Музыкальный язык до Вильнюса не доведет

Вильнюсской консерватории в этом году исполняется 100 лет. Но это не совсем так. Хотя во всех официальных источниках 1919 год указывается как дата основания этого учебного заведения, в тот год открыли музыкальную школу в Каунасе, которая затем выросла в Каунасскую консерваторию. Она, в свою очередь, вошла в состав созданной сразу же после войны своей консерватории в Вильнюсе. Наконец, два вуза объединили в 1949 году. Таким образом, Вильнюсской консерватории в нынешнем её виде получается всего 70 лет. Все эти нюансы не умоляют достоинств столичной консерватории, последние 15 лет называющейся Литовской академией музыки и театра, и не отменяют главной сути — столичное учебное заведение по-прежнему остаётся культурной меккой этой прибалтийской страны. Не случайно консерватория находится на главной улице Вильнюса, европейской витрине города — проспекте Гедимина. Что недалеко от дома правительства и здания с богатой исторической «начинкой», где в советское время располагалось республиканское КГБ. Это соседство действовало угнетающе на тогдашнюю консерваторскую профессуру, ещё больше заставляло преподавателей сплотиться вокруг идеи не пускать в этот национальный храм искусства сторонних людей. Поэтому выпускникам московских музыкальных училищ путь в Вильнюсский «храм» музыки был закрыт. Большую часть дисциплин даже в советские годы здесь читали на национальном языке. Как вам такой лингвистический экзамен — сдать историю КПСС на литовском уже в первом семестре! При этом московские студенты хотели здесь учиться, исходя из соображений исключительно профессионального характера. Во-первых. Студенты дирижерско-хорового отделения имели уникальную возможность в свободное от занятий время петь в хорах католических костелов. Благо далеко ходить не надо — по прямой, пешком всего четверть часа до Главного Католического храма Литвы, где под сводами разлетается ввысь сочное хоровое многоголосие на утренних и вечерних службах. Уникальная практика по тем временам. Ведь в Москве в годы застоя петь в церквях студентам категорически запрещалось — в том же Гнесинском институте за этот проступок отчислили несколько ребят, обладателей редких по красоте голосов. Во-вторых, уровень преподавательского состава в советский период в Вильнюсской консерватории был потрясающе высоким. Вот два музыканта из этого списка, которые любили свою историческую родину и были её культурными послами в России после распада СССР. Это народные артисты Советского Союза скрипач и дирижер Саулюс Сондецкис — выпускник Вильнюсской консерватории, а потом её профессор. И Виргилус Норейка — знаменитый на весь мир тенор. Он тоже организовал свой класс в консерваторских стенах. Студенты Норейки принимали участие в российских вокальных конкурсах, но в середине 2000-х этот музыкальный ручеёк практически высох. В 2017 году в Литве организовали свой Первый международный конкурс имени Вергилиуса Норейки. Сам певец стал председателем жюри, в котором не было представителя из России, что местные СМИ объяснили соображениями политического характера. Норейка умер в 2018 году, Сондецкис ушёл из жизни двумя годами ранее. Без этих легендарных личностей, чьё искусство вышло за географические границы и политические условности, и без того нескладный хоровой строй совсем развалился. Впрочем, литовцы остаются верны себе и продолжают педалировать тему независимости. Похоже, ревностно защищать локальные музыкальные традиции они будут и следующие 100 лет. Кстати, в помещении бывшего КГБ теперь находится музей «Геноцида».

Музыкальный язык до Вильнюса не доведет
© News.ru