Не только эко-опера из Литвы. Альтернативный гид по Венецианской биеннале
11 мая открылась 58-ая Венецианская биеннале современного искусства. Помимо национальных павильонов, разбросанных по всему городу, в Венеции проходят сотни выставок. Независимый куратор современного искусства Александр Буренков рассказал про самые интересные проекты параллельной программы, которые проходят мимо радаров крупных медиа. Entropy Group Show Ocean Space в Церкви Сан-Лоренцо Главной новой площадкой, открывшейся в рамках Венецианской биеннале этого года, стал не первый постоянный арт-квартал в городе Giudecca Art District, а представительство австрийского фонда TBA21 Ocean Space в древней церкви Сан-Лоренцо в районе Кастелло. По легенде, именно в Сан-Лоренцо был похоронен Марко Поло. А церковь девятого века, закрытая для посетителей многие годы, вместе с уходящей под воду Венецией кажутся самым правильным контекстом для обсуждения проблем загрязнения океанов, биоразнообразия и глобального потепления. За последние годы фонд инициировал много масштабных научных и художественных экспедиций, приглашающих к диалогу на равных художников, ученых и междисциплинарных исследователей. Свой новый венецианский дом фонд открыл персональной выставкой американской художницы Джоан Джонас, пионера видеоарта и перформанса. Выставка сопровождается воркшопами для детей, аудио-визуальным выступлением нового проекта Sigur Rós, лекциями основателей ксенофеминизма Лабории Кубоникс и дискуссиями, организованными в сотрудничестве с нью-йоркским The New Centre for Research & Practice. Тайное братство Тинторетто от Пушкинского музея Еще одна недавно отреставрированная и функционирующая как выставочный зал церковь Сан Фантин обращена фасадом к знаменитому театру Ла Фениче. Там открылась выставка под кураторством Марины Лошак и Ольги Шишко, приуроченная к 500-летию со дня рождения великого венецианского художника Якопо Тинторетт. Экспозиция больше похожа на театральное действо, чем на традиционную музейную выставку. Каждое из произведений режиссера Дмитрия Крымова, концептуалистки Ирины Паховой и классика медиа-искусства Гэри Хилла в течение получаса поочередно занимает пространство церкви. Одно за другим, как акты в пьесе. Концептуальным центром выставки стала работа самого Тинторетто «Происхождение любви» 1562 года. Кроме того, музей разработал три маршрута по местам, где жил и работал Тинторетто, включая дом художника в Канареджо, церкви, где можно увидеть разные варианты его «Тайной вечери», а также Дворец дожей и Скуолу Сан-Рокко с его главным циклом росписей. Ретроспектива афроамериканских художников Коллектив AFRICOBRA появился в 1968 году в южном Чикаго после чикагских беспорядков во время движения за гражданские права в США. Название расшифровывается как African Commune of Bad Relevant Artists. Выставка AFRICOBRA: Nation Time – первый смотр работ коллектива в Европе с момента основания. Яркие цвета, эклектичная веселая палитра и броский текст сформировали узнаваемый стиль коллектива и помогли создать визуальный голос движения «черного искусства» (Black Art Movement) 1960-х и 70-х годов. На выставке представлено более сорока работ ключевых представителей AFRICOBRA, а также архивные фотографии, костюмы, аппликации, афиши, графический дизайн – все то, с помощью его художники пытались вывести искусство на улицу и тело человека. Влияние членов группы в качестве художников, педагогов и общественных деятелей вывело членов AFRICOBRA на передний план современных разговоров об истории, наследии и будущем черного искусства в Америке и во всем мире. Выставка китайского искусства Entropy Главное, что стоит увидеть на острове Сан-Джорджо Маджоре, – не выставка Шона Скалли, расположившаяся в соборе, и даже не ретроспектива классика Альберто Бурри. Интереснее – смотр современного китайского искусства, организованный фондом Faurschou. Выставка выглядит даже убедительнее, чем основной