В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Венская опера отпраздновала свое 150-летие

Грани прошлого и настоящегоКонечно же, опере в гораздо больше 150 лет. Но лишь 150 лет назад для оперы и балета было построено отдельное здание, признанное тогда неудачным, но ставшее с тех пор одним из главных символов города, да и страны. Театр на новой тогда улице Рингштрассе был торжественно открыт 25 мая 1869 года оперой "Дон Жуан", которая тогда шла на немецком языке. Это при директоре Герберте фон Караяне в 1960-е начали петь оперы на языке оригинала. А едва ли не главной реформой директора на рубеже XIX и XX веков стало распоряжение не пускать слушателей в зал после начала спектакля - это в корне изменило отношение к опере, на которую до того смотрели в основном как на светское мероприятие. И это не единственные революции в мире оперы, совершенные именно в Вене, в театре, который сегодня насчитывает самый большой в мире репертуар - более 50 спектаклей - и является одним из важнейших национальных институтов Австрии.Само здание оперы, разрушенное американской бомбежкой 12 марта 1945 года, было восстановлено после войны, и его открытие в новом внутреннем облике в 1955 году стало главным символом послевоенного возрождения Австрии.Юбилей прошел при завершении директорства Доминика Мейера, и характерно, что следующий директор Богдан Рошчич, принимающий бразды правления летом 2020 года, также участвовал в праздничных мероприятиях. "Это просто совпадение, что юбилей пришелся на мое директорство. Юбилей - это повод оглянуться на прошлое, но мы хотели сделать это хорошо - чтобы венские любители оперы - а это здесь большая часть общества - могли получить от этого удовольствие," сказал РГ Мейер.Собственно юбилейные дни, по замыслу Мейера, обрамляют представления оперы "Андре Шенье" с участием любимицы публики в партии Мадлен, в то время как ее муж исполнял партию поэта Шенье. А ставшая классической постановка была призвана напомнить об истории оперной режиссуры на венской сцене.В самый же день 25 мая утром театр устроил концерт, призванный соединить в себе торжественный акт с праздничными речами и демонстрацию разных частей своего коллектива - выступали и сценический оркестр, и хор школы при театре, мужской и женский хоры, и артисты всемирно известного Венского филармонического оркестра, в основе которого - оркестр Венской оперы. В видеофрагментах были представлены и рабочие сцены, и костюмеры, и юристы, и пожарные. Всего здесь работают почти тысяча человек. Из них шестьдесят - солисты оперы. И среди них - россияне. Открыла концерт ария из оперы Массне "Вертер" в исполнении выпускницы московского ГИТИСа и зальцбургского Моцартеума , которая уже 4 сезона - яркая артистка венской оперы, а недавно дебютировала в Большом театре в . А затем она же и один из ведущих теноров венской труппы, выпускник московской хоровой академии имени Попова Павел Колгатин, пели, вместе с коллегами, квинтет из "Ариадны на Наксосе" . Участвовала в этом концерте - как и в большом концерте звезд на площади перед театром вечером в воскресенье - и ведущая солистка Венской оперы украинка Ольга Бессмертная, также не раз уже выступавшая в Большом.Родной дом для интернациональной труппыДля всех них Венская опера - родной дом, который позволил им сделать важнейшие шаги в своем творческом становлении, стать частью мощной традиции. "Это исполнение мечты, мой дом, борьба с собой, знакомство с великими людьми," - так отвечает на вопрос, что для нее означает Венская опера, Назарова. А Колгатин вспоминает, с каким трепетом надевал костюм великого тенора 1960-х Фрица Вурндерлиха, когда его первый раз, в 25 лет, пригласили в Вену петь партию графа Альмавивы.Современный оперный мир - едва ли не самая интернациональная область деятельности. Через две недели на этой сцене прозвучит "Дон Паскуале" Доницетти, в котором, вместе с коллегами из Италии и Турции будут петь приглашенные звезды из России и Ирина Лунгу. А в конце июня Вена с нетерпением ждет полюбившуюся здесь солистку московского театра имени Станиславского и Немировича-Данченко , которая выступит в партии Аиды рядом и лауреатом конкурса имени Чайковского корейцем Йонгмином Парком. И в концерте на площади у театра в воскресенье вечером участвовали певцы из 13 стран, включая таких звезд, как , Роберто Аланья, Ферруччо Фурланетто, , Камилла Нилунд и . Из имен, пока не очень известных русской публике, необходимо назвать польского баса Томаша Конечного, необыкновенно ярко исполнившего арию из "Фиделио" Бетховена. В январе этого года он получил в Вене почетное звание Каммерзингера.