Богданович в разрезе. Как живет уральский город у большой дороги

В августе 2017 года небольшой промышленный и сельскохозяйственный Богданович официально праздновал 70-летие. А неофициально он застрял в пучине политического кризиса и формально на протяжении года жил без главы городской администрации – до тех пор, пока не вмешались областные власти и пока мэром не стал новый человек. Завершился ли кризис в уральском городе и каким будет его будущее – разбирался «АиФ-Урал». Знаменитая пробка Опытный дальнобойщик при упоминании Богдановича состроит мину или вспомнит его недобрым словом. Почему? Потому, что Богданович – это пробки и адские заторы. Те самые, что знают даже профессионалы-водители из Европы. Всё просто: исторически Богданович был городом, через который проходила Транссибирская магистраль, а позже – федеральная автотрасса Екатеринбург - Тюмень, соединяющие восток и запад России. Сам топоним произошел от фамилии генерала от инфантерии Евгения Богдановича, строившего железную дорогу в Сибирь. В конце XIX века небольшое поселение у железнодорожной станции Оверино назвали в честь полководца. Про него до сих пор вспоминают, когда говорят о государственнической принципиальности. Генерал не взял мзду от ушлых ирбитских купцов, лоббировавших проведение линииТранссиба через свой город и благодаря его стараниям в 1885 году на Урале появилось железнодорожное сообщение, связавшее Сибирь и западную часть России. Но городом Богданович стал только в 1947 году. И сразу же начал активно развиваться – в обе стороны от железной дороги. Правда, как выяснилось, себе в ущерб. С ростом автомобилизации его разрезало на две части: одна, южная, – административная, другая, северная, – промышленная. Активная застройка мешала развитию, поэтому встал вопрос о строительстве транспортной развязки, соединяющей обе части. Дорожная артерия без «тромбов» становилась вызовом для каждого нового градоначальника, поскольку была залогом жизни и процветания города. Но моста как не было, так и нет. И вряд ли он появится в ближайшие годы. Цена вопроса – около 450 млн рублей, которых Богдановичу при годовом бюджет в 1,9 млрд рублей просто не потянуть. Своих денег в городе мало: «местных» налогов едва наскребается около 200 млн, остальное – кто что подаст. Пока есть только одно решение – строительство трассы в объезд Богдановича. Этот проект готовит с расчетом до 2024 года ФКУ «Уралуправтодор», и нынешний глава Богдановича Павел Мартьянов питает надежды: у мэрии уже запросили необходимые документы для проектирования. При этом мэр считает, что мост всё равно необходимо строить: «Соединить север с югом – значит восстановить историческую справедливость. И дать городу толчок в развитии». Городской тромб Но пока одни местные жители простаивают в пробках, другие страдают физически. И это не преувеличение. Реальность такова, что жители северной части города порой не в состоянии дождаться кареты скорой помощи, а «южане» не могут получить необходимую медицинскую помощь в местной поликлинике. Это ещё один бич Богдановича, и решения этой проблемы нет долгие годы. Внешне больница напоминает заброшенные дома в чернобыльской зоне отчуждения, но с живыми людьми: облупившаяся штукатура, треснувший линолеум, старые окна и подтеки после дождя на потолке. Худо-бедно этой весной началась замена окон и частичный косметический ремонт. В приёмном отделении десятки людей на приём к невропатологу для прохождения разных комиссий. Почти все нервничают: «Вы вчера здесь не были. Больше 50 человек стояло в очереди, не все дождались. Врач принимает с 15:00, но приём начинается только в 16:00. Каждый из нас заплатил по 1,5–2 тыс. рублей, чтобы пройти четырёх врачей. В итоге толкаемся в очередях. Мы и в больницу стараемся не обращаться, не болеть, чтобы здесь не загнуться». «Я месяц ждала, чтобы записаться к лору. Сейчас мне надо на УЗИ, сказали прийти в пятницу, взять направление. И только потом скажут, на какое число. И так все врачи. Я сама была медиком, у нас такого не было. Чем они занимаются? Может, кадров не хватает? Но ведь по двое в кабинетах сидят», - сетует наконец осчастливленная талончиком пенсионерка Зоя Фарленкова. Инсайдеры из числа местных прямо говорят о том, что в нынешнем состоянии больницу оставили местные власти, державшие её на остаточном финансировании. Это означает, что в развитие вкладывалось 20–30 процентов от необходимого. Не асфальт кормит Впрочем, Богданович хоть и выглядит не вполне респектабельно и, имеет, как и другие муниципалитеты, проблемы с ремонтом дорог и взвинченными (почему? на этот вопрос нет ответа) платежами за «коммуналку» (около 5 тыс. рублей), но держится крепко благодаря экономике. Неофициально средняя зарплата в Богдановиче составляет 15–20 тыс. рублей, официально – около 30 тыс. При этом действительно жить, а не выживать позволяет бизнес, как малый и средний. Градообразующий Богдановичский огнеупорный завод пусть и не работает на полную мощность, как в советские времена, но предоставляет 2400 рабочих мест. Около 2000 работают в свинокомплексе «Уральский» – одном из самых крупных на Урале. А на уникальном комбикормовом заводе, где около 300 