Войти в почту

«Жалобный» бизнес. Как социальные беды стали источником дохода?

Юридически неподготовленные малоимущие волгоградцы становятся легкой добычей для отдельных недобросовестных коммерсантов. Такой вывод сделали в аппарате Уполномоченного по правам человека в Волгоградской области. В это ведомство, равно как и в другие инстанции, потоком пошли весьма странные жалобы. Что за ними стоит и как на желании людей узнать больше о своих правах некоторые умудряются построить выгодный бизнес, разбирался «АиФ»-НП». Добро пожаловаться! Впервые странные обращения в почте Уполномоченного стали появляться три года назад. Весьма объёмные заявления касались в основном вопросов оказания социальной помощи и жилищных проблем. Специалисты обратили внимание: обращения составлены по однотипному шаблону. Это были единичные случаи, но с начала текущего года такие «шаблоны» пошли, как говорится, валом. Видимо, «жалобный» бизнес коммерсанты сумели развить и поставить на широкую ногу. В каждом заявлении суть вопроса, как правило, излагают в первых 2-3 предложениях, а остальные 4-9 листов идут исключительно для «правовой солидности». Обращения щедро нашпигованы бесполезными выдержками из законодательных актов и ссылками на устаревшие нормативные акты. При этом ни в одном обращении не указан контактный телефон заявителя. Однако сотрудники аппарата Уполномоченного смогли связаться с некоторыми из обратившихся и выяснить подоплеку событий. «Совесть? Нет, не слышали» Оказалось, на проблемах людей просто зарабатывают. Например, инвалид третьей группы Таисия Зайцева (фамилии пострадавших изменены. - Авт.) из Алексеевского района второй год добивалась положенной санаторно-курортной путевки. Ей предложили помочь за... 8 тыс. руб. Обращение на 9 листах горе-юристы направили сразу в пять адресов: от губернатора до главы районной администрации, хотя наверняка понимали, что выдача путевок инвалидам явно не в их компетенции. Еще одну жертву, больного туберкулезом 65-летнего волгоградца Владимира Гришина, «правозащитники» «развели» на 9 тыс. руб. Гришина интересовало, как пройти обследование на установление группы инвалидности. Вместо того, чтобы из элементарного чувства сострадания подсказать ему обратиться в районную поликлинику для сбора документов, необходимых для медико-социальной экспертизы, мужчине состряпали письмо на 13 листах и отправили шести адресатам сразу. «Мы уже несколько лет стоим в очереди на улучшение жилищных условий, - рассказывает одинокая многодетная мать из г. Котельниково Светлана Кузнецова. - Как-то пришло СМС-сообщение - предлагали помочь. Приехала в офис, где пообещали подготовить бумаги в нужные инстанции, мол, после этого вопрос жилья решится. Заплатила 7 тыс. руб., но в итоге получила из администрации обычную отписку». «Говорить в такой ситуации о каких-либо незаконных действиях со стороны юридической фирмы не приходится, - комментирует ситуацию юрист-правозащитник Александр Бобрик, - обычный формат гражданско-правовых отношений. Гражданину предлагается услуга, а он вправе определиться, воспользоваться ей или нет». Другими словами, просто бизнес, и ничего личного. О моральной стороне здесь говорить вообще не приходится - о таких вещах коммерсанты от юриспруденции не слыхивали. Комментарий Юрий Корзеев, пресс-секретарь Уполномоченного по правам человека в Волгоградской области: - Закон предусматривает рассмотрение обращений граждан, составленных в простой произвольной форме, во всех органах власти. Поэтому нет необходимости тратить ограниченные средства на витиеватую писанину. Здесь настораживает другой момент. Предложения правовых услуг люди получали путем СМС-сообщений и телефонных звонков. То есть частная фирма располагает базой данных социально незащищенных волгоградцев, причем с конкретизированной тематикой их проблем. Откуда такие данные у третьих лиц и как обеспечиваются права граждан на сохранность их персональных данных?

«Жалобный» бизнес. Как социальные беды стали источником дохода?
© АиФ Волгоград