Несмотря на часто повторяемый миф о том, что консультативное заключение Международного суда в Гааге и Брюссельское соглашение подтверждают независимость Косово, мы так и не увидели, чтобы эти события ускорили или замедлили признание Косово. Через семь лет после последнего заседания в Скупщине Сербии о Косово сербское правительство внезапно решило оповестить депутатов о чем-то, касающемся Косово. Этот цирк начнется после нескольких лет, на протяжении которых Белград и Приштина встречались под присмотром Европейского Союза. Все это время Брюссель упорно работал над тем, чтобы Сербия передала последние полномочия над севером Косово правительству в Приштине. И все же Сербия по-прежнему формально не признает Косово, как и еще 85 стран. С момента провозглашения независимости Косово прошло более десяти лет, и декларации о независимости предшествовали переговоры между специальным посланником ООН Марти Ахтисаари, Белградом и Приштиной. Тогда главенствовало мнение США, Франции и Великобритании о том, что Косово должно стать независимым государством. Сербия, Китай и Россия выступили против. Не слишком заботясь об их мнении, западные союзники поддержали позицию ведущих стран Запада, и временная администрация в Приштине 17 февраля 2008 приняла декларацию о независимости. С тех пор и по настоящий момент Косово признали 107 стран. Благодаря откровенной поддержке США, Великобритании и Франции, Косово признали 35 стран Европейского Союза и НАТО за первые три месяца после принятия декларации о независимости. До конца 2008 года Косово признали еще 53 государства, то есть почти половина от общего числа. Однако, несмотря на американскую поддержку, количество новых стран, признающих независимое Косово, стало стремительно сокращаться с середины 2008 года. С тех пор Косово признавала одна-две новые страны в месяц. К концу 2014 года международное признание Косово стало редкостью, хотя Международный суд в Гааге принял консультативное заключение о том, что декларация о независимости не противоречит международному праву, а Брюссельское соглашение дало понять, что Сербия может признать Косово. В последний раз еще одна страна признала Косово 15 февраля 2018 года. С тех пор количество стран, отказавшихся от признания, достигло десяти. Получить признание всех стран Косово так и не удалось. Кто признал Косово? Помимо ближайших союзников США из Европейского Союза и НАТО, Косово признали другие западные демократии (Япония, Южная Корея и Австралия), а также американские партнеры и клиенты, включая страны Залива, Египет, Афганистан, Пакистан и большая часть бывших французских колоний в Африке. Среди стран Европейского Союза только Словакия, Испания, Румыния, Греция и Кипр отказались признавать Косово, вероятно, из-за того, что и у них есть районы компактного проживания национальных меньшинств, а также есть опыт сепаратизма. С другой стороны, страны, выступающие против признания Косово, явно сплотились вокруг стран БРИКС, в том числе это бывшие советские республики и большая часть Латинской Америки. Разделение на два лагеря «за» и «против» признания Косово говорит о том, что, возможно, оно не случайно и что влияние крупных держав играет важную, если не определяющую, роль в решении других государств о признании Косово. Другие случаи частичного признания, такие как Израиль, Палестина, Южная Сахара, Тайвань, а также Абхазия и Южная Осетия, тоже происходят в тени сильнейших. Все эти примеры с Косово объединяет удивительное для теории признания отсутствие массовых признаний, несмотря на то, что сецессионистским силам удалось установить стабильную власть на отделенной территории. В новом совместном исследовании, которое я недавно представил на конференции в Колумбийском университете в Нью-Йорке, мы рассмотрели этот вопрос, проанализировав время признания Косово, то есть выяснили, почему некоторые государства признали его сразу, другие позднее, а третьи вообще не признали. Мы пришли к выводу, что государства с крепкими экономическими и военными связями с Соединенными Штатами признавали Косово быстрее, а те, кто поддерживает такие же связи с Россией, делали это медленнее или не делали вообще. Американо-российская борьба вокруг Косово? В статистической части мы проанализировали 193 государства-члена ООН, распределив их по месяцам, начиная с провозглашения независимости и до 2018 года. В качестве меры экономического влияния мы воспользовались данными об американских и российских прямых зарубежных инвестициях в год. Что касается меры военного влияния, то мы привлекли данные о продаже оружия. Самое большое внимание в исследовании мы уделили американскому и российскому экономическому и военному влиянию, поскольку две эти державы являются основными субъектами в вопросе о независимости Косово. Кроме