Креатив на завалинке. Творческий подход возродит сибирскую глубинку?
26 мая российские бизнесмены отметили свой профессиональный праздник – День предпринимателя. Наверное, мало кто поспорит с утверждением, что этот труд – один из самых творческих: рынок год от года становится всё более насыщенным, клиент – разборчивым, простая схема «купи – продай» давно не работает. Чтобы заинтересовать потребителя своим продуктом, предпринимателю часто нужно что-то выдумывать или, как сейчас говорят, креативить. В мире вовсю набирает обороты целое направление, название для которого придумали британцы, – креативная экономика. Эксперты говорят, что присмотреться к этому новшеству стоит в первую очередь не городским и модным бизнесменам, а жителям богом забытых сёл, которым давно нужен «глоток свежего воздуха». Корреспондент «АиФ в ВС» разбирался в том, что же такое «креативная экономика» в понимании российских чиновников, предпринимателей и экономистов. Интересно, что трактуют они термин по-разному. Ювелиры – за стеклом Иркутянка Наталья Семёнова говорит, что соединяет в себе сразу две профессии, на первый взгляд, несовместимые: она историк-краевед, входит в Российское географическое общество и возглавляет общественное движение «Мы из Сибири», при этом уже 25 лет занимается бизнесом и консультирует других предпринимателей. «Осенью прошлого года, изучая краеведческий материал, я путешествовала по реке Белой по Усольскому и Черемховскому районам. Заехала в Тельму и увидела, что местная суконная фабрика (старейшая, ей почти 300 лет) заброшена, здание находится в критическом состоянии. У меня возникло желание каким-то образом помочь фабрику восстановить, и ко мне пришла идея: нужно создать туристический маршрут, началом которого стала бы Тельма, где гостям можно показывать и фабрику тоже», – рассказывает Наталья. По её задумке, в маршрут помимо Тельмы попадут ещё восемь населённых пунктов: Мальта, Холмушино, Узкий Луг, Бельск, Мишелёвка, Голуметь, Черемхово (там путники могли бы останавливаться на ночёвку) и Михайловка. «На всём протяжении этого маршрута – невероятная по красоте природа, уникальные места, которые сами по себе обладают ценностью. Чтобы они стали ещё больше интересны туристам, нужно добавить производственную «изюминку», – продолжает краевед-бизнесмен. – Мы предлагаем разработать конкретную специализацию для каждой из деревень и обучить людей, которые там живут, разным ремёслам. Например, в Мальте можно вспомнить старинные технологии рубки домов, в Холмушино – обирать и заготавливать дикоросы, квасить капусту в бочках и солить огурцы, в Мишелёвке даже придумывать ничего не надо, достаточно поставить на рельсы старую фарфоровую фабрику». Разрабатывать проект уже начали. Правда, совсем недавно – в этом году. Идею поддержал мэр Усольского района Виталий Матюха. У иркутянки нашлись единомышленники. К примеру, уже готов проект возрождения той самой старинной тельминской фабрики, которую хотят превратить в исторический индустриальный парк. Как говорит руководитель проекта – иркутянка Анна Репина, над ним работают специалисты трёх вузов столицы Приангарья. Надо сказать, что задумка у иркутянок амбициозная. Они хотят наполнить гигантское здание (его площадь около 3,5 тыс. «квадратов») мастерскими, творить в которых предлагают скульпторам, гончарам, ткачихам, ювелирам и другим ремесленникам. «Фишка» фабрики то, что творческие пространства хотят расположить за стеклянными стенами, чтобы за процессом создания, к примеру, натуральной косметики могли наблюдать туристы. Они, по идее, и будут приносить основной доход – покупать экскурсии по галереям, сувениры и мастер-классы. Продвигать всё это планируют с использованием технологий современного маркетинга. Объём инвестиций, которые потребует проект в ближайшие пять лет, авторы оценили в 53 млн рублей. Они считают, что обновлённая фабрика сможет обеспечить рабочими местами около полутысячи человек. Ремёсла в новой «оболочке» Подход иркутянок отлично вписывается в концепцию «креативной экономики по-русски» от Министерства промышленности и торговли РФ. Это стало понятно во время выступления замдиректора Департамента развития промышленности социально-значимых товаров Минпромторга страны Лилии Нургатиной на «Байкал Бизнес Форуме», который прошёл в Иркутске 16-17 мая. Она отметила, что к креативным индустриям ведомство относит в первую очередь отрасль народно-художественных промыслов, которую и начинает поддерживать. «Может быть, название этому и нашли где-то в Британии, но отрасль-то генетически наша. Россия – страна Кулибиных, креатив – наш профиль», – говорит Нургатина. Но добавляет: традиционные ремесленные продукты нужно превращать в новые и востребованные во всём мире. «По всему миру сфера креативных индустрий ежегодно растёт на 14-15%, и это – самый высокий рост среди всех отраслей экономики», – поясняет федеральный чиновник, называя данный сектор одним из самых перспективных с точки зрения добавленной стоимости, так как затраты на производство, как правило, невысокие. Минпромторг запустил проект ТЕТРА (территории сохранения и развития традиций, укладов и бытования), направленный на господдержку предприятий и бизнесменов, которые возрождают исконные российские ремёсла в новой «оболочке», в том числе в российских деревнях. Нургатина привела в пример Индию, где едва ли не каждое село превратили в мини-корпорацию; Японию с её программой «Одно село – один продукт» и Сафранболу – небольшой городок в Турции, который снабжает всю страну рахат-лукумом и медной посудой, привлекая по 550 млн туристов в год. Что-то подобное власти хотят видеть и у нас. В ТЕТРУ в формате пилотного проекта уже вошли 11 регионов. Правда, Иркутской области в этом списке нет. Надо сказать, что с привязкой заморского термина «креативная экономика» к ремёслам согласны далеко не все. На том же «Байкал Бизнес Форуме» выступил ещё один столичный эксперт – специалист по стратегическому развитию территорий, архитектор Илья Токарев, который называет творческим любой бизнес, не связанный с потоковым производством. «Некоторые утверждают, что штампование подносов жостовской росписи, которые один на один похожи, это тоже креативная индустрия. Да, в каком-то смысле – креатив, образца 1975 года. Но никакой новизны в этом нет. Она была бы, если бы каждый следующий поднос принципиально отличался от предыдущего. Креативное – это в первую очередь про мышление: «У меня есть некая задача, и я её решаю по-новому каждый раз». Особое мнение Президент фонда развития местных сообществ «Инициатива», специалист по вопросам развития глубинки, деревень, малых городов, эксперт Госдумы Глеб Тюрин: «Массовый отток населения из глубинки, особенно за Уралом, продолжается. И чтобы это остановить, нужен совершенно новый подход. Называется он «локальная экономика» – это уклад, при котором большая часть активов, которые генерируются на территории, дают малые предприятия, и они при этом объединены в кластер. Но не отраслевой, а территориальный. А то мы привыкли, что раз сельская местность, значит, развивать надо одно сельское хозяйство. Но существуют ведь сотни видов деятельности. Одна отрасль достаточное количество рабочих мест создать не может. Например, в США это уже поняли, ВВП Америки создают малые производства, которые находятся в провинции. В Индии работают более 600 тыс. кооперативов, Китай развивается за счёт волостных поселковых предприятий. Такая же история в Южной Корее. Я был рад приехать в Иркутскую область, потому что для меня один из самых поразительных примеров экономического роста, который я знаю в России, – народное предприятие в Усольском районе. За 40 лет оно не только смогло выжить, но и стало одним из лидеров в своей отрасли. Но вопрос, что делать тем районам, где не сохранились такие предприятия с советского времени? Ровно то и делать – объединять маленькие так, чтобы хотя бы на своём собственном рынке они имели возможность продавать и удерживать позиции». Комментарий Доктор экономических наук Надежда Грошева: «Креативная экономика – направление, в котором главная движущая сила – талант, интеллектуальные и творческие способности людей для реализации новых направлений, проектов, решений в бизнесе. Креативность – это именно другой подход к решению проблем – неформальный, идеи, которых раньше не было. Можно сказать, что креативная экономика – равно инновационная, с нестандартным подходом. Возьмём духи. Понятно, чтобы придумать новый запах, нужен некий творческий процесс. В результате может появиться не только новый аромат, но и абсолютно новый продукт, который решает какую-то проблему: например, парфюм, снижающий температуру, или запах, который успокаивает. В этом и есть креативный, а значит – новаторский, подход к обычным вещам. Я думаю, что творческие направления можно и нужно развивать не только в столице, но и в регионах. Притом дело не только в государственной поддержке – в том, чтобы дать кому-то денег из бюджета. Нужно создавать такую среду, чтобы креативные люди могли получить необходимые для принятия решений знания, навыки и общаться с другими такими же творческими личностями».