сотрудников, одна из самых высоких зарплат – до 50 тысяч рублей. В селе Гаршинское развивается частная ферма «Даждь», а старт посевной кампании на Среднем Урале был анонсирован СМИ на полях села Байны под Богдановичем. Тоже, говорят, показатель. Есть также и молокозавод, и мясокомбинат. Вообще, местные спорят, что именно основа экономики Богдановича - промышленность или сельское хозяйство. И при этом с горечью вспоминают заглохший фарфоровый завод. Этот завод выпускал не только «чайные пары», он также делал элементы боевых лазеров, способных сжечь американские спутники в ближнем космосе. Так или иначе, но город не кормится с асфальта, как, допустим, соседняя Белоярка. Там, не без гордости рассказывают местные, «основу экономики» составляют шаурмичные и шашлычные для дальнобойщиков. Если спросить любого в Богдановиче, чем он гордится, то сразу укажут на современный спорткомплекс «Олимп», ставший точкой притяжения для горожан всех возрастов, где проходят занятия по баскетболу, волейболу, йоге, иным направлениям, в том числе и разные турниры. И главное – бассейн, где занимаются и школьники, и ветераны локальных войн, и люди с ограниченными возможностями. Руководитель центра Татьяна Лакия, в прошлом депутат и руководитель социального центра при администрации города, прилагает все усилия, чтобы поднять его на новый уровень. Например, чтобы не было «уборщиц», а появились «специалисты по клинингу». Другое направление в «Олимпе» – возрождение ГТО, которое в этом году принесло результаты. Так, семья Савиных из Богдановича прошла региональный отбор и должна была представлять область на состязаниях в Сочи, но, к сожалению, из-за болезни мамы поездка сорвалась. Гордятся богдановичевцы и земляком – советским поэтом Степаном Щипачёвым, а ещё каждый год в начале июля проводят «Кашинский хоровод» на месте Камня двух колец в поселке Кашино, где венчался «уральский Толкин» Павел Бажов. Ну а знаменитое месторождение огнеупорных глин в селе Полдневом давно будоражит Интернет эффектными фотографиями с «уральского Марса». И только часовая пробка в трафике грузовиков через Богданович заставляет вновь и вновь чертыхаться. Поликлиника Константин Шестаков, пресс-секретарь регионального Минздрава: - О ситуации в больнице Богдановича мы знаем, есть план по материально-техническому обновлению, по ремонтам. Всё это будет приведено в порядок, но для этого нужны время и деньги. Без политики Павел Мартьянов, глава ГО Богданович: – Глава города, к сожалению, должен быть не только хозяйственником, но по факту ещё и политиком. И при этом быть ответственным за всё в городе. Как бы ко мне ни относились, я в любом случае буду работать на его благо. Я здесь родился, и я вернулся сюда из Екатеринбурга. Но любой политический кризис – шаг на три года назад в развитии города. Это очень похоже на формирование бюджетного процесса, рассчитанное на три года вперед. Не успел попасть в бюджетный процесс - на следующий год тебе не дадут денег. Я пришёл на место главы в декабре 2017 года. И если до меня ничего не было сделано, я – без рук. Маленькая Швейцария – на малой родине Татьяна Лакия, директор спортцентра «Олимп», бывший депутат думы Богдановича: – Основная проблема всегда и везде сегодня – отсутствие кадров, а не денег. Они не придут сами, их надо получать мозгами. Получать для той территории, на которой ты находишься и работаешь. Для этого сегодня имеются и национальные проекты, и региональные программы. Чиновники на руководящих должностях должны прежде всего думать о людях. Ведь в наших городах можно обустроить маленькую Швейцарию: сделать клумбы, создать «бродвейчики», благоустроить территории. Дело в том, что, когда уходит деревня, когда пустуют глазницы домов, начинают уходить и малые города. Население уходит в мегаполисы. Необязательно гнать трансферами деньги в большой город – необходимо подумать и о малых городах, о деревнях. Их нужно укреплять. И самые счастливые те, кто остается жить на малой родине: у нас нет такого количества асфальта, застеклённых небоскрёбов, мы, наконец, можем спокойно посадить дерево. На мой взгляд, чтобы люди не покидали малую родину, необходимо поддерживать и привлекать средний бизнес и создавать достойные рабочие места. Когда есть система взаимоотношений и междисциплинарного, и межведомственного уровня, тогда легче работать. Но система не может работать без кадровой политики. Хороший управленец должен не только уметь бумаги подписывать, он обязан понимать технологию работы с кадровым персоналом. Только опытная команда с хорошими практическими наработками сможет получить финансирование и в виде проектов, и в виде инвестирования, и в виде грантов. Получишь миллион – он вернется тебе в большем объёме. Может, не в деньгах, но в развитии. Дайте людям эту возможность! Сегодня многие предприниматели готовы содержать те же парки и скверы, но натыкаются на стену налогообложения. И бьются о неё, постепенно опуская руки. Потому что нет настроенного конструктивного диалога. Подписывайтесь на наш Telegram-канал – самое интересное и оперативное именно там. И без рекламы!

Богданович в разрезе. Как живет уральский город у большой дороги
© АиФ Урал