Арендодатели начали судиться с «Ашаном». Как взыскание долгов повлияет на работу ретейлера
Торговая сеть «Ашан» стала ответчиком сразу по двум судебным искам. Владельцы торговых площадей, которые ртейлер арендует решили взыскать накопленные задолженности через суд. Эти разбирательства происходят на фоне падения выручки «Ашана» и переходе на новую модель торговли путем расширения линейки товаров. «360» пообщался с экспертами, которые пояснили, с чем могут быть связаны появление долгов за аренду, а также сможет ли одна из крупнейших сетей страны прекратить терять выручку. Потери на рынке По итогам 2018 года «Ашан» по объему выручки опустился на пятое место среди розничных торговых сетей. За год сеть снизила выручку на 8,5% до 306,4 миллиардов рублей и уступила свою четвертую позицию объединенной компании«М.Видео—Эльдорадо». Лидеры рейтинга остались прежними: X5 Retail Group, «Магнит» и «Лента». Такие данные привел «Коммерсант» со ссылкой на исследование агентства Infoline. В начале этого года стало известно о слиянии сетевых магазинов «Дикси», «Красное & Белое» и «Бристоль», а значит, что «Ашан» может потерять еще несколько позиций в рейтинге. Это не единственная проблема, с которой столкнулась торговая сеть. К компании предъявили претензии арендодатели торговых площадей. По данным картотеки электронных дел Московского арбитражного суда Московской области, сразу две компании потребовали взыскать с «Ашана» задолженности за использование площадок. Истцом по первому иску стало самарское ООО «Виктор и Ко Московский». В своем заявлении арендодатель требует с ООО «Ашан» взыскать более 2,5 миллиардов рублей. Иск принят к производству, но предварительное судебное заседание отложили до 5 июня. В ответе на запрос «360» в пресс-службе «Ашан Ритейл Россия» сообщили, что считают требования истца необоснованными, а иск связан с попыткой усилить свои позиции при обсуждении условий расторжения договора об аренде. Недавним решением суда арендную плату для ретейлера снизили на 50% в связи с недостатками торгового центра. Также «Ашан» заявил дополнительные претензии по поводу состояния здания и потребовал снизить аренду еще на 25%. «Мы не согласны с предъявленными исковыми требованиями и продолжаем их оспаривать в суде», — говорится в сообщении пресс-службы. Вторым истцом стал московский Торгово-Выставочный комплекс «Авиапарк», который потребовал взыскать с «Ашана» более 110 миллионов рублей. «Коммерсант» со ссылкой на свои источники сообщил, что торговая сеть имела преференции, как якорный арендатор, но при этом все равно не полностью оплачивала арендную плату. Вместо 25 миллионов рублей в месяц компания отдавала только 15 миллионов рублей, что и привело к накоплению долга. Иск к рассмотрению пока не принят. В Торгово-Выставочном комплексе «Авиапарк» отказались прокомментировать ситуацию «360». В «Виктор и Ко» не ответили на отправленный запрос. Источник фото: РИА «Новости» Не лучшие времена Опрошенные «360» эксперты заявили, что ситуации с задолженностями за аренду у крупных сетей вполне закономерны и в случае с «Ашаном» говорить о какой-то «эпидемии» нельзя. «У „Ашана“ есть ряд проблем. Но это якорный арендатор во всех торговых центрах. За счет того, что сейчас формат гипермаркета переживает не лучшие времена, то естественно могут возникать такие обстоятельства», — заявил независимый эксперт FMCG рынка Александр Анфиногенов. Генеральный директор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков пояснил, что причину появления задолженностей можно разделить на две группы. Первая — это просто случайность, когда арендатор просто забыл выполнить свои обязательства, а вторая когда есть нехватка оборотных средств. «В этом случае арендодатели и могут испытывать определенное беспокойство и для ускорения процессов решают вопросы через суд. В этом нет ничего предосудительного», — пояснил он. При этом эксперт особо отметил, что до этих двух исков не слышал, чтобы арендодатель предъявлял «Ашану» претензии по платежам за помещение, так как раньше компания всегда добросовестно исполняла свои обязательства. Говоря о снижении выручки торговой сети эксперт отметил, что отрицательный тренд наблюдается не первый год. Иван Федяков связал это с продуктовым эмбарго, которое власти ввели в 2014 году. «Ашан» наряду с другими зарубежными сетями был чрезвычайно зависим от поставок европейской продукции. «Приходилось быстро искать российские альтернативы, но это было не всегда возможно. В некоторых ценовых сегментах российские производители просто не работали», — отметил эксперт. По его словам, все это привело к объединению сетей «Ашан» и «Атак» под единым брендом и закрытию ряда магазинов. Все это негативно сказалось на выручке. При этом ситуация не улучшится, так весь российский потребительский рынок стагнирует. Победителем может стать только компания, которая будет бороться за потребителя всеми возможными способами. Трансформация сети В 2017 году в российской дочке французского ретейлера Auchan сменилось руководство. Генеральным директором стал Франсуа Реми, который тут же начал разрабатывать план по трансформации коммерческой модели магазинов. В интервью газете «Ведомости» он заявил, что компания намерена расширить ассортимент своих товаров до премиального, но при этом сохранить статус дискаунтера. То есть сохранить цены ниже, чем у конкурентов, благодаря большим объемам закупок. Источник фото: РИА «Новости» «Когда мы общаемся с клиентами, они говорят: предложение „Ашана“ интересное, но ассортимента не хватает. Они хотели бы видеть другие товары, еще более качественные, премиум-сегмента. Это мы наблюдаем на всех рынках — клиенты покупают и дешевые товары, и премиальные», — говорил генеральный директор «Ашана». Оценка опрошенных «360» экспертов о новой торговой политике сети разделилась. Генеральный директор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков пояснил, что пока ждать результатов рано, так как реализация стратегии пока еще только идет. При этом он отметил, что добиться результатов «Ашану» будет не просто, потому что большинство его конкурентов делают точно такие же шаги. При этом потребитель все меньше смотрит на ассортимент, а все больше ориентирован на цены. «„Ашану» не хватает гибкости и оперативности в решении ряда вопросов, что сказывается на том, что компания уступает конкурентам. Но сейчас действительно требуется такое серьезное переформатирование бизнеса в условиях новых реалий», — пояснил он и отметил, что шансы на успешную реализацию есть, но для этого нужно провести большую работу. В современных условиях сделать это будет непросто. «Рынок тяжелый сейчас и он требует исключительно правильных решений. „Ашан“, Крупная компания с собственной системой работы. Поменять такую махину в одночасье очень трудно. Перед руководством „Ашана“ стоит очень непростая задача разобраться и найти нужное решение», — пояснил он. По мнению независимого эксперта FMCG рынка Александра Афиногенова, команда «Ашана» упускает или недооценивает ситуацию, которая сложилась на рынке на сегодняшний день. «У „Ашана“ есть проблемы с ассортиментной стратегией, с сервисом. Они достаточно давно на рынке и немного подзабыли, что вокруг появилось много конкурентов. Они ощущают себя еще в нулевых по своим амбициям и по своему сервису. И это все складывается в выручку», — пояснил он. При этом он отметил, что опыт «Ашана» по выстраиванию ценового позиционирования товаров по потребительским предпочтения намного больше, чем у молодых сетей. Но почему руководство не использует накопленные знания — непонятно. Еще одной проблемой является то, что сам покупатель не проявляет лояльность, а ориентируется только на уровень цен. И поэтому конкуренция между сетями остается только в ценовом сегменте, а приемы по привлечению покупателей у всех одни и те же. Но срабатывают они по разному.