Пять самых распространенных мифов о программе реновации
28 мая прошли собрания участников публичных слушаний по проектам планировки кварталов по программе реновации в пяти районах столицы. Жители смогли задать интересующие их вопросы, а проектировщики постарались развеять их опасения. «ВМ» подобрала пять самых распространенных мифов, которые беспокоят горожан, и обратилась к экспертам с просьбой развенчать или подтвердить эти мифы. Переселения проходят по закону Степан Орлов, председатель комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике: — Несмотря на то, что с момента принятия программы реновации жилого фонда прошло более полутора лет, все еще встречаются люди, которые сомневаются в ее честности. Один из самых распространенных мифов — будут переселять за Московскую кольцевую автомобильную дорогу (МКАД). Могу с уверенностью сказать, что это не так. Когда мы только начали обсуждать эту программу, то изначально были сформулированы четкие гарантии мэра Москвы, а на их основе был подготовлен и принят закон города Москвы. Уже потом, опираясь на предложения столицы, был разработан и принят Государственной думой России федеральный закон. Естественно, московский закон не противоречит федеральному ни по одному из пунктов. Так вот согласно всем этим принятым законам, переселение по программе реновации идет в рамках района, в котором проживает человек. Речь идет даже не об административном округе, а именно о районе. Это очень важно, я считаю. Более того, городские власти стараются подбирать площадки для переселения таким образом, чтобы человек не уезжал даже за пределы своего микрорайона, то есть его новый дом будет находиться в пределах шаговой доступности от прежнего места жительства. Если говорить о территории Новой Москвы, то там тоже реализуется программа реновации жилого фонда, но для жителей Троицкого и Новомосковского административных округов. Переехать жить в другой район или за МКАД можно, но только если человек сам этого хочет. То есть для этого нужно его письменное согласие. Пока что ко мне таких обращений не поступало. Если такое и произойдет, то это скорее будет исключение из правил, чем регулярная практика. В любом случае, это будет возможно только по личному заявлению человека и с его согласия и никак иначе. Большинство людей, конечно, хотят остаться жить в своем районе. Они привыкли пользоваться близлежащими школами, поликлиниками, магазинами. И город делает все, чтобы не вырывать человека из привычной ему среды, чтобы он переехал в новый комфортабельный дом, квартиру большего размера, чтобы у него была возможность пользоваться лифтом. Если говорить в целом, то мне кажется, что нам удалось объяснить москвичам цели и задачи этой важной городской программы. Законодательно были закреплены все необходимые гарантии. Конечно, вопросы еще остаются у жителей. Они их задают, в том числе, когда приходят ко мне на прием. Например, жители дома сначала проголосовали против вступления в программу реновации, а потом передумали и теперь задаются вопросом, как в нее попасть. Просят меня помочь. Это лишний раз говорит о том, что люди со временем стали больше доверять этой программе, убедились, что все по закону и никакого подвоха нет. Возводим дома разной этажности Анатолий Пилепчук, замначальника территориальной проектно-планировочной мастерской Южного административного округа: — В ходе реализации программы реновации жилфонда в столичных районах строятся разные дома. Неправда, что вместо пятиэтажных домов в Москве будут только одни высотки. В рамках программы предусматривается возведение домов разной высоты — начиная девятиэтажными домами и заканчивая 22-этажными. Но количество этажей в будущем доме рассчитывается не просто так. Очень большую роль играют особенности той территории, на которой будет строиться здание. Также важны и площади пятиэтажных домов, которые нужно расселить. Короче говоря, существует целый ряд определенных причин, почему дом строится именно здесь, а не в каком-то другом месте. При этом общих критериев при разработке проектов нет — все очень индивидуально. Возведение высотных домов необходимо для улучшения жилищных условий. Обращу внимание, что первые этажи в этих домах будут нежилыми. Также проекты предусматривают создание больших лифтовых холлов, подъездов, вестибюлей. Конечно, площадь здания за счет этого увеличивается. Поэтому строительство высоток неизбежно, но это вовсе не значит, что Москва будет вся ими застроена. Так, во многих районах столицы появятся 10–14-этажные дома. Кроме того, есть такие дома, которые будут построены внутри периметральных застроек, когда здания расположены строго вдоль улицы. В таких домах