того, мы учли еще несколько важных факторов, такие как предыдущий опыт сепаратизма, доля мусульманского населения, уровень демократии и благосостояния, а также количество месяцев, прошедших после заключения Международного суда в Гааге и достижения Брюссельского соглашения. Импорт американского оружия оказал благоприятное воздействие на ускоренное признание Косово в первые несколько месяцев после провозглашения, а эффект от импорта российского вооружения был негативным или весьма слабым. Например, у стран, которые ежегодно закупали хотя бы сто единиц американского оружия и боевых комплексов, было на 25% больше шансов признать Косово сразу после провозглашения независимости. А вот покупатели такого же количества российского оружия были на 15% менее заинтересованы в признании Косово. Примечательно, что влияние американского экспорта очень слабело уже через два месяца после провозглашения независимости, а к концу года уже вообще не оказывало никакого воздействия на признание. Это означает, что независимость Косово поддержали ближайшие американские союзники и клиенты. Что касается российского негативного влияния на признание Косово, то наиболее выраженным оно было в первые несколько месяцев после февраля 2008 года, и со временем это влияние, в отличие от американского, не утратилось. Буквально все до одного российские союзники и клиенты из стран постсоветского пространства поддержали позицию Москвы о непризнании Косово. Влияние американских и российских прямых зарубежных инвестиций оказалось весьма слабым, вероятно, потому что они в большей мере преследуют частные, нежели государственные интересы. Так или иначе, но влияние американских прямых зарубежных инвестиций сказывалось только тогда, когда речь шла о суммах от ста и более миллионов долларов в год. В таком случае получатель американских прямых зарубежных инвестиций признавал Косово в марте-августе 2008 года. Крупнейшими получателями американских прямых зарубежных инвестиций, за исключением Индии и Китая, являются одновременно ключевые американские партнеры в Европейском Союзе (Бенилюкс, Франция, Италия и Германия), Восточной Азии и Океании (Австралия, Япония и Южная Корея), Латинской Америке (Колумбия), на Ближнем Востоке (Египет, Иордания и Турция), а также в Персидском заливе и Пакистан. Влияние российских прямых зарубежных инвестиций было крайне невелико. Если страна получала сто миллионов долларов российских прямых зарубежных инвестиций, это повышало вероятность, что оно не признает Косово, всего на три процента. Среди других феноменов я выделю несколько интересных. Несмотря на часто повторяемый миф о том, что консультативное заключение Международного суда в Гааге и Брюссельское соглашение подтверждают независимость Косово, мы так и не увидели, чтобы эти события ускорили или замедлили признание Косово. Неожиданностью стало и то, что опыт стран, сталкивавшихся с сепаратизмом, никак не влияет на признание Косово. Наконец, страны с подавляющим мусульманским населением намного скорее признавали Косово, хотя самое густонаселенное мусульманское государство Индонезия все еще не признало независимость Косово. Взгляд в будущее Ситуация, сложившаяся в вопросе о признании Косово, отражает соотношение сил между Россией и США, которые пользуются большим влиянием, чем РФ. Благодаря американской поддержке Косово удалось получить признание более ста государств и избежать судьбы Абхазии, Южной Сахары и Тайваня. Американская поддержка позволила Косово стать членом нескольких международных организаций, начиная с Международного валютного фонда и Всемирного банка и заканчивая ФИФА. И тем не менее Косово еще ждет у дверей ООН, прежде всего, из-за того, что Китай и Россия блокируют его вступление в эту международную организацию. Членство в ООН не требуется Косово, чтобы существовать как независимое государство и продолжать получать признание, однако членство в международной организации обеспечивает стране международную легитимность. Несмотря на масштабную помощь и лоббирование Соединенных Штатов, главных членов Европейского Союза и НАТО, Приштине до сих пор не удалось получить признания Сербии. А это считают важнейшим шагом на пути к членству в ООН. Но остается вопрос, достаточно ли сербского признания Косово, чтобы оно стало членом ООН, если этому продолжат противиться постоянные члены Совета безопасности ООН Китай и Россия. Китай уже много лет не может решить проблему с Тайванем, Синьцзяном и Тибетом. Россия, в свою очередь, оправдывает интервенцией НАТО собственную интервенцию в Грузии, Крыму и на Восточной Украине. Несмотря на попытки Приштины добиться максимального признания, судя по всему, разрубить этот Гордиев узел в пользу Косово удастся не благодаря большому числу признаний, а благодаря большим державам.