Войти в почту

Песни, демоны, олонхо. Особенности якутского театра

Чуть больше десяти лет в столице республики работает необычный Театр Олонхо. Труппа ставит спектакли на основе древнейшего эпоса якутов, который объявлен ЮНЕСКО одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества. Артисты соединяют этнический фольклор, танцы и песнопения. Благодаря сцене культура предков получает новое дыхание и передается юному поколению. О том, как национальный театр возрождает народные традиции, выбирает артистов и завоевывает популярность за пределами страны, — в материале ТАСС. Древность и спецэффекты Олонхо повествует о борьбе ботуров из Срединного мира с демонами абаасы, обитающими в Нижнем мире. Среди героев якутского сказания — пантеон божеств (айыы), которые живут в Верхнем мире. В отсутствие письменности у якутов эпос передавался из поколения в поколение в устной форме при помощи сказителей — олонхосутов. С появлением якутского письма в начале XX века отдельные тексты были изданы в виде печатных изданий и аудиозаписей. По данным исследователей, самые крупные олонхо пелись в течение семи суток (дней и ночей). «Нюргун Боотур Стремительный», наиболее известный из якутских эпосов, к примеру, состоит из 36 тыс. стихотворных строк. Театр помогает сохранять древнюю эпическую традицию, передавая ее в новой форме. «Когда олонхо обретает форму спектакля, то приобретает другое значение. Появляется ощущение другого, более крупного явления. Все, кто хоть раз посмотрел наши постановки, уходят довольные», — считает основатель и художественный руководитель театра, государственный советник республики Андрей Борисов. Зритель получает полноценную театрализованную постановку с понятным слуху языком и техническими эффектами. В составе театра работают не только актеры, но и десять исполнителей олонхо, которые живут в разных районах республики. «Алгысчиты, мастера по исполнению якутского кругового танца — осуохай. Олонхосутам и исполнителям олонхо от 35 до 85 лет. Они обучают других актеров эпическому искусству», — отмечает заместитель директора театра Мария Турантаева. Театр сохраняет связь с населением, школами и молодежными центрами. «В последние годы во многих улусах открываются школы олонхо, в которых искусству исполнения древнего эпоса обучаются дети. Чаще всего это центры при сельских школах. Мы, в свою очередь, помогаем этим центрам ставить спектакли», — отмечает Турантаева. Как стать сказителем Быть рассказчиком сложно. Помимо актерского и певческого мастерства он обязан обладать даром импровизации и ораторским искусством. Исполнение — это, по сути, монолог, чередующийся с пением тойука (протяжная песня — прим. ТАСС). Здесь многое зависит от сказителя, его тона, интонации, настроения, манеры. Главное для актера Театра Олонхо — голосовые данные для пения тойука. Голос должен обладать особой окраской — кылысах, применяемой как специфическое украшение тойука и пения. «Наш театр — поющий. Тойук — главное выразительное средство, код якутской культуры. Он присутствует даже в детских спектаклях», — добавляет Борисов. В олонхо важна импровизация и вхождение в состояние турук (транс — прим. ТАСС). «Не обязательно исполнять олонхо по книге, слово в слово, здесь приветствуется импровизация, мастерство. В последнее время почти все спектакли сопровождаются живой музыкой. Национальные инструменты очень хорошо дополняют тойук. Речи персонажей поются для каждого в особой тональности, остальной текст сказывается говорком», — отмечает замдиректора театра. Расширяя границы Театр, созданный в 2008 году, пока не имеет своего собственного здания. Власти обещают построить культурный центр, в котором он разместится, к 2022 году. Пока же творческий коллектив имеет свой небольшой зал в Саха академическом драматическом театре. Однако, по словам Борисова, творческая группа осваивает другие форматы работы с аудиторией. «Мы давно освоили площадной жанр. Несколько спектаклей показали на площади Ойунского в Якутске», — рассказывает он. В этом году в Намском районе Якутии состоится Ысыах (праздник встречи лета), посвященный олонхо. Артисты театра выступят со спектаклем на его открытии. «Театр не маленький. По всем своим параметрам — большой. И по количеству актеров, и по масштабам», — говорит Борисов. Труппа гастролирует со спектаклями по улусам республики. «Наш театр уже не ищет своего зрителя. Куда бы ни приехали — всегда полные залы», — продолжает режиссер. Кроме этого, новое якутское искусство знают и за пределами республики и страны, в Греции, Франции, Японии, Китае и Киргизии. Популярность постановок, по мнению Борисова, связана с тем, что спектакли «театрально визуализируют эпос, созданный самим народом». «Народ саха сам удивляется, как он мог создать такие сюжеты, красоту и философию», — отмечает он. По его словам, театр все еще находится в стадии становления. «Он до конца не определился со своей эстетикой и ищет ее в самом олонхо… И этим интересен», — продолжает Борисов. У театра этот год особенный. Творческий коллектив является участником Всероссийского театрального марафона, посвященного Году театра в России. Именно Якутия открывала марафон в январе во Владивостоке. Якутские артисты исполнили обряд благословения — Алгыс. Церемония прошла на Приморской сцене Мариинского театра, ее зрителями стали порядка 1,5 тыс. человек. Далее труппа выступит в Санкт-Петербурге, Казани и Магадане. Артисты также приглашены и для участия в культурной программе Восточного экономического форума, который состоится в сентябре во Владивостоке. ​ Дмитрий Осипов

Песни, демоны, олонхо. Особенности якутского театра
© ТАСС