преобладающая высота будет достигать приблизительно девяти-десяти этажей. И эти дома достаточно трудно назвать многоэтажными. Отмечу, что дома по программе реновации строятся так, чтобы не портить, а, напротив, только улучшать облик столицы. Если в районе построить дома одинаковой этажности, похожие друг на друга настолько, что их трудно отличить, это будет некрасиво и неэстетично. Мы стремимся к тому, чтобы каждый дом был по-своему индивидуальным. Кроме того, мы прислушиваемся к мнениям жителей сносимых пятиэтажек. Каждый человек, чей дом вошел в программу реновации, может принять участие в публичных слушаниях, присоединиться к обсуждениям, посетить экспозиции готовых проектов, а также пойти на встречи с главами управ и высказать свои предложения. Мы корректируем проекты в соответствии с замечаниями, которые вносят москвичи. Конечно, мы рассчитываем на объективность. Важно, чтобы человек высказывался не только в одиночку, но и вместе с другими жителями, которые разделяют его мнение. Парковок хватит всем Норайр Блудян, директор и председатель правления «Транспортной ассоциации московской агломерации»: — На сегодняшний день вопроса о том, что в связи со строительством домов по программе реновации жилищного фонда в нашем городе могут возникнуть какие-либо сложности с парковочным пространством, не стоит. По крайней мере, в профессиональном сообществе этот вопрос на данный момент не обсуждается. Понятно, что новые дома строились раньше и будут строиться в будущем, и парковочные места, начиная уже с проектных заданий, находятся во всей градостроительной документации в соответствии с предъявляемыми требованиями современного мегаполиса. Таким образом, как-то связывать строительство новых многоквартирных жилых домов с проблемами парковочного пространства, то есть выделять это в отдельную проблему в рамках взятой программы, никаким образом нельзя. Конечно, существуют традиционные проблемы, связанные с организацией парковочного пространства поблизости с жилыми домами, но в данном случае тема так называемых «парковочных войн» мне кажется намеренно кем-то выдуманной и представленной в таком виде. Это никак не связано с программой реновации жилищного фонда, которая сегодня реализуется на территории нашего города. По моему мнению, одной из наиболее явных проблем на данный момент является то, что во дворах новых домов, построенных по программе реновации, свои автомобили начинают парковать другие жители района, причем не только соседи. Более того, место может занять человек, приехавший на своей машине с другого конца города, которому в этот момент понадобилось находиться на данной территории по тем или иным причинам. Но и эта проблема решаема. Один из наиболее простых способов найти противодействие в данном случае доступен самим горожанам — достаточно обустроить на дворовой территории шлагбаум, который не позволит парковаться тем, кто не является жителем многоквартирного дома. Исключение в таком случае — это приехавшие к жильцам гости на своих авто, а также машины экстренных служб. Кроме того, данный подход позволяет избежать сквозного проезда через дворовую территорию, то есть использования ее в качестве транзитной магистрали — с одной стороны въезжают, с другой выезжают. Установка шлагбаума является совершенно конкретным решением, которое может быть принято в самые кратчайшие сроки и способно разрешить множество проблем. Подчеркну, что вопрос закрытия дворовых территорий в Москве на сегодняшний день является стойкой тенденцией. Эта проблема должна решаться комплексно, и именно в контексте современного столичного парковочного пространства в целом. Парковочные места в многоквартирных домах, как правило, приобретают только те жильцы, которые действительно имеют личные транспортные средства и собираются ими пользоваться. Данный подход позволяет избежать возникновения дефицита. По этой же причине, как показывает практика современных мегаполисов мира, количество парковочных мест возле домов ниже, чем количество квартир. Это позволяет оставить больше места для обустройства на территории современных детских и спортивных площадок и различных зон отдыха. Подводя итог, я могу сказать, что сегодня в Москве есть весь инструментарий для решения задач в данном направлении. И столичные власти всегда идут москвичам навстречу в этих вопросах. Вырубку деревьев компенсируют Иван Галушкин, начальник экологической мастерской «Научно-исследовательский и проектный институт градостроительного планирования города Москвы»: — Программа реновации жилищного фонда предусматривает озеленение территорий и создание комфортной городской среды: в городе появятся новые зеленые дворы, благоустроены