Войти в почту

Наступление синих заборов. Почему Ростов теряет свой исторический облик

Дискуссии вокруг стелы Победы на Театральной площади вновь оживили интерес ростовчан к архитектурному облику донской столицы. Многие уверены, что старый Ростов уже не спасти, другие сохраняют осторожный оптимизм. О эом, какова реальная ситуация, «АиФ на Дону» поговорили с государственным экспертом по историко-культурной экспертизе, старшим научным сотрудником ЮНЦ РАН Ириной Толочко. Снести - дешевле Юлия Морозова, «АиФ на Дону»: Прежде чем говорить непосредственно о Ростове-на-Дону, хотелось бы уточнить, что такое ландшафтная археология, на которой вы специализируетесь? Ирина Толочко: Ещё во время учёбы в РГУ меня очень интересовали древние верования, находки вещей, связанных с погребальными обрядами населения Нижнего Дона. После университета я долгое время работала на раскопках курганных могильников, в Танаисе - на городском некрополе. Вот так я занялась ландшафтной археологией. Это наука, которая позволяет не только реконструировать быт наших предков, но и природно-климатические условия в те далёкие времена. Мне интересны прикладные темы, связанные с ежедневной жизнью Ростова: состояние памятников, законодательство охраны памятников истории и культуры, т.е. то, что происходит здесь и сейчас. Только на территории Ростова сохранилось множество памятников археологии, начиная с самой ранней эпохи. И уникальные объекты архитектуры XVIII-XX веков. Все они - бесценное напоминание о прошлом Ростова, связующие звенья цепочки определённых исторических событий. - И как, на ваш взгляд эксперта, в Ростове обстоят дела с охраной памятников? - Ситуация критическая. Такого состояния памятников архитектуры, как при ушедшем в отставку Кушнарёве не было никогда! Это и безобразные реставрации, это исчезновение памятников, находящихся в охранном реестре. У всех на слуху история с разобранными и не воссозданными зданиями - кинотеатра «Россия» в парке Горького, водолечебницы доктора Рындзюна на Социалистиче­ской, 94. Десятки зданий находятся в аварийном, полуразрушенном состоянии. И схема одна и та же, собственник покупает старинное здание, обязуется его восстановить, а потом – пожар, следов поджога нет, якобы проводка замкнула. Такой объект только под снос. Далее появляется синий железный забор, из-за которого доносится урчание бульдозеров. И город получает очередную безликую многоэтажку. Выход из ситуации очень трудный, болезненный. Он, как и разруха, по словам незабвенного профессора Преображенского, «в головах», в сознании, в отношении людей к памяти и истории. - Только у нас так всё плохо? - К сожалению, это мировая тенденция. В той же Франции, о которой недавно писали все новостные мировые каналы в связи с пожаром в соборе Парижской Богоматери, сносят большое количество исторических архитектурных сооружений, в том числе и эпохи Средневековья и нового времени. Потому что и там процесс воссоздания и приспособления памятников архитектуры очень дорогостоящий, за проекты надо отдать немалые деньги, дешевле снести и построить новое здание, чем скрупулёзно изучать и воссоздавать особенности облика и внутренней планировки старых замков и храмов. - Но ведь в Москве вполне успешно стартовала программа «Памятник за рубль». Находят инвестора, для него после завершения реставрации аренда здания стоит 1 рубль. - Боюсь, что это не наш выход. Я люблю Ростов, но это торговый город. Все стараются подешевле купить, подороже продать. Это и неплохо, но скрупулёзное, неспешное восстановление памятников никак не вписывается в схему торговли. Считаю, что ВООПИиК (Всероссийское общество охраны памятников искусства и культуры - ред.) у нас работает замечательно, много объектов было спасено благодаря этой организации. Но слишком неравные силы в борьбе за объекты культурного наследия... Европа с азиатским шиком - Недавно вышел сериал «Ростов» про донскую столицу, который снимали почему-то в Ярославле... - Собственно вот итог ситуации с памятниками у нас в городе: авторы сериала, по их словам, не смогли найти в городе подходящую «натуру» для съёмок. И это, скорее всего, соответствует истине: даже на ещё сохранившихся старинных особняках стоят металлоконструкции, везде какие-то пристройки, а то и отпиленные балконы или рассыпающиеся стены. Ростова в фильме нет никакого, за исключением нескольких эпизодов, снятых на левом берегу. Использовано громкое имя «Ростов-папа» начала XX века, взят знаковый временной период из жизни города, когда Ростов называли «русским Чикаго». Это был богатый портовый, торговый город, третий в России по оборотам капитала. Улицы были застроены модными магазинами, архитектурными зданиями в стиле «модерн», были разбиты парки и скверы. Это был европейский город с азиатским шиком. А нам в сериале показали какое-то село. - В сериале мельком проскакивает легенда о подземном Ростове - подвалах, подземных ходах. Там же тоже кладезь интересной информации? - Мифов и баек с подземным Ростовом связано много. Недавно мой коллега стал хозяином знаменитого подвала в пер. Газетном (подвал поэтов, где потом располагался общественный туалет). Оказалось, что под этим подвалом ещё несколько этажей помещений. Там расположены комнаты для хранения угля и сложные системы отопления дома: керамические трубы, система вентиляционных вытяжек наверх, в комнаты здания. Сколько лет прошло, а коммуникации до сих пор целы. По этой схеме строились почти все богатые дома в Ростове. Но эти продуманные технологии мы утратили. Я изучала наследие Михаила Краснянского (до революции - горный инженер). В его архиве карты, материалы о геологии Ростова, о том, что происходило под городскими конструкциями. Данные о том, что из крепости Димитрия Ростовского шёл подземный ход чуть ли не в Парамоновские склады, не подтвердились. Ростов стоит на грунтовых водах, часть подземелий связана с водоотводными сетями, а не с какими-то таинственными ходами. Когда мы говорим о подземном городе, мы имеем в виду подземные коммуникации. Археологи, на помощь! - Слышала, что сейчас у археологов всё больше проводится спасательных мероприятий. Что имеется в виду? - Спасательная археология на самом деле очень важная часть нашей работы. Обычно памятники археологии (курганы, поселения) копаются под снос. То есть за нами идёт ковш экскаватора, потом на этом месте будут дороги, дома. Наша задача - провести в сжатые сроки качественные раскопки, систематизировать и опубликовать материал, чтобы сохранить для потомков как можно больше информации. Археология - жёсткая наука, по сути мы уничтожаем то, что раскапываем. Редко какие-то объекты консервируются и превращаются в музей. В 2002 году приняли 73-й закон о сохранении памятников истории и культуры РФ. Теперь, прежде чем начинать строительство (частного дома или многоэтажки), проект должен пройти множество стадий согласований. Одна из них - план мероприятий по обеспечению сохранности памятников археологии. До этого ни один бульдозер не должен двинуться с места. То есть, земельный участок проходит обязательную экспертизу. Идёт сбор архивного материала, полевые работы (шурфовка), технический отчёт, а потом эксперт по материалам исследований пишет акт историко-государственной экспертизы. Если обнаружено что-то представляющее культурно-историческую ценность, то начинаются мероприятия по спасательной археологии, проводятся раскопки. Сейчас это и есть главная работа археологов, научно-исследовательская деятельность занимает небольшой процент, поскольку это требует огромных средств. А сейчас финансирование сократилось. И почти вся российская археология - охранно-спасательная.

Наступление синих заборов. Почему Ростов теряет свой исторический облик
© АиФ Ростов