Остров-корабль на Яузе: о чем говорят стены уникального гидроузла Москвы
Сыромятнический гидроузел – один из водных старожилов Москвы, в этом году он отметит свое восьмидесятилетие. Здесь до сих пор исправно работают механизмы довоенных времен, стены украшают статуи изящных девушек, а дорогу техническим судам указывают ретро-светофоры. Начальник гидроузла рассказал корреспонденту РИА Недвижимость, как работает гидроузел, что спрятано за почти вековыми стенами и как сооружение спасает Москву от подтоплений. Между Чечерой и Черногрязкой С первого взгляда признать в здании Сыромятнического гидроузла "объект повышенной опасности" получается с трудом. Сооружение похоже на небольшой замок с мостиками, без заборов и барьеров и уютным зеленым сквером под стенами. Рядом, заглушая шум машин, с грохотом в Яузу падает вода. Вот только водопад на самом деле – значимая городская плотина, а попасть внутрь замка без специального разрешения невозможно. "Пару лет назад здесь был закрытый лес, неухоженная территория, только после реконструкции по городской программе пришлюзовую территорию как следует облагородили", – рассказывает начальник гидроузла Александр Матюхин, указывая на небольшую смотровую площадку. "Москвичи часто приходят сюда с собаками и детишками, чтобы посмотреть на речку, работу наших кораблей и насладиться красотой". Восемьдесят лет назад территорию будущего Сыромятнического гидроузла сложно было назвать красивой. Из-за слияния двух небольших речек – Чечеры и Черногрязки, – местность была болотистой, заброшенной и замусоренной, а Яузу, по словам Матюхина, "можно было перешагнуть". "Все изменилось в 1937 году, когда по личному решению Сталина начали проектировать этот гидроузел в рамках плана по обводнению Москвы-реки и ее соединению с Яузой. Изначально планировалось построить еще 2-3 шлюза, чтобы обеспечить отдых москвичей, подход пассажирских судов через ВДНХ и дальше, аж в район Химкинского водохранилища", – объясняет начальник гидроузла. Строительство Сыромятнического гидроузла завершилось в 1940 году. Чечеру и Черногрязку спрятали в подземные коллекторы. Всего за три года на их месте "выросли" три технических здания, посреди Яузы был создан искусственный остров – если смотреть с крыши, формой он напоминает корабль, на "носу" которого планировали установить памятник Сталину. Внутри гидроузла установили необходимое для работы оборудование. Но дальнейшим планам по обводнению Москвы не было суждено сбыться – всего через год после открытия узла началась Великая Отечественная война. Ни во время, ни после ее окончания к проекту так и не вернулись. "Если бы его завершили, сейчас можно было бы, например, сесть на кораблик у Кремля, доплыть до ВДНХ, поесть там шашлыков и вернуться обратно. На сегодняшний день пассажирского движения по Яузе нет, а через наш гидроузел проходят технические суда", – говорит Матюхин. Плавание по пропускам Два основных сооружения гидроузла, связанных его сотрудники называют по берегам – правый и левый. У правого шумит водосливная плотина длиной в 20 метров. Ее главная функция – регулировать уровень воды в верхнем бьефе, то есть в верхней части Яузы. "Разница высот между верхним и нижним бьефом – четыре метра. В период паводков и сильных ливней плотина позволяет поддерживать стабильный уровень воды в Москве-реке, для этого мы можем менять ее высоту. Таким образом нивелируется возможность подтопления, а значит в безопасности и город, и москвичи, и судоходство", – объясняет начальник гидроузла. В нижнем бьефе вовсю кипит работа, за плавучими заграждениями работает бригада на специальном очистном судне. По словам Матюхина, специалисты флота "Мосводостока" ежедневно очищают Яузу от природного и бытового мусора, который течением прибивает к береговой линии. Все отходы, которые работники поднимают на борт, затем отправляют на утилизацию. За чистотой следят и в верхнем бьефе. Дно перед плотиной каждый год обследуют водолазы и при необходимости чистят его от иловых отложений, которые Яуза несет сюда с самого Лосиного острова. Правое и левое здания соединяет небольшой мостик на высоте второго этажа. С него лучшего всего видно шлюз для пропуска маломерных судов: нижние и верхние ворота, камера, старомодные светофоры как из советской книжки. При проходе судна экипаж взаимодействует с нашей диспетчерской. Сначала диспетчер с помощью светофоров дает сигнал на вход в шлюз через нижние ворота. "После причаливания и обязательной швартовки борта в правильном положении мы закрываем ворота и наполняем шлюз водой примерно за 5 минут. Судно поднимается примерно на четыре метра, зеркало воды выравнивается, и по команде диспетчера и сигналу светофора судно продолжает путь через верхние ворота", - рассказывает Матюхин. Хотя через Сыромятнический гидроузел ходят только технические корабли "Мосводостока", за лето яузские диспетчеры проводят от 600 до 1000 шлюзований. Зимой, по словам начальника объекта, навигация через гидроузел прекращается, зато начинается подготовка к следующему сезону: ремонт здания и оборудования, диагностические и профилактические работы на объекте. Довоенная начинка Как и в любом замке, за стенами гидроузла прячутся собственные мифические существа. Большую часть каждого этажа в помещениях занимают огромные, довоенного образца механизмы управления галереями и затворами. Им, как и Сыромятническому гидроузлу, почти восемьдесят, но выглядят и работают они ничуть не хуже современных аналогов. "На правой стороне у нас водосбросные галереи, на левой – водопроводные. Если вдруг случится авария на плотине или поломка затвора, мы всегда можем пропустить через них воду, при этом сохранив ее уровень в норме", - отмечает Матюхин. Механизмы Сыромятнического гидроузла регулярно проверяют на исправность, в межсезонье их осматривают и ремонтируют здесь же, подвешивая многотонное оборудование на специальные рейки. По словам начальника объекта, они, как и все сооружения советских времен, строились с большим запасом прочности, а значит, способны прослужить еще очень долго. Всеми конструкциями гидроузла посменно управляют диспетчеры – "глаза и уши флота", по выражению Матюхина. Из диспетчерской они руководят флотом "Мосводостока", отслеживая каждое судно по GPS, передают задания или срочные вызовы, снимают или ставят борта на линию. Управление плотиной и шлюзом тоже на них, для этого в диспетчерской установлен огромный, похожий на рояль пульт. Хотя на Сыромятническом гидроузле работают всего 13 человек, включая электромонтеров и механиков, попасть сюда, уверяет начальник объекта, очень непросто. "Это непростая работа, и все, кто к нам приходит, уже имеют хороший опыт работы на флоте. Я и сам когда-то был капитаном, а теперь отвечаю за такой объект. И поверьте, другого такого сооружения в Москве точно не найдешь", - заключает Матюхин.