Эксперты о реконструкции площади Владивостока: «Как можно разрешать этот кошмар!?»

Проекту «реконструкции» площади Борцов Революции больше 15 лет — первые цветные картинки были представлены общественности для прощупывания почвы еще в 2004 г. Целью потенциального реконструктора-застройщика, коим выступает крупнейший приморский девелопер, бизнесмен и депутат ЗС ПК Галуст Ахоян, является сооружение подземного торгового центра по примеру построенного в середине 90-х на Манежной площади в Москве. В конце апреля текущего года во Владивостоке прошло очередное заседание Градостроительного совета, на котором вновь обсудили судьбу центральной площади и проект, за полтора десятилетия претерпевший серьезные изменения, сообщает KONKURENT.RU со ссылкой на деловой еженедельник «Конкурент». Площадь, которую в просторечии все называют центральной, начала формироваться с 1871 г., когда этот участок был отдан для «общественных надобностей», то бишь под рынок, который просуществовал здесь до 1907-го. После переноса рынка на Семеновский покос вся северная часть площади была отдана под городской сад, от торгового дома «Кунст и Альберс» (ныне ГУМ) до железной дороги. Реализации разработанного в 1937–1939 годах «генерального проекта планировки города Владивостока» помешала Великая Отечественная война. Первый послевоенный генеральный план города Владивостока был утвержден в 1954 г. В начале 1965-го по проекту главного архитектора города Ю. А. Траутмана и началось строительство центральной площади Владивостока, тогда же она получила название площадь Борцов Революции. Центральная площадь сегодня по праву считается сердцем Владивостока, ведь это единственная ровная, достаточно просторная площадка среди городских сопок. Кое-какая торговля под ней ведется и сейчас, но не привлекает особого трафика, располагаясь, можно сказать, в «техпомещениях». А согласно проекту реконструкции площади, который с завидным упорством продвигает Ахоян, теперь здесь планируется воздвигнуть трехъярусный торговый центр с парковочными местами, где на площади в 30 000 кв. м будут располагаться коммерческие объекты, а еще 30 000 кв. м будут отданы под парковку на 500 машино-мест. Каждый уровень будет эксплуатироваться для обеих целей одновременно. Для сравнения: площадь здания нового аэровокзала в аэропорту Владивостока, построенного к саммиту АТЭС-2012, порядка 40 тыс. «квадратов». Галуст Ахоян, председатель комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам Законодательного собрания ПК: «Идея использования площадей позаимствована из лучших мировых практик. Это будет очень удобно для посетителей, потому что с любого этажа парковки можно сразу попасть в торговый центр». Бизнесмен сообщил деловому еженедельнику «Конкурент», что исходя из строительно-конструктивных расчетов стоимость одного квадратного метра без отделки и инженерного оборудования оценивается приблизительно в 500–700$. Значит, что при площади в 60 000 кв. м стоимость проекта составит 2–3 млрд руб. Без кредитов Сбербанка тут вряд ли обойдется, несмотря на то, что в последнее время девелоперские проекты в центре Владивостока супруга Ахояна осуществляет совместно с Ларисой Белобровой, супругой бывшего губернатора Приморья. Галуст Ахоян: «Дальнейшая концепция развития и реализации данного проекта, на мой взгляд, зависит от решения нынешнего губернатора Приморского края Кожемяко Олега Николаевича». Интерес бизнеса понятен: такие мировые практики действительно существуют, как, очевидно, и необходимость придать главной площади новоявленной столицы ДФО более современный и цивилизованный вид, нежели сейчас. Однако, по мнению горожан, как и многих экспертов, вместо превращения площади в торговую следовало бы вернуть ей прежний зеленый вид, с некоторых пор утраченный. Анна Мялк, архитектор, эксперт по проведению историко-культурной экспертизы, председатель общественного совета при инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края: «Центральная площадь Владивостока сегодня не является центром притяжения граждан, местом, куда они бы хотели приходить. К примеру, в небольшом городе США, сравнимом по количеству жителей с Владивостоком, есть большая центральная площадь, вся покрытая зеленью и деревьями. На ней постоянно присутствуют люди: они отдыхают, сидят и даже загорают на траве. Вот это — площадь для горожан! А у нас площадь — это асфальтированная пустыня. Место для показных мероприятий». Приморцы старших поколений помнят цирк шапито (на месте которого сейчас воздвигают храм) и «шахтерский садик» (там была скульптура шахтера), где они когда-то любили бывать. Тот садик был посажен при участии самого купца Якова Семенова, первого гражданского жителя Владивостока, а монумент «Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке», к слову, и давший официальное название площади, появился только в 1961?г. После того как был поднят уровень площади и построено здание краевой администрации, былой уют пропал: она превратилась в продуваемое всеми ветрами место, откуда хочется бежать, а гулять там точно невозможно. Что принесет новая реконструкция? Видимо, возможности гулять под землей, среди бутиков. Редакция «К» не сомневается в одном: при безусловном соблюдении условий конкурса и прочих формальных процедур результат любого конкурса проектов и обсуждений будет таким, какой понадобится определенному кругу лиц. КОММЕНТАРИИ Константин Богданенко, врио вице-губернатора Приморского края, член Градостроительного совета Приморского края: «Владивосток, получивший статус столицы Дальнего Востока, должен преобразиться, стать комфортнее для жителей и привлекательнее для туристов. Речь идет о ремонте и строительстве дорог, развитии территории острова Русского, строительстве музейных комплексов, парковых зон и многих других проектах, в том числе о реконструкции центра города, включая центральную площадь. Мы отдаем себе отчет в том, что это сложная задача, ведь площадь — это «лицо» нашего города. Необходимо сделать это пространство современным и удобным местом отдыха горожан и гостей Владивостока, но при этом обязательно сохранить исторический центр, учесть, как нововведения отразятся на морском фасаде, принять во внимание активный пешеходный и автомобильный трафик и многие другие факторы. Если говорить об экономической составляющей, то этот вопрос пока только обсуждается, и — подчеркну — только в отношении пространства, которое находится под площадью, каких-то решений здесь пока не принято». Ярослав Семенихин, генеральный директор ДНИИМФ, кандидат экономических наук, профессор: «Я считаю, что нам нужно в районе площади произвести соответствующую реконструкцию с учетом доступности и транспортных потоков, которые там сегодня существуют. Насколько мне известно еще по прошлому году, нет ни одного проекта, который бы сегодня показывал, как разгрузить Эгершельд». Артем Самсонов, заместитель председателя комитета по региональной политике, законности и международному сотрудничеству ЗС ПК: «На мой взгляд, имеет смысл использовать площадь в качестве парковки в рабочие дни, а в выходные — для проведения ярмарок. В качестве парковки можно было использовать то место, где сейчас строится церковь, которая мало кому нужна. Если бы парковка была на ее месте, это очень бы выручало горожан. И действительно неплохо было бы вернуть центральной площади прежний вид, озеленив ее». Павел Казанцев, кандидат архитектуры, профессор кафедры архитектуры и градостроительства ДВФУ: «Сейчас площадь функционально отрезана от акватории «полускладскими» территориями, что никак ее не красит. Формирование нормальной пешеходной связи с вокзалами — морским, прибрежных сообщений и ж/д с юго-запада, реализация уже запроектированной пешеходной связи с домом губернатора и скверами над набережной Цесаревича с востока, решение в комплексе транспортных проблем привокзальной площади и центра — это те задачи, которые видны и неспециалисту. После заседания градсовета при уточнении протокола я предложил как вариант по результатам обсуждения начать разработку техзадания на творческий открытый архитектурный конкурс реконструкции центральной площади Владивостока с участием проектных фирм города и студентов. В центре города очень мощное наслоение проблем, и, скорее всего, выявить наиболее оптимальные пути их решения поможет сопоставление разных концепций и предложений, но выполненных в рамках одного ТЗ. И, конечно, если такой конкурс состоится, вынести его результаты на общественное обсуждение, провести выставку проектов, интернет-обсуждение и т. д.». Татьяна Яхно, архитектор, эксперт в области проведения государственной историко-культурной экспертизы: «Территория площади находится в границах охранной зоны объекта культурного наследия «Административное здание торгового дома Кунст и Альберс» по ул. Светланской, 40, утвержденной постановлением администрации Приморского края от 4 февраля 2016 г. В границах этой охранной зоны запрещается строительство новых зданий, новых инженерных сооружений, возвышающихся над поверхностью земли, в том числе линейных объектов, вышек сотовой связи, земляные работы (за исключением работ по восстановлению разрушенного ландшафта, необходимых для приспособления памятников для современных функций, а также для ремонта и реконструкции существующих объектов недвижимости и их внешних инженерных сетей). Поэтому с точки зрения существующего законодательства появление нового здания, пусть даже подземного, на этой территории недопустимо. Но реалии нашего времени таковы, что законодательство и власть меняются слишком часто. Я думаю, что горожане в любом случае не должны допустить размещение торгового центра с подземной парковкой под центральной площадью. Общественные пространства должны остаться общественными, иначе мы можем потерять исторический центр города. И еще вопрос для юристов: в чьей собственности будет крыша этого здания, которую обещают использовать вместо существующей ныне площади, если торговый центр является частной собственностью? Захочет ли бизнес, чтобы на крыше его торгового центра проходили городские мероприятия?» Нелли Мизь, краевед, почетный гражданин Владивостока: «Мы — краеведы, экскурсоводы, историки — давно уже бьем тревогу, но только эта тревога ударяет в глухую стену. Вы знаете, я работаю в музее ДВФУ, там действует постоянный лекторий «Романтика старого Владивостока». Людей приходит много, вопросов задают эти люди много, и чаще всего это вопросы резкие, болевые, касающиеся уродования исторического центра города под видом реконструкций. Однозначно можно объединить все эти вопросы в один: «Как можно разрешать этот кошмар?! Кто позволяет творить все это безобразие, это беззаконие?!» Я ничего не могу ответить людям, так как я просто не знаю, как можно это остановить». Из архива «К» Из материалов фотофонда ГКУ ГАПК

Эксперты о реконструкции площади Владивостока: «Как можно разрешать этот кошмар!?»
© Konkurent.ru