Бэкон, Пушкинский Давид — Итальянский двор с "Барокко-бит"
Команда пушкинского музея подготовилась тщательно и продуманно, взяв в подмогу своих волонтеров и членов "КЮИ" ("Клуб юных искусствоведов"). Действительно, толпы людей ходили по музейным залам и галереям. В течение нескольких часов среди неиссякаемого потока посетителей постоянно мелькали услужливые пушкинцы, сотрудники и их помощники, с бейджами. Татаро-монгольское нашествие гостей встречало радушный прием мощной программы музейной ночи. Мой личный маршрут начался в Белоколонном зале музея на выставке "Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа" из галереи "Тейт" Лондона. Экспозиция уже завершала свою работу в Москве, и мне выпал последний шанс увидеть ее, благодаря акции "Ночь музеев". Особенность выставки в том, что музей дал возможность сделать выставку ближе и доступнее людям с ограниченными возможностями. Любезная волонтер Анна Кюрегян рассказала: "Уже три года существует программа "Доступный музей", которую реализует специальный отдел инклюзивных программ для специальных посетителей по основным категориям инвалидности: слабослышащие, слабовидящие, аутизм, двигательные нарушения. Выставка имеет три макета. Каждый макет, повторяющий картину, снабжен шрифтом Брайля и описанием тифлокомментария специального приложения музейной платформы "Easy travel" либо рассказом экскурсовода. Это способ позволяет сочетать тактильный и звуковой образ, дающий комплексное представление. Также, обычные посетители могут попробовать представить себя в роли людей с ограниченными возможностями." Фото: Елена Алексеева Для глухих и слабослышащих посетителей специально для ночной акции была подготовлена экскурсия на жестовом языке о шедеврах из собрания Пушкинского музея. Но эту группу я так и не смогла отыскать в многочисленных музейных пространствах, опоздав на время сбора, по причине собственной медитации в Египетском зале. Прекрасные Нильские узоры со звездами на потолке предлагалось рассматривать лежа на ковриках под расслабляющую музыку. А музыку композиторов барокко, Букстехуде, Баха, Перселла, можно было услышать дважды за вечер в чудесном Итальянском дворике музея. Хореографы Анастасия Кадрулева и Артём Игнатьев представили премьеру проекта "Танец в музее" — перформанс "Барокко-бит" театра "Балет Москва". Прекрасный Давид Микеланджело, окруженный плотно стоящими и "висящими" на лестнице ночными любителями искусства, созерцал участников представления. Белые маски, белые испанские воротники, черные костюмы "Адидас", черные стулья - такая вот атрибутика, желающая соответствовать антуражу зала и "биту", сопровождавшему старинную музыку. Все это и, в первую очередь, интенсивный сложный хореографический язык отсылали фантазию в разных направлениях искать дешифровки задуманного создателями. Несколько дам, почтенного, и не только, возраста с возмущением покинули перформанс. Меня ничего не шокировало. Пушкинский музей уже давно предоставляет свою территорию для очень острых современных экспериментов, давая провокацию к восприятию классического искусства через сегодняшний взгляд. И во главе этого "хулиганства" стоит дама уважительного возраста сама Ирина Александровна Антонова. Авторы Анастасия Кадрулева и Артём Игнатьев посетовали: "Немного трудно, непривычно зрителям воспринимать стоя наше представление. Проект "Танец в музее" дает возможность вставить в программу "Ночь музеев" такого рода танцевальный спектакль и чуть-чуть познакомить с современным танцем тех людей, которые не пойдут специально на такую хореографию." Фото: Елена Алексеева Самая большая и очень приятная неожиданность случилась от экскурсии Сони Гарагули, представительницы клуба "КЮИ". Юная, обаятельная, увлекающая и непосредственная искусствовед-экскурсовод водила все более разрастающуюся группу по всем залам музея. Тема экскурса ученицы десятого класса "Человек, который смеется", весело и непринужденно раскрылась в разных стилях и эпохах искусства. Браво, Соня! Пушкинский музей, таким образом предложил в "Ночь музеев" свой вариант привлечения посетителей, во всяком случае, вариант поиска в разных направлениях.