Войти в почту

Что не так с поездами в московском метро?

Если вы часто бываете в метро, вам больше всего знакомы такие типы поездов: сине-зеленые «Ежи» и «номерные» вагоны, которые ходят с конца 70-х. В начале нулевых стали производить вагоны «Яуза» и «Русич»: уже с информационными табло, отоплением и кондиционером. Конструкция этих вагонов была очень дорогой, им на смену пришли поезда «Ока». Серо-голубые поезда выпускаются в разных модификациях: и со сквозным проходом, и без него. Наконец, самые новые сквозные поезда «Москва», которые ходят с 2017 года. Там впервые появились полусидячие места и USB-зарядки для гаджетов. Авария в четверг, 23 мая, вызывавшая коллапс между «Алтуфьево» и «Бибирево», произошла с поездами «Ока». По данным проекта Baza, предполагаемая версия: якобы под пятым вагоном отломились несущие детали. Разрушился токоприемник и стал цепляться за шпалы, что по цепочке ударило по конструкциям шестого вагона, где удар тоже пришелся на токоприемник. Озвученную версию комментирует бывший сотрудник «Метровагонмаша», слесарь-сборщик, экс-председатель профсоюза работников метрополитена Вячеслав Бабочкин: Вячеслав Бабочкин слесарь-сборщик, бывший сотрудник «Метровагонмаш», экс-председатель профсоюза «Защита» «Токоприемник — это уже серый чугун. Серый чугун сплавляется, делается тверже. Складывается впечатление, что они где-то закупили это литье для токоприемников, которое оказалось перекалено, что ведет к микротрещинам, которые не видно вооруженным глазом, и по методу, как раньше было, давай-давай, гони план, неопытный рабочий или такой, которому все равно, что ставить, ставил эти токоприемники на изделие. И в результате эксплуатации эта микротрещина расширялась, получился срыв токоприемника, могла и тележка соскочить, могли бы перевернуться вагоны. Оборудование, которое стоит на вагонах «Метровагонмаш», устарело. Когда устанавливали это оборудование, особенно тормозную систему, мы тогда создали свой профсоюз, и мы перед генеральным директором поставили вопрос о прекращении поставки на вагоны бракованной продукции. Это звенья одной цепи, и установка некондиционного и бракованного оборудования на вагоны метро сейчас дает отклик, оно изнашивается. Борьба с браком закончилась для нас увольнением, а не принятием конкретных мер». Стоит отметить, что аварии с поездами в московском метро, большая редкость. Но за последние несколько дней их произошло две. Поезда вида «Ока», кстати, также ходят на новой Большой кольцевой линии, где произошло предыдущее ЧП, и в поездах оказались заблокировано тысячи пассажиров. Точные причины, что произошло тогда, пока не озвучены, в качестве предполагаемых версий назывались неисправность контактного рельса или токоприемника поезда. Так или иначе, есть вопросы к производителю поездов «Ока»: в данном случае мытищинскому «Метровагонмашу». Поезда не доработанные и плохо обсуживаются, считает председатель профсоюза Московского метрополитена Николай Гостев: Николай Гостев председатель профсоюза Московского метрополитена «Подвижной состав метрополитена все-таки должен проходить обязательную сертификацию, а не добровольную. Завод-изготовитель делает под себя, а этот подвижной состав в стандарты метро не вписывается: он мощнее, тяжелее, энергосеть его не выдерживает, у нас частые задымления кабельных линий, на подстанциях выбивает защиту. Просто его надо нормально сертифицировать и доработать. Технические и конструктивные мысли в этот состав заложены очень хорошие, но они выполнены таким образом, что они просто непригодны для нашего метрополитена. Берутся вагоны, как правило, в лизинг и обслуживаются заводом-изготовителем. Работники метрополитена теоретически не могут касаться технической части. Нет надзора над тем, что делает завод-изготовитель. На бумаге он существует, но фактически он, конечно, оставляет желать лучшего. А эти два случая — это, в общем, звенья одной цепи и очень похожие. Сначала идет короткое замыкание, после этого выходит из строя контактный рельс, и отшибает негабаритом остальные «башмаки». Тяжело ликвидировать такие неисправности, когда они уже случились. Учет неисправностей по этим новым вагонам засекречивается. Мы даже в суде не можем получить эти данные». «Метровагонмаш» сейчас единственный поставщик вагонов для метро. Он входит в «Трансмашхолдинг» Искандера Махмудова и Андрея Бокарева. До 2012 года его совладельцем был и заммэра, руководитель департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов. Как писали «Ведомости», пять лет назад Москва перешла на закупку вагонов метро по контрактам жизненного цикла: победитель должен не поставить новые вагоны, а затем их обслуживать 30 лет, благодаря этому мэрия надеялась расширить число поставщиков. Но хотя интерес проявляли Siemens, Bombardier и Skoda, конкуренции не получилось: требовалось в сжатые сроки локализовать в России производство и открыть конструкторское бюро. Эксперты отмечали, что конкурировать с «Трансмашхолдингом» сложно: там уже развито производство и сервис, более низкая себестоимость и нет валютных рисков. Впрочем, составы «Ока» московский метрополитен сейчас больше не намерен закупать, только новые поезда «Москва». Средняя цена вагона, заложенная в бюджете, составляет около 86 млн рублей.

Что не так с поездами в московском метро?
© BFM.RU