Войти в почту

"Нано-опера", день второй, тур первый.

Какие-либо предварительные репетиции с солистом запрещены, вся работа происходит на глазах жюри, накануне допускается лишь встреча режиссёра с солистом и изложение самых общих концептуальных вещей. По результатам выступлений из конкурса выбывают три участника, получивших наименьшее количество баллов, присуждаемых членами жюри. Надо заметить, что уровень конкурсантов был очень различен, иной раз приводя в некоторое недоумение. Так, Андрей Гуцов (Украина) практически всё отведённое ему время потратил на изложение концепции солисту, так и не успев поработать над образом Фридриха из оперы Р.Вагнера "Запрет любви", а солист так и не успел ничего спеть. Фото: Вадим Шульц Рейчел Хьювер (Великобритания), выстраивая сценарно-постановочную конструкцию отдельно от её реализации в арии Русалки из одноимённой оперы А. Дворжака, тоже не уложилась в регламент, потратив основную часть времени на психоанализ вместо рациональной профессиональной деятельности. Анна Салова (Россия), которая ставила Колыбельную Волховы из "Садко" Н. А. Римского-Корсакова, подошла к вопросу более энергично, поставила вполне крепкий сценический эпизод, и у неё даже остались излишки времени. Хотя в её пользу сыграло и фантастическое исполнение арии Лидией Светозаровой, а её молчаливый партнёр Б. Мотрук (в программе эта роль определяется словом миманс) своей блистательной сценической импровизацией взял на себя немалую часть режиссёрской работы. Луис Эрнесто Доньяс (Куба) поставил арию Риголетто "Cortigiani…", пожалуй, без особенных открытий, но со своей историей, системой взаимодействий с партнёром-"коллаборационистом" из придворных герцога. По крайней мере, в этих сценических обстоятельствах шуту было к кому обратиться при том, что это очевидным образом заложено в тексте и смысле арии. Фото: Ирина Шымчак Михаил Сабелев (Россия) поставил арию Владимира Игоревича "Медленно день угасал" из "Князя Игоря", пойдя по распространённому ныне в опере пути подмены смыслов в сохранённом исходном тексте. Он поёт не о любви, не о природе степи и "тихой южной ночи". Сидя за столом, он беседует со своей совестью, одновременно подписывая конверты с похоронками, полагая, что именно он повинен в разгроме русской армии. Хотя, при явно ошибочной концепции, режиссёрски работа была проведена крепко и профессионально. Николас Исаси (Аргентина) в работе над арией Травиаты "Etardi!.. Addio, delpassato" поступил как истинный технократ, сразу точно определив пространственные зоны для разных эпизодов арии, точно мотивировав свою позицию и, судя по всему, была проведена такая же точная работа на уровне вокального образа, благо мастерство Юлии Щербаковой, исполнявшей арию, позволяет всё. Ляйсан Сафаргулова (Россия) показала работу над постановкой арии Кащеевны "Настала ночь" из оперы Н. А. Римского-Корсакова "Кащей Бессмертный". Мне кажется, что это было достойно GranPrix! То есть, на сцене были великолепны все – Ксения Вязникова, создавшая образ, как бы это поделикатнее выразиться, "брутальной хабалки", для которой неведомо слово рефлексия, её визави (А. Вертоградов) со связанными руками и мешком на голове, который по словам Ляйсан "не во всём согласен с Кащеевной", и наконец, сама ЛяйсанСафаргулова, которая вела репетицию на уровне профессионального стендапера, при этом отработав детали действия буквально в масштабе секунд – то есть ни одного пустого и немотивированного момента в этом выступлении не было. Фото: Ирина Шымчак Стефано Симоне Пинтор (Италия) поставил Балладу Недды из оперы "Паяцы". На концептуальном уровне он выстроил сцену как съёмки реалити-шоу. В принципе, ничего эпохально нового в этом нет. По крайней мере, в постановке Кари Хейсканена и Эрнста Гейдебрехта, эта идея уже была реализована в "полнометражном"виде. Но здесь она была абсолютно органично привязана к микрофону, как смысловому центру сцены, вплоть до деталей, когда музыкальные элементы Баллателлы приобретают абсолютно технологические черты саундчека. И, конечно, актёрская работа Ольги Толкмит (я уж не говорю о вокальной стороне дела) внесла серьёзный вклад в заслуженный успех молодого итальянского режиссёра. Елизавета Корнеева (Россия) поставила арию Роберта из "Иоланты". Мне так и не удалось ответить себе на вопрос – это было всерьёз или стёб? Осталось опасение, что стилистика постановки максимально приблизилась к стилистике капустника. И, кроме того, одна из сторон работы режиссёра, это общение, взаимодействие с артистом, и это должно быть максимально комфортно для обеих сторон этого коммуницирования. Е. Корнеева, на мой взгляд, была излишне темпераментна и агрессивна, фактически создав театр одного актёра, а именно, себя. Во время конкурса это вполне допустимо, тем более, что есть очень ограниченные временные рамки, но в реальной работе это приобретёт формы вампиризма, что, как правило ,приводит к крайне некомфортным условиям работы для коллег. Фото: Ирина Шымчак Ари Теперберг (Израиль) в арии Керубино "Nonsopiucosason, cоsafaccio" из "Свадьбы Фигаро" пошёл по пути почти физиологического наслаждения от следования за музыкой Моцарта в динамике движений своего персонажа. При этом Мария Масхулия, исполнявшая арию, не только точно поняла, что от неё хочет режиссёр, но и перенесла это чувство и на ритмику вокализирования – такие своеобразные лениво-изысканные микроотклонения от моцартовского "классицистского" ритма. Анна Бородина (Россия) почти восемь минут из отпущенных десяти потратила на вербальную сторону работы и практически ничего не успела сделать в арии Амелии из "Бала-маскарада" Верди. Анхель Дель Кастильо (Испания) повторил её ошибку, но уже в арии Микаэлы из "Кармен", потратив всё время фактически на одну кульминацию арии. Игорь Бондаренко (Россия) после постановки арии Принцессы де Буйон из оперы Ф. Чилеа "Адриана Лекуврёр" стал фаворитом конкурса. Его героиня переживает оскорбление от не явившегося на свидание кавалера, сидя за рулём шикарного авто, и все её эмоции выражаются через манеру вождения. Как это обычно и бывает. Более того, трели в оркестровом вступлении к арии абсолютно органично стали иллюстрацией к "попытке" стартера машины запустить двигатель. Фото: Вадим Шульц Особенно приятно было, сидя за спиной Д. Бертмана, наблюдать за тем, как он, мгновенно оценив потенциал находки, мысленно развивает его, опережая события. Итак, по результатам голосования жюри, в первую пятёрку вышли Игорь Бондаренко, Ляйсан Сафаргулова, Николас Исаси, Стефано Симоне Пинтор и Анна Салова. Выбыли из соревнований Анхель Дель Кастильо, Анна Бородина и Андрей Гуцов. Следующее соревнование будет посвящено постановке оперных дуэтов. Пожелаем успехов нашим участникам!

"Нано-опера", день второй, тур первый.
© Ревизор.ru