Ещё
Меркель назвала победителя саммита в Париже
Меркель назвала победителя саммита в Париже
В мире
Пока вы не уснули: Запад о встрече Путина и Зеленского
Пока вы не уснули: Запад о встрече Путина и Зеленского
В мире
Кремль оценил инцидент с Лавровым и Зеленским
Кремль оценил инцидент с Лавровым и Зеленским
Политика
"Не надо кивать": Зеленский сорвался на Лаврова
"Не надо кивать": Зеленский сорвался на Лаврова
В мире

Венская опера отпраздновала свое 150-летие 

Венская опера отпраздновала свое 150-летие
Фото: Российская Газета
Грани прошлого и настоящегоКонечно же, опере в  гораздо больше 150 лет. Но лишь 150 лет назад для оперы и балета было построено отдельное здание, признанное тогда неудачным, но ставшее с тех пор одним из главных символов города, да и страны. Театр на новой тогда улице Рингштрассе был торжественно открыт 25 мая 1869 года оперой «Дон Жуан», которая тогда шла на немецком языке. Это при директоре Герберте фон Караяне в 1960-е начали петь оперы на языке оригинала. А едва ли не главной реформой директора на рубеже XIX и XX веков стало распоряжение не пускать слушателей в зал после начала спектакля — это в корне изменило отношение к опере, на которую до того смотрели в основном как на светское мероприятие. И это не единственные революции в мире оперы, совершенные именно в Вене, в театре, который сегодня насчитывает самый большой в мире репертуар — более 50 спектаклей — и является одним из важнейших национальных институтов Австрии. Само здание оперы, разрушенное американской бомбежкой 12 марта 1945 года, было восстановлено после войны, и его открытие в новом внутреннем облике в 1955 году стало главным символом послевоенного возрождения Австрии. Юбилей прошел при завершении директорства Доминика Мейера, и характерно, что следующий директор Богдан Рошчич, принимающий бразды правления летом 2020 года, также участвовал в праздничных мероприятиях. «Это просто совпадение, что юбилей пришелся на мое директорство. Юбилей — это повод оглянуться на прошлое, но мы хотели сделать это хорошо — чтобы венские любители оперы — а это здесь большая часть общества — могли получить от этого удовольствие, » сказал РГ Мейер. Собственно юбилейные дни, по замыслу Мейера, обрамляют представления оперы «Андре Шенье» с участием любимицы публики в партии Мадлен, в то время как ее муж  исполнял партию поэта Шенье. А ставшая классической постановка была призвана напомнить об истории оперной режиссуры на венской сцене. В самый же день 25 мая утром театр устроил концерт, призванный соединить в себе торжественный акт с праздничными речами и демонстрацию разных частей своего коллектива — выступали и сценический оркестр, и хор школы при театре, мужской и женский хоры, и артисты всемирно известного Венского филармонического оркестра, в основе которого — оркестр Венской оперы. В видеофрагментах были представлены и рабочие сцены, и костюмеры, и юристы, и пожарные. Всего здесь работают почти тысяча человек. Из них шестьдесят — солисты оперы. И среди них — россияне. Открыла концерт ария из оперы Массне «Вертер» в исполнении выпускницы московского ГИТИСа и зальцбургского Моцартеума , которая уже 4 сезона — яркая артистка венской оперы, а недавно дебютировала в Большом театре в . А затем она же и один из ведущих теноров венской труппы, выпускник московской хоровой академии имени Попова Павел Колгатин, пели, вместе с коллегами, квинтет из «Ариадны на Наксосе» . Участвовала в этом концерте — как и в большом концерте звезд на площади перед театром вечером в воскресенье — и ведущая солистка Венской оперы украинка Ольга Бессмертная, также не раз уже выступавшая в Большом. Родной дом для интернациональной труппыДля всех них Венская опера — родной дом, который позволил им сделать важнейшие шаги в своем творческом становлении, стать частью мощной традиции. «Это исполнение мечты, мой дом, борьба с собой, знакомство с великими людьми, » — так отвечает на вопрос, что для нее означает Венская опера, Назарова. А Колгатин вспоминает, с каким трепетом надевал костюм великого тенора 1960-х Фрица Вурндерлиха, когда его первый раз, в 25 лет, пригласили в Вену петь партию графа Альмавивы. Современный оперный мир — едва ли не самая интернациональная область деятельности. Через две недели на этой сцене прозвучит «Дон Паскуале» Доницетти, в котором, вместе с коллегами из Италии и Турции будут петь приглашенные звезды из России и Ирина Лунгу. А в конце июня Вена с нетерпением ждет полюбившуюся здесь солистку московского театра имени Станиславского и Немировича-Данченко , которая выступит в партии Аиды рядом