Facebook выпускает новое поколение инвесторов. На этот раз у руля женщины
Фонд для уязвимых Когда летом 2017 года движение #MeToo докатилось до Кремниевой долины, бывший топ-менеджер Facebook Элисон Розенталь хотела что-то изменить — может быть, покинуть Кремниевую долину ради политики или госслужбы. Затем бывшая профессиональная велосипедистка вспомнила урок своего тренера: «В гонке помни о своих сильных сторонах, на тренировке – о слабых». Розенталь впечатлили рабочие группы вроде All Raise, которые стремились продвигать больше женщин-предпринимателей и инвесторов в сфере ИТ. Но ей казалось, что «неочевидные» основательницы стартапов все еще остаются в стороне. «Многие фирмы постепенно внедряют изменения, и я это поддерживаю, – говорит она. – Я хотела делать что-то другое и с большим напором». В результате появился Leadout Capital, фонд на $27 млн, который инвестирует на предпосевной и посевной стадии в стартапы, основатели которых происходят из социально уязвимых групп или заботятся о нуждах таких групп. При участии 42-летней Розенталь как управляющего партнера и группы бывших сотрудников Facebook в качестве инвесторов Leadout Capital уже сделал пять вложений. В числе инвесторов фонда — Мелинда Гейтс и один из руководителей TPG Capital, Джон Уинкельрид. Ключевой советник Leadout Capital — Меган Смит, бывший топ-менеджер Google. По мере того, как технологические компании вроде Airbnb, Slack и Uber выходят на биржу или приближаются к этому, многие их сотрудники начинают собственный бизнес и привлекают миллионы для инвестирования в другие компании. Шумиха вокруг этих компаний и доходы, которые они приносят, могут затмить вчерашние звездные ИТ-стартапы, такие как Facebook, который вышел на биржу в 2012 году. Инвесторы-выпускники Facebook из числа первых топ-менеджеров — Шон Паркер (первый президент Facebook, который впоследствии стал партнером венчурной фирмы Founders Fund) и Мэтт Колер (партнер в венчурной фирме Benchmark и директор Uber). В новую волну вошли новые руководители фондов, такие как Розенталь в Leadout Capital и женщины из F7 Ventures, запущенного в прошлом году. Многие из них не похожи на типичного венчурного инвестора – в этой отрасли все еще преобладают белые мужчины. И поскольку они обещают помогать стартапам под руководством женщин и бизнесам, основатели которых происходят из уязвимых социальных групп, их портфолио тоже выглядят иначе. «Системы сложно менять, – говорит Розенталь. – Мы все должны вносить свой вклад – на периферии или изнутри – чтобы добиться перемен». Бизнес как спорт Уроженка Коннектикута и студентка факультета истории Брауновского университета, Розенталь начала карьеру как аналитик в Goldman Sachs в 1998 году и последовала за коллегами на запад, чтобы в 2001 году принять участие в зарождавшемся дотком-буме, работая в инвестиционной фирме General Atlantic. Траектория ее карьеры изменилась, когда, будучи студенткой программы MBA в Стэнфорде, она заметила, что один из ее соседей по квартире, инженер, сидит на сайте под названием The Facebook. Розенталь попалась на крючок, когда послушала выступление Мэтта Колера, одного из тех, кто отвечал тогда в Facebook за продуктовую составляющую. В 2006 году Розенталь оказалась в числе первых ста сотрудников Facebook. В последующие пять лет она руководила мобильными программами Facebook и была одной из тех, кто создавал кнопку «поделиться». Для поддержания физической формы Розенталь начала ездить на велосипеде вместе с однокурсниками по бизнес-школе. Работая в Facebook, она тренировалась во время звонков в неурочное время от клиентов в юго-восточной Азии и Европе, а затем участвовала и побеждала в соревнованиях все более высокого уровня. На протяжении двух лет, до 2010 года, она состояла в Профессиональной женской велосипедной команде TIBCO. Примерно тогда Розенталь познакомилась со своей женой, профессиональной спортсменкой международного уровня, которая выступала за сборную США. Превосходство в спорте, особенно в таком, который требует выносливости, подразумевает «особую твердость характера», говорит Розенталь. Оно требует и безупречной техники. Когда в 2011 году Розенталь присоединилась к венчурной фирме Greylock как предприниматель-резидент и начала лично инвестировать в стартапы, ее подход был прост: находить предпринимателей с теми же чертами. Но она все еще хотела руководить: в 2014 году она перешла в одну из портфельных компаний Greylock, Wealthfront, где на протяжении двух лет управляла стратегическими партнерствами. Затем пришло лето 2017 года, и Розенталь приняла решение, где она добьется наибольших перемен. Во время ее работы в Greylock Рейд Хоффман стал ее другом и ментором. Миллиардер и сооснователь LinkedIn проникся желанием Розенталь находить основателей проектов из наименее представленных групп, которые в свою очередь создавали компании для этих групп. Розенталь пригласила бывшего коллегу индонезийского происхождения Беннетта Сураджата присоединиться к ней в качестве генерального партнера. Они назвали фирму Leadout Capital в честь тактики, когда велосипедисты создают воздушный туннель для выбранного ими победителя, чтобы он пришел к финишу на максимальной скорости. Поддержка амбициозных и скромных До сих пор большинство инвестиций Leadout касались компаний под руководством женщин и небелых людей. Но в отличие от фондов вроде Female Founders Fund, Leadout Capital не требует от компаний полного соответствия этим двум критериям и учитывает и другие факторы вроде происхождения и образования как «неочевидные». Для поиска предпринимателей, которые бы отвечали требованиям, Розенталь заручилась поддержкой двух ученых и авторов из Университета Пенсильвании: Анджелы Дакворт, автора популярной книги о твердости характера, и Адама Гранта. Они выделили четыре ключевые черты предпринимателей, которые могут добиться успеха: скромность, амбициозность, щедрость и, конечно, твердость характера. Из первых пяти инвестиций Leadout Capital четырьмя бизнесами руководили женщины, три из которых были латиноамериканского происхождения. Стартапы, в которые вкладывался Leadout, занимались самым разным - от трекеров для домашних животных (Pawscout) и поставок для государственных учреждений (CoProcure) до рекомендаций книг (Booksloth) и аэрофотосъемки (Swiftera). Но пятой компанией, агрегатором почты Monolist, руководят трое мужчин, которые работали вместе с Розенталь и Сураджатом в Wealthfront. В отсутствие формальных правил только Розенталь и Сураджат решают, станут ли такие вложения исключением или правилом. К настоящему времени подход Розенталь успел привлечь Мелинду Гейтс, якорного жертвователя All Raise и ведущего инвестора фондов под управлением женщин, и Уинкельрида из TPG, который вложил собственные средства. Среди инвесторов и бывшие коллеги и знакомые Розенталь по Facebook. В их числе бывший управляющий финансами компании Сипора Херман, один из первых инженеров Джефф Ротшильд и бывший руководитель по работе с партнерами Дэн Роуз. «В этой стране и в этом мире столько денег и талантов тратится впустую. Есть выдающиеся люди с гениальными идеями, которые «не выглядят как полагается», – говорит Меган Смит. – Финансирование достается им по остаточному принципу, и это несправедливо». Новая волна венчурных капиталистов Для компании размеров Facebook – на сегодняшний день его рыночная капитализация составляет более $500 млрд по сравнению с $104 млрд на момент IPO 2012 года – его влияние на венчурную индустрию не слишком заметно. Те «выпускники» Facebook, которые начали заниматься инвестированием до IPO 2012 года (Чамат Палихапития из Social Capital, сооснователь Slow Ventures Дэйв Морин и Мэтт Колер) либо частично отошли от дел, либо покинули венчурную отрасль. Со временем появилось новое поколение инвесторов в стартапы — Кевин Коллеран и Сэм Лессин из Slow и бывший руководитель отдела инфраструктуры Джонатан Хейлигер из Vertex US. Но в то время, как сеть инвесторов Google и Twitter – а теперь еще и Airbnb и Uber – росла, сеть инвесторов Facebook нелегко разглядеть. Отчасти это объясняется выбором времени. Когда топ-менеджеры Google искали, где строить карьеру дальше, они смогли заполнить пробел, оставленный инвесторами после финансового кризиса 2008 года – голодное время, которое породило некоторые самые прибыльные проекты индустрии, такие как Twitter и Uber. Facebook тогда все еще был частной компанией. У некоторых его сотрудников были средства для личные инвестиций, но они предпочитали не афишировать такие вложения. «Людей Facebook воспитывали в духе «Наша работа говорит сама за себя»», – говорит Джошуа Ран, генеральный партнер стартап-студии Oceans и седьмой сотрудник Facebook, нанятый в Нью-Йорке. Нехватка шумихи вокруг инвесторской сети Facebook может связана и с тем, что нынешние «единороги» все делают быстрее и громче. Их компании все чаще базируются не в университетских городках, а в Сан-Франциско, где их окружают другие стартапы и где они находят сотрудников, которые намерены быстро расти – и возможно, быстро уходить. А когда их капитализация достигает десятков миллиардов долларов еще до выхода на биржу, и сотрудники могут продать свои акции на вторичном рынке, у топ-менеджеров меньше мотивации дожидаться IPO. Эндрю Чен, генеральный партнер Andreessen Horowitz, до прошлого года руководил привлечением новых клиентов в Uber. Он говорит, что может насчитать не менее десятка бывших коллег, которые за последний год перешли в венчурные фирмы в качестве инвесторов или предпринимателей-резидентов. Похожие переходы случались в «единорогах» вроде Airbnb и Slack, откуда продуктовые менеджеры уже ушли, чтобы стать венчурными капиталистами. По меньшей мере один фонд, созданный бывшим сотрудником Airbnb, Wave Capital, в последние месяцы оказался в центре внимания, когда объявил, что будет инвестировать в компании бывших сотрудников Airbnb, ставших предпринимателями (фонд уже отказался от своих слов; по случайному совпадению одна из сооснователей, Сара Адлер, раньше работала в Facebook). Бывшие сотрудники Facebook тем временем незаметно создают вторую волну венчурных капиталистов, которые будут определять, какие стартапы добьются успеха в будущем – и они совсем не похожи на Марка Цукерберга и его однокурсников по Гарварду. Среди них есть инвесторы латиноамериканского происхождения, как Салейо Куерво, сооснователь стартап-студии и фонда Combine в 2016 году, и Майк Вернал, который в прошлом году присоединился к венчурной фирме Sequoia в качестве партнера. В их числе есть и женщины: первая женщина-инженер Facebook Ручи Сангви, которая в 2015 году основала ИТ-сообщества South Park Commons, а в апреле прошлого года объявила о создании соответствующего фонда, и Розенталь в Leadout. Розенталь не единственная, кто говорит, что уроки #MeToo и усилия All Raise, вдохновили ее на более целенаправленную деятельность в качестве управляющей фонда. В F7 Ventures директор по продажам Келли Гразиадей пришла в венчурную фирму в качестве предпринимателя-резидента после ухода из Facebook и вознамерилась лично бороться с такими статистическими показателями, как низкая доля венчурного капитала, которая ежегодно попадает в фонды, управляемые женщинами (1,5% в 2018 году). Сейчас Гразиадей работает с шестью другими женщинами, которые занимали или занимают позиции в высшем менеджменте Facebook. F7 уже самостоятельно инвестировал в пять компаний и планирует в течение года выписать еще около 20 чеков примерно по $50 000 стартапам, в которых хотя бы половина руководителей – женщины. «Мой совет таков: если вам интересно – начните это делать, – говорит Гразиадей. – Я была так загружена в Facebook, что только позднее увидела огромный мир за его пределами». Неочевидные инвестиции Гендиректор Pawscout Андреа Чавес была скептически настроена по отношению к венчурному капиталу перед встречей с Розенталь в офисе Leadout Capital. Единственная из пяти братьев и сестер мексикано-американского происхождения, кто сумела из бедной семьи в Нью-Мехико попасть в Гарвард, она получила степень по юриспруденции и окончила магистратуру по компьютерным наукам в Стэнфорде, а затем основала два стартапа и работала топ-менеджером в третьем. Но когда она начала привлекать финансирование для Pawscout, который производит умные ошейники для домашних животных с онлайн-подключением, ей постоянно отказывали. При сотнях тысяч пользователей и тысячах единиц проданной продукции Pawscout казался слишком крупной компанией для первых инвестиций и слишком маленькой для более поздних стадий. Однако его продуктом – устройствами для владельцев домашних животных – было легко пренебречь. «Инвесторы не понимали, куда нас отнести», – говорит Чавес. Но когда Чавес встретила Розенталь, они начали увлеченно обсуждать, как опыт Розенталь в Facebook помог бы в развитии популярного социального приложения Pawscout, где владельцы животных могут делиться фотографиями и советами. Leadout Capital стал первой венчурной фирмой, инвестировавшей в стартап $1 млн. «Это кажется идеальным сочетанием. Они концентрируются на неочевидных людях, а быть неочевидным одновременно и увлекательно, и неловко, – говорит Чавес. – Я в восторге, что есть такие фирмы, как они, которые поддерживают таких людей, как мы, кого могут не замечать». Перевод Натальи Балабанцевой