Замыслом праздничного концерта, ради которого была перекрыта Рингштрассе, заполненная тысячами поклонников оперы и просто гуляющей публики, был выход Венской оперы на улицу. Поэтому артисты пели не только со сцены, но и с балконов соседних зданий. Лауреат первой премии конкурса имени Чайковского 2011 года, солист Венской оперы корейский бас Йонгмин Парк пел арию из "Макбета" Верди с балкона здания оперы, а австрийский бас Гюнтер Гройсбёк исполнил арию Гремина из "" Чайковского с балкона стоящего напротив отеля "Бристоль". Уличный и телевизионный праздник высокого искусства, транслировавшийся австрийским телевидением ORF, безусловно, получился. Остается пожелать, чтобы телеканал "Россия-Культура" купил у своих австрийских партнеров право показа этого концерта в России.Историческая премьера Главным же событием юбилейного празднования стала премьера оперы Рихарда Штрауса "Женщина без тени" с беспрецедентным звездным составом под управлением , прошедшая вечером 25 мая.Выбор именно этого произведения обусловлен не только особым отношением Вены к Рихарду Штраусу, который был директором оперы вскоре после Малера. Именно в Венской опере сто лет назад, в 1919 году, состоялось первое исполнение этого грандиозного музыкального полотна, так что премьерой 2019 года театр отмечает двойной юбилей - юбилей театра и юбилей "Женщины без тени".Символистская сказочная драма об обретении семейного счастья через гуманизацию одной главной героини - Императрицы, превращающейся из лишенного тени духа в способную рожать женщину, не отобрав в итоге такой способности у другой главной героини - Жены красильщика, написана на перегруженное философскими иносказаниями либретто венского поэта-декадента Гуго фон Гофмансталя - главного либреттиста Штрауса. Особые юбилейные условия позволили Венской опере собрать невиданный по своей звездности состав, представляющий собой элиту современных артистов вагнеровско-штраусовского репертуара. Жену красильщика пела Нина Штемме, Императрицу - Камилла Нилунд, Кормилицу - Эвелин Херлициус. В партии Императора выступил Стивен Гулд, а Красильщика - . Обычно в постановке опер этого направления могут участвовать один-два исполнителя этого класса. Но когда звезды встречаются на одной сцене, это производит сильнейшее впечатление. Выступая на праздничном приеме после премьеры, директор Мейер сказал, что "Женщина без тени" относится к "спящему репертуару", который должен ждать, пока соберутся надлежащие исполнители. "Не в каждом поколении бывают такие артисты, которых мы слышали сегодня", сказал Мейер.Однако, как и в других операх Рихарда Штрауса, в "Женщине без тени" успех в первую очередь зависит от оркестра. Под управлением Кристиана Тилеманна, признанного сегодня ведущим мастером немецкого романтического репертуара, гигантский оркестр (партитура Штрауса в этой опере оркестрована для более 150 инструментов, на которых играют около 120 музыкантов) звучал просто ошеломляюще. И речь тут не только и даже не столько о мощи, сколько о прозрачности, разнообразии, певучести и динамике исполнения от грома до полной тишины. Далеко не всегда Венский филармонический оркестр звучит так на спектаклях Венской оперы, как он звучал в юбилейный вечер. Французская постановочная группа (режиссер Винсен Хуге - последний ассистент знаменитого , сценография Орель Маэстр, художник по костюмам Клеманс Перну) -сделала спектакль благородно, без излишней суеты в движениях и изображениях, в простых глубоких красках и ощущении высокой романтики музыки Штрауса. Результат - 20 минут овации стоя от парадной премьерно-юбилейной публики.Казалось, дух Рихарда Штрауса присутствовал в этот вечер в театре, который он некогда возглавлял, а юбилейный спектакль оказался на уровне великой истории этого музыкального института Европы. Радостно, что к этому событию смогли прикоснуться и многочисленные зрители трансляции в московском парке "Зарядье" и любители оперы, пользующиеся интернет-трансляциями Венской оперы.

Венская опера отпраздновала свое 150-летие
Фото: Российская ГазетаРоссийская Газета