За что федеральный центр впервые оштрафовал дотационный Севастополь
Федеральный центр перестал делать для Севастополя исключения. Провал федеральной целевой программы впервые стал причиной штрафных санкций. По итогам 2018 года центр наказал городской бюджет на 161 млн рублей, и если местные власти не смогут освоить федеральные деньги в 2019 году, то компенсировать часть неосвоенных средств по ФЦП снова придется за счет городского бюджета, как это происходит в остальных регионах России. Об этом и других проблемах ФЦП «Ридусу» рассказал замминистра Минэкономразвития Сергей Назаров в ходе ежемесячной рабочей поездки в Крым и Севастополь. С тех пор как Севастополь вошел в состав России городские власти ни разу не освоили федеральные средства вовремя в полном объеме. Первые годы все списывали на переходный период и тяжелое украинское наследие — федеральный центр прощал и корректировал федеральную программу развития Крыма и Севастополя до 2022 года (ФЦП). Неосвоенные вовремя деньги, в следующем году выделяли снова. Но если раньше из-за переходного периода бюджет Севастополя не штрафовали, то теперь скидок почти нет. Когда регионы срывают сроки, их штрафуют на 10−30% от неосвоенной суммы. При этом штрафы глава региона должен заплатить из местного бюджета, чтобы покрыть расходы по строительству. Как правило, ради этого в регионе урезают другие статьи расходов — на медицину, образование, текущие ремонты и т. д. Что было провалено Напомним, губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников сообщал, что за 2018 год было освоено 63% средств ФЦП. Депутат заксобрания Вячеслав Аксёнов со ссылкой на данные местной Контрольно-счётной палаты (КСП) уверяет, что освоение составило лишь 38%. В 2017 году с освоением федеральных денег в Севастополе и вовсе происходили чудеса. С конца октября по конец декабря оно выросло с 5% до 86%. Такой «квантовый скачок» объясним — часть средств власти перенесли на следующий год, а также выдали подрядчикам авансы. В том числе, тот самый 2-миллиардный аванс на строительство очистных сооружений «Южные», который спустя месяц пропал в лопнувшем ОФК-банке. Теперь стройка стоит и когда возобновятся работы неясно. Неделю назад за срыв сроков строительства инфекционной больницы главу Севастополя на совещании в Горках критиковал премьер Дмитрий Медведев. Правда тогда федеральные чиновники признали, что ест объективные причины — дело не только в нерасторопных севастопольских чиновниках, но и в бюрократических проволочках на уровне правительственных ведомств и министерств. Вчера проблема освоения федеральных денег по линии медицины обсуждалась на совещании президента Владимира Путина в Кремле. Вице-премьер Дмитрий Козак, у которого как говорят в кулуарах с севастопольским губернатором конфликт, сообщил господину Путину, что объективных причин такой ситуации не видит. Господину Овсянникову дали два месяца чтобы исправить ситуацию. Теперь федеральный центр, видимо, с практикой переносов финансирования мириться не готов. Старые и новые штрафы На вопрос «Ридуса» — грозят ли бюджету Севастополю по итогам 2019-го штрафные санкции, если местные власти снова не освоят деньги в полном объеме, замминистра отметил, что город и так уже оштрафован за 2018 год на 161 млн рублей. И будет оштрафован по итогам 2019 года, если федеральные деньги не будут освоены в срок. «Я уже говорил, освоение, к сожалению, не очень хорошее, — отметил Сергей Назаров. — Мы как раз сегодня обсуждали то, что мы уже откорректировали [по срокам финансирования] несколько пунктов ФЦП. Я сказал коллегам, что у них вариантов нет — только осваивать деньги в полном объеме. Мы и так их объем минимизировали, исходя из накопленного опыта по возможностям освоения [местными властями]. Хотелось бы больше [выделять федеральных средств], но есть реалии, вот к этим реалиям сейчас свели эти средства, поэтому, надеюсь, что дальше отступать некуда». Когда возобновиться реконструкция очистных «Южные» тоже пока непонятно. В несколько месяцев назад правительство через суд расторгло договор с подрядчиком «Биотехпрогресс». Но пропавшие в лопнувшем банке средства до сих пор городу не вернули. Городские власти пытаются вернуть деньги в судебном порядке, но когда это произойдет, пока, остается загадкой. «По очистным сооружениям буквально вчера обсуждали вопрос, каким образом можно запустить механизм до разрешения вопроса по взысканию денежных средств и судебных процедур, чтобы не терять время и все-таки начать [строительство], — сообщил Сергей Назаров. — Думаю, что в ближайшее время конкурс может быть объявлен повторно, хотя пока как такового технического решения нет, но думаю что найдем. Юридически там есть дебиторская задолженность, которая не взыскана пока все эти судебные процедуры не закончатся. Но еще раз говорю, что в виде исключения, чтобы не задерживать достаточно значимый объект, думаю, что найдем решение». При этом на вопрос корреспондента «Ридуса» из какого источника планируется временно компенсировать потерю 2-миллиардного аванса, господин Назаров пояснил, что это возможно сделать через суд. «Это судебные процедуры: предъявление претензий и взыскивание — источник один. Сейчас посмотрим и согласуем возможности начала работ, не дожидаясь взыскания», — уточнил замминистра. По его словам, пока компенсировать эту сумму из федерального бюджета, пока не планируется. Если будет судебное решение о невозможности взыскания, тогда мы будем рассматривать вопрос компенсации. Пока судебного решения нет, что нельзя взыскать эти средства, никаких компенсаций не будет, — отметил замминистра. Еще один проблемный объект ФЦП в Севастополе миллиардная реконструкция парка Победы. С сентября 2017 года парк сменил трех подрядчиков. Первый, сахалинская кампания ООО «Рабочий-1», бросил раскопанный объект спустя пару месяцев после начала работ. В конце 2017 года городское правительство расторгло контракт и выбрало нового, не менее сомнительного подрядчика ООО «Глассок-Крым». Ненадолго работы возобновились, но уже в июне 2018 сообщалось, что УБЭП Крыма проводил обыск в севастопольском офисе компании. В рамках уголовного дела, возбужденного ГСУ СК России по Республике Крым против директора и собственника ООО «Глассок Крым» Александра Ефимовича Пожарского по статье 199 УК РФ. п. 2. б) — уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере — 104 646 529 рублей, на которого ранее поступал экстрадиционный запрос из компетентных органов ФРГ. В итоге, в ноябре 2018 года местные власти договор расторгли и с этой компанией. Третьим подрядчиком стал АО «Ривьера». Конфликт властей тормозит развитие Но на этом проблемы реконструкции не закончились. Как оказалось, порой вносят деструктивную нотку в освоение федеральных денег и депутаты местного парламента, у части которых, так называемой группы бывшего народного мэра Алексея Чалого, конфликт с губернатором Дмитрием Овсянниковым. Так, этой весной они отказались согласовать корректировку в бюджет по сумму более полумиллиарда рублей. Среди прочего в нее входило 200 млн рублей на реконструкции парка Победы и порядка двадцати других объектов федеральной целевой программы. Чтобы завершить работы в срок подрядчик вынужден был взять кредит. Из-за несговорчивости местных парламентариев компенсировать компании эти расходы пришлось правительству России, которое выделило Севастополю из резервного фонда РФ более 200 миллионов рублей были в для завершения реконструкции парка Победы. При этом севастопольские чиновники почему-то решили разделить реконструкцию парка на этапы. Сейчас открыта для посещений главная аллея парка, запущена аллея фонтанов, сделаны прилегающие дорожки. В полном объеме власти обещают завершить работы первого этапа в сентябре. Как пояснял глава Капстроя Сергей Смирнов на второй этап реконструкции парка предполагается потратить 400 млн рублей, а проектирование, которое начнется в мае, обойдется в 25 млн рублей. Это благоустройство 12 га территорий прилегающих к парку, которые правительство вернуло городу через суд, а также на благоустройства набережной проектирование, которой пройдет в октябре-ноябре пояснял. Третий этап — благоустройство дополнительных территорий парка. Открытое голосование на лучшую концепцию территории пляжа в парке Победы в апреле проводил департамент архитектуры правительства Севастополя. Всего было представлено 5 проектов. При этом как будет финансироваться и на какую сумму на третий этап — пока не ясно даже самим чиновникам. При этом, после открытия парка в СМИ и соцсетях появилась шквал критики качества работ. В частности некачественно уложенная плитка и вырубку деревьев, которая произошла из-за реконструкции. Власти пооещали провести дополнительное озеленение, а подрядчик начал на некоторых участках парка перекладывать плитку. Заместитель министра господин Назаров, который 22 мая в ходе визита в Севастополь осмотрел ход работ, отметил, что пока оценивать качество реконструкции рано. «Во-первых, объект не сдан, — заметил господин Назаров. — На данный момент есть один этап реконструкции, Севастополь предложил развитие — второй этап. Мы согласились с развитием второго этапа. Сейчас они [правительство Севастополя] его обосновывают. Это отдельный проект. Первый этап разбили на какие-то подэтапы… Эта разбивка достаточно вольное действие. Я так понимаю, что [в городском правительстве] хотели, чтобы к дню Победы люди могли там находиться и посмотреть на него. Мы сегодня посмотрели, там ведутся работы, потому говорить о том, что объект закончен и сдан — нельзя. Это фактически, на сегодняшний день строительная площадка, не сданная. Поэтому после того как он будет сдан — посмотрим, оценим», — отметил заместитель министра.