Войти в почту

Европейские оперные театры столкнулись с дефицитом топ-менеджеров

Ла Скала никак не определится с кандидатурой нового директора театра, обсуждение вопроса откладывалось несколько раз. Схожие проблемы и у Парижской оперы — там имя главного интенданта должны были назвать ещё в марте, но интрига сохраняется до сих пор. Два ведущих музыкальных театра Европы попали в цейтнот — до окончания контрактов нынешних топ-менеджеров — Александра Перейры и Стефана Лисснера соответственно — осталось недопустимо мало времени — всего лишь год с небольшим. Вопреки ожиданиям, административный совет Ла Скала на прошлой неделе не включил в повестку заседания вопрос о преемнике Перейры. Председатель совета, мэр Милана Джузеппе Сала пообещал, что назначение состоится до начала летних каникул. (Согласно афише, последний спектакль Ла Скала запланирован на 19 июля.) В шорт-листе три фамилии — Карло Фуортес из Римской оперы, Фортунато Ортомбина из театра Фениче и, наконец, Доминик Мейер, нынешний директор Венской оперы. Он — самый «раскрученный» из этой троицы претендент. Не случайно именно 63-летнего француза прочат на место главного директора Парижской оперы вместо уходящего с этой должности в 2020 году Стефана Лиснера (News.ru писал ранее, что Макрон затягивает с объявлением имени нового директора Парижской оперы). А если допустить, что Мейер выбирает, куда ему пойти работать после Вены, в Париж или Милан, и именно он тормозит кадровые назначения в обоих театрах? Александр Перейра, в свою очередь, пользуясь неопределенностью ситуации с назначением его преемника, со свойственной ему дерзостью заявляет, что он хочет сохранить свой директорский пост в Ла Скала еще на пять лет — до 2025 года. Это делает человек, который втянул миланский театр в несколько громких финансовых скандалов — на заре своей карьеры в главном театре Италии он хотел купить для Ла Скала несколько постановок Зальцбургского фестиваля, которым он параллельно руководил. Второй «конфуз», замешенный на больших деньгах, произошёл этой весной. 71-летний австриец пригласил войти в администрацию Ла Скала представителя Саудовской Аравии (министра культуры), который должен был пополнить казну театра на €15 млн. Проникновение иностранного капитала в сокровищницу итальянского искусства в обществе приняли в штыки. Пошли даже разговоры о досрочной отставке Перейры. В ответ мэр Милана заявил, что менеджер доработает до окончания контракта. Без каких-либо комментариев. Возможно, градоначальник находится под магией финансовых талантов нынешнего директора Ла Скала. Ведь именно мэрия Милана — главный государственный «спонсор» театра. В свою очередь, в эфире итальянского государственного радио RAI Перейра ранее говорил, что половину своего рабочего времени он тратит на поиски источников финансирования, и отметил, что по этому показателю «мы (Ла Скала. — News.ru) идём сразу после Метрополитен-опера». Впрочем, сравнение не очень корректное, если учесть, что Метрополитен-опера в Нью-Йорке — частный театр (государственное финансирование здесь порядка 0,3% от общего бюджета театра, превышающего $300 млн). Этот театр живет на деньги от продажи билетов и пожертвований как небольших фондов, так и таких гигантов, как General Motors и General Dynamics. На частные инвестиции ставятся не только репертуарные спектакли, но и реализуется проект по трансляциям на больших экранах по всему миру самых ярких постановок театра. Метрополитен-опера — единственный в мире музыкальный театр, который публикует свою финансовую отчетность, что предопределено с самого начала его формой собственности — в 1880 году он возник как акционерное общество Metropolitan Opera House Company. Финансовая прозрачность — это залог того, что генеральные директора Метрополитен-опера по определению отключены от денежных скандалов. Влиятельный генеральный директор театра, повелитель оперы Питер Гебл с 2006 года является убеждённым сторонником того, что человек в его кресле должен заниматься только творческими вопросами. Во многом благодаря такой системе распределения обязанностей среди руководства американцы освободили себя от головной боли каждые 5–10 лет менять гендиректора театра, так как отделили мух от котлет, выражаясь образно. В Европе, где оперные интенданты совмещают в своей деятельности творческие вопросы и финансовые, где в местных театрах по-прежнему высока доля государственных бюджетных субсидий, о ротации управленческих кадров в последние годы задумываются, когда заканчиваются два подряд контракта. Возможно, из-за этого негласного правила после 10 лет работы — с 2010 по 2020 годы — Доминика Мейера не оставили в Венской опере на третий срок, как он того хотел. Его кресло в следующем году займет Богдан Рошчич, ни дня в своей жизни не проработавший ни в одном театре. Назначение 55-летнего австрийца сербского происхождения встретило удивление не только в творческих кругах, но и партийных. Что ещё раз говорит о том, что в государственных оперных театрах Европы при решении кадровых вопросов на уровне топ-менеджмента учитывают многие факторы — художественные взгляды претендента, его финансовое чутьё, наконец, он должен быть консолидированной фигурой для политических элит. Поэтому в колоде оперных тузов много лет тасуют одних и тех же людей — Стефана Лисснера, Александра Перейру, Доминика Мейера. Рошчич — это новое лицо, джокер, если хотите, и Венская опера сильно рискует своей репутацией. А в миланской Ла Скала и парижской Гранд-Опера, похоже, боятся ошибиться в выборе, поэтому и тянут с назначением новых директоров. Возможно, никто сильно и не удивится, если Перейра, несмотря на свою одиозность, сохранит директорский пост в Ла Скала — в конце концов, он проработал здесь всего один срок. В любом случае ждать новых назначений и — совсем не обязательно — незнакомых имен в двух культовых оперных театрах Старого Света — Парижской опере и Ла Скала — осталось недолго.

Европейские оперные театры столкнулись с дефицитом топ-менеджеров
© News.ru