и лауреатом конкурса имени Чайковского корейцем Йонгмином Парком. И в концерте на площади у театра в воскресенье вечером участвовали певцы из 13 стран, включая таких звезд, как , Роберто Аланья, Ферруччо Фурланетто, , Камилла Нилунд и . Из имен, пока не очень известных русской публике, необходимо назвать польского баса Томаша Конечного, необыкновенно ярко исполнившего арию из «Фиделио» Бетховена. В январе этого года он получил в Вене почетное звание Каммерзингера. Замыслом праздничного концерта, ради которого была перекрыта Рингштрассе, заполненная тысячами поклонников оперы и просто гуляющей публики, был выход Венской оперы на улицу. Поэтому артисты пели не только со сцены, но и с балконов соседних зданий. Лауреат первой премии конкурса имени Чайковского 2011 года, солист Венской оперы корейский бас Йонгмин Парк пел арию из «Макбета» Верди с балкона здания оперы, а австрийский бас Гюнтер Гройсбёк исполнил арию Гремина из "" Чайковского с балкона стоящего напротив отеля «Бристоль». Уличный и телевизионный праздник высокого искусства, транслировавшийся австрийским телевидением ORF, безусловно, получился. Остается пожелать, чтобы телеканал «Россия-Культура» купил у своих австрийских партнеров право показа этого концерта в России. Историческая премьера Главным же событием юбилейного празднования стала премьера оперы Рихарда Штрауса «Женщина без тени» с беспрецедентным звездным составом под управлением , прошедшая вечером 25 мая. Выбор именно этого произведения обусловлен не только особым отношением Вены к Рихарду Штраусу, который был директором оперы вскоре после Малера. Именно в Венской опере сто лет назад, в 1919 году, состоялось первое исполнение этого грандиозного музыкального полотна, так что премьерой 2019 года театр отмечает двойной юбилей — юбилей театра и юбилей «Женщины без тени». Символистская сказочная драма об обретении семейного счастья через гуманизацию одной главной героини — Императрицы, превращающейся из лишенного тени духа в способную рожать женщину, не отобрав в итоге такой способности у другой главной героини — Жены красильщика, написана на перегруженное философскими иносказаниями либретто венского поэта-декадента Гуго фон Гофмансталя — главного либреттиста Штрауса. Особые юбилейные условия позволили Венской опере собрать невиданный по своей звездности состав, представляющий собой элиту современных артистов вагнеровско-штраусовского репертуара. Жену красильщика пела Нина Штемме, Императрицу — Камилла Нилунд, Кормилицу — Эвелин Херлициус. В партии Императора выступил Стивен Гулд, а Красильщика — . Обычно в постановке опер этого направления могут участвовать один-два исполнителя этого класса. Но когда звезды встречаются на одной сцене, это производит сильнейшее впечатление. Выступая на праздничном приеме после премьеры, директор Мейер сказал, что «Женщина без тени» относится к «спящему репертуару», который должен ждать, пока соберутся надлежащие исполнители. «Не в каждом поколении бывают такие артисты, которых мы слышали сегодня», сказал Мейер. Однако, как и в других операх Рихарда Штрауса, в «Женщине без тени» успех в первую очередь зависит от оркестра. Под управлением Кристиана Тилеманна, признанного сегодня ведущим мастером немецкого романтического репертуара, гигантский оркестр (партитура Штрауса в этой опере оркестрована для более 150 инструментов, на которых играют около 120 музыкантов) звучал просто ошеломляюще. И речь тут не только и даже не столько о мощи, сколько о прозрачности, разнообразии, певучести и динамике исполнения от грома до полной тишины. Далеко не всегда Венский филармонический оркестр звучит так на спектаклях Венской оперы, как он звучал в юбилейный вечер. Французская постановочная группа (режиссер Винсен Хуге — последний ассистент знаменитого , сценография Орель Маэстр, художник по костюмам Клеманс Перну) -сделала спектакль благородно, без излишней суеты в движениях и изображениях, в простых глубоких красках и ощущении высокой романтики музыки Штрауса. Результат — 20 минут овации стоя от парадной премьерно-юбилейной публики. Казалось, дух Рихарда Штрауса присутствовал в этот вечер в театре, который он некогда возглавлял, а юбилейный спектакль оказался на уровне великой истории этого музыкального института Европы. Радостно, что к этому событию смогли прикоснуться и многочисленные зрители трансляции в московском парке «Зарядье» и любители оперы, пользующиеся интернет-трансляциями Венской оперы.
Видео дня. Чиновница матом призвала волонтеров «вджобывать»
Комментарии 1
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео