Войти в почту

Как добиться успеха при внедрении инноваций: пять шагов

Кто больше инвестирует в инновации, растет быстрее. Согласно исследованию Oracle «Как добиться успеха при внедрении инноваций», от 79 до 85% быстро и очень быстро растущих компаний инвестируют в одну или более прорывную технологию. Чтобы разобраться, как избежать разочарований на пути инноваций и повысить эффективность идей, Oracle опросила 5,5 тысячи топ-менеджеров из 24 стран, включая Россию. Вот пять практических советов. Сфокусируйтесь на приоритетных проектах Нет внедрений, нет и развития, однако избыток проектов может стать препятствием на пути инноваций. Треть опрошенных признает, что их компаниям не хватает ресурсов для завершения всех начинаний, отчего страдает реализация — количество не переходит в качество. Какая инновация главная? Наиболее остро эта проблема стоит для быстрорастущих компаний: 38% из них не справляется со множеством инициатив. Небольшое количество или даже полное отсутствие инновационных проектов характерно для компаний, бизнес которых начинает проседать – в попытках экономии они урезают затраты на инновации, когда в действительности они больше всего необходимы. Но это только отсрочит неизбежное. При резком ухудшении дел компании начинают судорожно инвестировать в инновации в попытке восстановить свое положение на рынке. А на самом деле, стоит выделить наиболее приоритетные проекты и именно их реализовать. Назначьте главного и наделите полномочиями Все бизнес-подразделения уверены в своей значимости при внедрении инноваций, но эта роль необязательно признается другими департаментами и соответствует действительному положению дел. Кто должен быть главным по инновациям? Реальная ответственность за инновационное направление обычно возлагается на топ-менеджмент и ИТ, на что указывает около половины опрошенных, — и реже на функциональные подразделения, хотя именно они являются выгодополучателями. Фото: Unsplash Маркетинг, который тратит на ИТ больше любого другого бизнес-подразделения, имеет наименьший контроль за инновациями. HR-департамент, от которого зависит привлечение талантливых специалистов и формирование культуры, способствующей распространению лучших идей, также редко является владельцем инновационных проектов. В результате недостаточный контроль со стороны основного интересанта — бизнеса, — наряду с размытием ответственности тормозит реализацию проектов. Доступность облачных решений позволяет функциональным руководителям взять инициативу и всю полноту ответственности на себя. Например, в «Россгосстрах» финансовый блок осуществил развертывание облачной системы бюджетирования Oracle за пять месяцев с минимальным привлечением ИТ-специалистов – один архитектор-разработчик. Выстройте процессы Несмотря на заинтересованность в инновациях, процессы для их поддержки во многих организациях пока не реализованы. Без отлаженных процессов инновационные идеи невозможно оперативно проверить, эффективно масштабировать и полноценно интегрировать в повседневную практику. На отсутствие выстроенных процессов как помеху усилиям по внедрению инноваций указывают 22% респондентов, столько же сетует на нехватку стратегического видения – что дадут инновации в перспективе. Отсутствие отлаженных процессов, четкой стратегии и поддержки со стороны руководства становятся серьезным барьером в очень крупных компаниях, а также в компаниях, переживающих кризис. Первые нередко слишком забюрократизированы, а вторые зачастую оказываются в кризисе именно по причине неэффективности внутренних процессов и их проблемы с внедрением инноваций выглядят закономерными. В конечном итоге для успеха важны все поддерживающие процессы — инкубационные команды для генерации идей, гибкая методология разработки, внутренние социальные каналы, общекорпоративная программа инноваций и другое. Добавьте клиентский опыт в KPI Требование инноваций все чаще исходит от клиентов, и компании прислушиваются к ним более внимательно: им необходимо обеспечить позитивный клиентский опыт. В результате для стимулирования роста все шире применяются новые модели с акцентом на обновление, лояльность и удержание клиентов. Например, в гостиничной сети Melia Hotel гостю курорта нет необходимости брать с собой деньги и ключи — их заменяет «умный браслет». С его помощью можно делать покупки и расплачиваться за услуги не только на территории комплекса, но и в близлежащих ресторанах и магазинах. Фото: Unsplash Благодаря браслету отель знает, где находится гость, что повышает уровень безопасности. А планируемое подключение ИИ позволит повысить персонализацию предложений. Этот проект начинался с идеи улучшить клиентский опыт, сделать его бесшовным, а в результате изменил подход к носимым устройствам в гостиничной отрасли. Как оценивать инновации? Хотя ключевыми показателями для оценки инвестиций по-прежнему остаются такие традиционные критерии, как производительность и доход, клиентский опыт используется все чаще (57% компаний) в качестве меры окупаемости вложений (ROI). Это, несомненно, положительная тенденция, если при этом не забывают о сотрудниках — к ним надо относиться как к внутренним клиентам, если компания хочет повысить их продуктивность. Стимулируйте культуру инноваций Самым важным фактором в любой программе инноваций всегда были и будут сотрудники. Именно они предлагают новые идеи для решения реальных проблем и воплощают их в жизнь. Однако для их эффективного вовлечения нужна стимулирующая культура инноваций. Между тем лишь 41% респондентов считает, что принятая корпоративная культура способствует инновациям. Многие компании предусматривают различные материальные и нематериальные стимулы для сотрудников, чтобы поощрить генерацию новых идей. Это обычно финансовые вознаграждения. Но стимулирование — лишь один из элементов культуры инноваций. Например, один из восточно-европейских банков впервые за много лет стал прибыльным после того, как сотрудникам в нем стали выплачивать половину месячной зарплаты за реализованную идею. Однако без созданной системы отбора и имплементации идей вряд ли кто из сотрудников мог бы рассчитывать на премию, а банк — повысить эффективность своей операционной деятельности. Все идеи внимательно изучаются, лучшие направляются на одобрение руководству и реализуются проектной командой. За год было отобрано 50 предложений по улучшению процессов, 12 из них реализовано. Неудачи инновационных проектов приводят к росту скептицизма. В половине стран, участвовавших в опросе, компании намерены сократить инвестиции в инновации. В противоположность этому российские компании с воодушевлением относятся к внедрению таких новых технологий, как ИИ, IoT, блокчейн, автономные вычисления. Вместе с тем у них наблюдается наибольший разрыв между признаваемой ценностью технологий и их реальным распространением (по этому показателю Россия уступает только Польше). Зато у российских компаний есть все возможности совершить прорыв и монетизировать инновационный энтузиазм. Они могут учесть чужие ошибки и не пренебрегать формированием культуры инноваций, основу которой составляют ясное видение целей, четкое определение приоритетов, разделение полномочий, процессный подход и взвешенные критерии оценки. Материалы по теме: Как и зачем корпорации проводят хакатоны? Кто такой директор по данным и сколько он зарабатывает? Зачем корпорации перехватывают блокчейн-инициативу у стартапов? «Пока остальные думают, мы берём и делаем. Вот наша магия». История «Физтех.Старта» — акселератора при МФТИ Вам понадобятся знания в менеджменте, психологии и умение работать с людьми. Скрам-мастер — о своей работе Фото на обложке: Unsplash

Как добиться успеха при внедрении инноваций: пять шагов
© RB.ru