китайский павильон на биеннале. Она разделена на семь частей, каждая из которых посвящена творчеству одного из семи китайских художников. Ян Фудун, один из главных китайских видео-художников, снимает по большей части на 35-миллиметровую пленку длинные и изысканные медитативные фильмы, похожие на видео-панно, которые сам же сравнивает со средневековыми свитками. В то время как самый молодой участник выставки – Чен Тьанжуо конструирует тотальную среду, похожую на место проведения загадочного мистического ритуала и составленную из китчевых образов. Чен Тьанжуо совмещает футуристическую эстетику киберпанка, японского аниме и танца буто, а также всего спектра клубной культуры – от лондонской рейв-сцены до нью-йоркского квир-хип-хопа. Кажется, более разных художественных голосов в одном месте просто невозможно представить. Выставка «Время, вперед!» фонда V-A-C Лучший проект, организованный российской институцией в Венеции в этом году, – «Время, вперед!» фонда V-A-C в собственном пространстве на набережной Дзаттере. Выставка почти полностью состоит из новых работ художников, размышляющих о меняющемся отношении ко времени, при том не только с акселерационистских позиций. Название проекта — «Время, вперед!» — иронически переосмысляет известный лозунг XX века, который теряет свою значимость в эпоху постоянного ускорения и тревожности, в которых человек перестает различать границы между фактом и фейком, настоящим и будущим. Международные звезды, среди которых Тревор Паглен, Харун Мирза, Джеймс Ричардс, Валид Раад, Адам Линдер, Александра Доманович – и молодые российские художники изучают временные парадоксы и психологию восприятия времени под воздействием технологий, черпая вдохновение в таких научных дисциплинах, как физика, генная инженерия, геология, социальная психология и даже юриспруденция. Публичная программа «Время, вперед!» будет сопровождать выставку до ее закрытия в ноябре, уделяя особенное внимание потенциалу временных режимов повседневной жизни и времени городского пространства. Среди хайлайтов программы – death-сafe с художниками и теоретиками и рефлексия над танцевальными ритуалами от авторов нашумевших перформансов. Исследовательский павильон в монастыре Сала Дель Казино Уже третий раз Университет искусств Хельсинки организовывает Исследовательский павильон (Research Pavilion) в живописном монастыре Сала Дель Казино в дальней части острова Джудекка, в отдалении от большинства выставок биеннале. Его цель – расширить диалог между современным искусством и научными исследованиями. Два года назад в рамках темы «Утопия доступа» павильон привлек более ста художников-исследователей из европейских художественных университетов для создания новых проектов в области искусства, музыки, перформанса и кураторских стратегий. В этом году почти 50 художников-исследователей в семи исследовательских ячейках-модулях примут участие в почти годичном процессе, в ходе которого темы и программа Исследовательского павильона будут развиваться и формироваться в совместных дискуссиях. Среди тем исследовательских модулей есть и такие экзотичные, как «Следы антропоцена», «Приюты» и «Архипелаг кладбищ». Проект тайваньской художницы Шу Ли Чеанг в бывшей тюрьме Музей изобразительных искусств Тайбэя представил на Венецианской биеннале сольный проект классика азиатского нет-арта и кибер-феминизма Шу Ли Чеанг 3x3x6 в Palazzo delle Prigioni, бывшей тюрьме, где в свое время отбывал свое заключение Казанова. Название выставки 3x3x6 выбрано в соответствии со стандартами тюремных камер площадью 9 квадратных метров, постоянно просматриваемых шестью камерами видеонаблюдения. Шу Ли Чеанг снимает театрализованные видео-эссе о семи известных историях лишения свободы за гендерное, сексуальное и расовое несоответствие, как в прошлом, так и в настоящем. 3x3x6 ставит под сомнение правовые и визуальные режимы, которые со временем сформировали современные сексуальные и гендерные нормы.