скверы и парки. Ее реализация не предполагает вырубку всех деревьев в столичных районах в ходе строительства домов. Однако деревья, которые попадают в пятно застройки и границы строительной площадки, к сожалению, будут удалены. На стадии подготовки проектной документации в обязательном порядке разрабатывается детальный проект благоустройства территории. В него входит компенсация сруба древесных насаждений, а также возможность их сохранения или пересадки на прилегающую территорию. Новые деревья будут высаживаться в соответствии с нормативами по озеленению города Москвы. Преимущественно будут использованы ценные породы деревьев. При разработке проекта благоустройства специалисты также учитывают особо охраняемые природные территории (ООПТ), находящиеся рядом с домами по программе реновации. На ООПТ никакие работы производиться не будут. Однако границы некоторых парков и скверов придется скорректировать при строительстве новых домов или их инфраструктуры. В таком случае проект планировки территории обязательно согласовывается со столичным Департаментом природопользования и охраны окружающей среды. Я также считаю важным добавить, что каждый проект планировки территории разрабатывается с учетом мнений москвичей. Свои предложения горожане могут высказать как на общественных слушаниях, так и в письменных обращениях. А увидеть, в каком доме они будут жить, как он будет выглядеть, — на выставках-экспозициях проектов программы реновации. В марте этого года можно было посетить экспозицию, где жителям показывали проекты по районам Северное Тушино, Ивановское, Метрогородок, Очаково-Матвеевское, Митино и Солнцево. А в апреле прошла выставка, на которой представили проекты по районам Бутырский, Бирюлево Восточное, Восточное Измайлово, Люблино и Свиблово. Критика неконструктивна Михаил Москвин-Тарханов, член Общественной палаты Москвы: — Когда реализовывалась старая программа сноса пятиэтажных домов, мы привлекали к этому процессу частных инвесторов. Они, вкладывая собственные средства, получали свою долю в квартирах, город делил с ними жилплощадь. Для того чтобы отселить людей из аварийных или ветхих домов первого этапа индустриального домостроения, нам приходилось увеличивать для них площади. Мы давали людям квартиры большего метража, а не метр в метр. Но плюс к этому мы в полтора раза больше площадей отдавали инвестору, который реализовывал их на рынке и покрывал свои убытки. Вот в то время плотность населения в районах действительно увеличилась, причем как минимум втрое. Сейчас мы делаем совершенно другую программу нового типа. Ее основой является бюджетное финансирование, нам ничего не нужно отдавать инвестору, и мы только улучшаем положение граждан: кто-то докупает квартиры, у кого-то появляются более просторная кухня, более широкая лоджия. Увеличение плотности происходит максимум в полтора раза, но это не приводит к существенному увеличению нагрузки на район ввиду удобных планировок, правильного размещения. Комфорт проживания граждан на высоком уровне. Тем не менее сегодня можно заметить попытки трех заинтересованных групп саботировать реализацию программы реновации. Первая группа — это люди, которые используют жилплощади в пятиэтажках в коммерческих целях, например, для организации хостелов. Этот бизнес подвергается риску, и, естественно, он хотел бы затянуть процесс, чтобы отбить вложенные средства. Вторая группа интересантов — это те, кто хотел бы использовать страхи и волнения людей в собственных политических интересах. Выборы в Мосгордуму не за горами, и очевидно, что сейчас начнутся различные разговоры, всевозможные проблемы будут высасываться из всех пальцев рук. Мы должны быть к этому готовы и должны помнить, что в программе реновации такой проблемы нет. Есть и третья заинтересованная группа — это те структуры, которые, в общем-то, отлучены от участия в программе реновации. Это те же самые частные инвесторы. Теперь они огорчаются, потому что у них появился незавершенный фронт работ и они очень хотели бы поучаствовать в программе. Тем не менее нужно понимать, что любая критика программы способствует лишь их хорошему самочувствию, однако при ее помощи они ничего не смогут достичь. Я считаю, что частные инвесторы должны идти в Московскую область или в другие регионы. Там тоже будет реновация, но в других регионах нет таких бюджетных возможностей, какие есть у Москвы. Очевидно, им придется привлекать инвесторов, вести уплотнительную застройку. Таким образом, я уверен, что в критике программы реновации, реализуемой сегодня в Москве, и в рассказах о проблеме колоссального увеличения плотности населения в спальных районах нет никакого конструктива.