница рассчитана на 734 койки. Ее стоимость — 9 млрд рублей, что составляет более трети средств, предусмотренных правительством на развитие здравоохранения в Крыму до 2022 года. В марте 2019 года объект был готов на 75% и планировался к сдаче в сентябре. Как сообщил Forbes вице-премьер Крыма Евгений Кабанов, по состоянию на 1 апреля 2019 года на больницу потрачено около 6,9 млрд рублей. В феврале 2017-го портал Vademecum писал, что проектированием центра занималась компания «Москапстрой» (на тот момент 30,43% принадлежало АФК «Система» Владимира Евтушенкова), а строительством — «СГМ Груп», которую Vademecum также связывал с АФК. На запрос Forbes официальный представитель АФК «Система» Сергей Копытов сообщал, что холдинг не ведет инвестиционной деятельности на территории Севастополя и Крыма. Автоподходы к Керченскому мосту — 6,9 млрд рублей Финансирование в рамках ФЦП: 8,558 млрд рублей Освоенная сумма: 6,9 млрд рублей Исполнитель: ЗАО ВАД Автомобильные подходы к Крымскому мосту со стороны Керчи протяженностью 8,6 км соединяют мост с федеральной трассой «Таврида». Строительство четырехполосной дороги началось в феврале 2017-го. Полностью автоподходы (в том числе для грузового транспорта) были открыты в октябре 2018 года. Исполнитель контрактов по проекту ЗАО ВАД — участник рейтинга «королей госзаказа» по версии Forbes — Валерия Абрамова и Виктора Перепалова, включенных США в санкционный список. В марте 2018-го служба автомобильных дорог Крыма заключила с ВАД контракт на 3,4 млрд рублей. Прежний контракт на 5,8 млрд рублей при этом был расторгнут, однако на момент расторжения подрядчик уже выполнил работы на 3,5 млрд рублей. Таким образом, вся стоимость автоподходов составила 6,9 млрд рублей.