В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Участники воркшопа в Томске предложили повышать качество дорог за счет новых технологий

, 17 мая. Участники организованного Фондом инфраструктурных и образовательных программ и Томским государственным архитектурно-строительным университетом (ТГАСУ) воркшопа "Применение современных технологий при ремонте городских улиц и дорог" подготовили проект обеспечения надежности дорожного полотна. Он показывает, что использование инновационных материалов и технологий несколько удорожает строительство, но значительно увеличивает сроки эксплуатации автодорог, тем самым позволяет заметно экономить на ремонтах, сообщили в пресс-службе "Роснано".

Краткие итоги работы воркшопа представлены губернатору в пятницу на закрытии Форума U-Novus-2019. Реализация проекта в предполагается в 2020-2021 годах.

Видео дня

"При использовании традиционных материалов на городских трассах с высокой нагрузкой нормативы требуют обновления верхнего защитного слоя автодороги каждые один-два года. За счет применения всего комплекса имеющихся инновационных материалов этот срок можно увеличить до пяти-шести лет", - отметили в пресс-службе .

Днем ранее участники воркшопа, который объединил представителей технологического бизнеса, университетов, научных организаций и представителей государственных и муниципальных заказчиков, провели в Томске визуальное и инструментальное обследование участка дороги. На этом конкретном примере был предложен способ обновления дорожного полотна с использованием упомянутых разработок.

Комплексное решение

Для снижения масштабов колееобразования на дорогах предложено использовать щебеночно-мастичный асфальтобетон толщиной 6 см, полимеризованный активным дорожным модификатором (АДМ). Перекрыть его надо так называемым слоем износа толщиной в 3 см. Сделать его предложено из открытых битумоминеральных смесей (БМО) на основе щебня сверхпрочных габбро-диабазных пород с синхронным нанесением полимерной битумной эмульсии. "В целом это на 25% увеличивает затраты на стадии строительства, но вдвое повышает срок службы дорожного полотна", - уточнили в пресс-службе.

Для борьбы с трещинами предлагается использовать метод холодного ресайклинга. Он на 15% дороже массово применяемых сейчас технологий, но на 50% увеличивает срок службы дорожного полотна. Рекомендуется также армировать основание полотна с помощью плоских синтетических георешеток. Это снизит затраты на работы на 15% и увеличит на 20% прочность слоев основания дорожной одежды. Для предупреждения образования температурных поперечных трещин предлагается специально нарезать верхнее покрытие дороги, уложить в шов резиновый канат и залить битумной мастикой.

Для устранения распространенных разрушений покрытия вокруг люков и колодцев - канализационных, водоприемных и других - предложено использовать полимербетон, который имеет уникальные прочностные характеристики и сейчас применяется для обустройства деформационных швов мостов. Это примерно вдвое дороже традиционных методов и материалов, но в три-четыре раза увеличивает срок службы. Замгубернатора высказал готовность выделить люк для опытного применения методики, чтобы решить одну из самых острых для автодорожников проблем.

Также предлагается комплексное решение сразу двух проблем - фактического отсутствия на многих участках бортового камня и водоотвода. Речь идет о полимерном дождеприемном бордюре, который выполняет функцию сбора воды за счет имеющихся в нем каналов. Он более прочен, чем бетонный бортовой камень, имеет срок эксплуатации около 50 лет. Это примерно на четверть увеличит затраты в момент строительства, но втрое снизит эксплуатационные расходы.

Математическое моделирование

Участники воркшопа считают необходимым использовать математическую модель транспортной сети города для рационального распределения транспортных потоков по существующей автомобильной сети, устранения в ней "узких" мест. Это позволит снизить нагрузку на наиболее напряженных участках и обеспечит более долговременную сохранность дорожного полотна.

Предлагаются цифровые решения для улично-дорожной инфраструктуры: регулируемое освещение в зависимости от естественной освещенности, дополнительная подсветка переходов при появлении на нем пешеходов, переоборудование остановочных павильонов в информационные пункты.

Также свою эффективность доказали электронные дорожные знаки, "умные" светофоры, оперативно реагирующие на изменение дорожной ситуации. Эксперты уверены, что большую помощь городу окажет геоинформационная система, включающая 3D-модели всего тела дорожного полотна и данные обо всех проведенных на дорожной сети ремонтах и модернизациях, использованных при этом материалах и технологиях.

Мнение специалистов

Заместитель губернатора Игорь Шатурный, отвечающий в том числе за автодорожную отрасль, отметил, что руководством страны перед регионами ставится задача обеспечить увеличение гарантийного срока дорог с трех до пяти лет, а в перспективе - до 10 и даже 20 лет.

"Без новых технологий мы с этим не справимся. При традиционных решениях даже выделяемых сейчас огромных ресурсов на это не хватит. Но пока инновации мы видим в основном в виде идей, с экономической и технической точек зрения недостаточно проработанных для конкретных территорий. А главное, нужны позитивные примеры использования", - приводит его слова пресс-служба. Шатурный выразил надежду, что по итогам воркшопа такой опыт появится, и его можно будет тиражировать.

Представителя регионального руководства полностью поддержал гендиректор Фонда инфраструктурных и образовательных программ . "Инновации, в итоге, - это нововведения, которые дают экономические преимущества. Нужно, чтобы их прочувствовать жители, администрация, эксплуатирующие организации. Мы должны предложить не академические теории о возможности тех или иных решений, а точно просчитанные бизнес-проекты, под которые рассчитываем получить деньги у инвесторов", - сказал он.

Глава фонда считает очень полезным полученный опыт для студентов. "Они учатся работать в команде, видят реальную пользу от этого, чувствуют заинтересованность потребителей и видят реальные перспективы своего развития, как востребованного профессионала. Фактически, ребята решают кейс, который поставили не какие-то руководители, а жизнь. Проблема дорог в России существует многие годы, даже столетия. Пришло время новому поколению решить эту проблему", - сказал Свинаренко.

Ректор ТГАСУ надеется, что организованный на базе университета первый в России воркшоп по автодорожному строительству, где объединили усилия представители власти, производители и наука, будет иметь продуктивное продолжение. "Губернатор одобрил предложение сделать экспериментальный километр дороги с использованием инновационных технологий. Томск может стать полигоном по отработке нового типа дорог, и этот опыт потом будет распространяться по России", - полагает ректор.

О форуме

Организатором форума новых решений U-Novus выступает администрация Томской области при поддержке , Минпросвещения, и России. Партнерами форума являются , , , Фонд инфраструктурных и образовательных программ (группа "Роснано"), , "Ростелеком" и "Горсети".

Информационное агентство ТАСС является генеральным информационным партнером форума.