Войти в почту

Байкеры с огнетушителями: как работает мотоподразделение спасателей Москвы

В этом году мотосезон в Москве открыли не только любители быстрой езды на "железных конях". С 1 мая на городские улицы вышло обновленное расширенное подразделение спасателей на мотоциклах Пожарно-спасательного центра Москвы. Кто становится байкерами-пожарными и почему их работа востребована в столице, корреспондент РИА Новости узнала на учениях на тренировочном полигоне "Апаринки". Спасти рядового москвича Тренировочный комплекс "Апаринки" в день мотоциклетных учений напоминает смотровую площадку на Воробьевых горах в разгар мотосезона. На небольшой парковке в рядок стоят блестящие красно-черные красавцы-байки. Рядом с каждым свой всадник в полной мотоциклетной экипировке. Перед стартом учений спасатели проверяют укладку кофров для перевозки оборудования. В них все для оказания помощи москвичам при чрезвычайной ситуации. "Расчеты быстрого реагирования на пожарно-спасательных мотоциклах – наше городское ноу-хау. В 2010 году у нас было только четыре мотоцикла, а с 1 мая на службу заступили 165 мотоциклистов на 22 новых машинах", – рассказывает заместитель начальника службы пожаротушения ПСЦ Александр Квитка. Фото #5877286 По его словам, изначально мотоподразделение сформировали в ПСЦ в качестве экспериментального проекта. Маневренные мотоциклетные расчеты испытывали в городских условиях на скорость прибытия к месту происшествия, повышали уровень качества оказываемой помощи и совершенствовали экипировку. С 2010 года специалисты ПСЦ на мотоциклах всего на четырех машинах спасли жизни 92 москвичей. Успех и эффективность работы подразделения стали толчком к его глобальному развитию. "Когда служба стала расширяться, первым вызовом для нас стал подбор специалистов. А первым требованием для них стало, конечно, наличие прав категории А. Это было легче всего", – со смехом вспоминает Квитка. Он признается: кандидатам в мотоподразделение пришлось несладко – отбор был очень жестким. Специалисты ПСЦ оценивали не только умение претендентов ездить на мотоцикле, но и проверяли на соответствие сложному психологическому портрету, заранее составленному с учетом необходимых для спасателя качеств. Основой подразделения, что неудивительно, стали опытные байкеры. Причем некоторые, как мотопожарный Вадим Перепеченков, на момент формирования службы работали далеко не в спасательной сфере. "Я раньше был менеджером по продажам, а мотоспортом просто увлекался. Сюда устроился осенью, когда собирали мотоциклетный расчет. Конечно, с офисной работой это не сравнить, все в новинку", – говорит Перепеченков. После отбора Вадим полгода учился на пожарного-спасателя в Учебно-методическом центре по ГО и ЧС Москвы. Байкеров обучали оказанию первой помощи, пожаротушению, управлению спецтехникой, психологии общения с пострадавшими, работе со спецсигналами. Большое внимание уделяли и физической подготовке. Право патрулировать улицы Москвы на двух колесах члены новых расчетов получили только после успешно пройденной аттестации. Юрий Акимов: безопасность москвичей – приоритет в нашей работе Сейчас расчет, в котором числится Перепеченков, базируется во Внуково, а его коллеги распределены по центру Москвы, району Бирюлево Восточного и Зеленограду. Такое рассредоточение мотогрупп позволяет спасателям по два расчета патрулировать территорию всего города. В день мотогруппы принимают до 20 выездов в сутки – от ликвидации возгораний до социальной помощи пожилым людям. "Мы часто помогаем бабушкам и дедушкам, социальной работы не меньше, чем пожарной. Если кто-то пожилой упал или получил травму, мы приедем быстрее всех", - рассказывает Перепеченков. "Их работа востребована всегда. Во-первых, мотослужба первой прибывает на место происшествия – как правило, за 6-7 минут. Во-вторых, они оперативно проводят разведку на месте и могут вызвать дополнительные силы, если необходимо. В-третьих, мотоциклы, в отличие от спецмашин, могут проехать везде, что в условиях мегаполиса и пробок очень важно", - добавляет Квитка. По коням Социальная помощь на учениях не отрабатывается – спасателям предстоит задачка посложнее. По легенде, мотоподразделение получает вызов на ДТП: две машины, возгорание, четверо пострадавших, один из которых в шоковом состоянии убегает в лес. На место происшествия спасатели прибывают со "светомузыкой" – каждый мотоцикл оснащен сиреной и мигалкой. Припарковавшись на безопасном расстоянии от "горящего" автомобиля, расчет из четырех мотоциклов и шести байкеров сразу приступает к работе. Двое с ранцевой установкой "Игла" в два счета ликвидируют пожар, еще двое распаковывают кофры с необходимым оборудованием: накладки на подушки безопасности, стеклобой и гидравлический резак для вскрытия покореженных автомобилей. Действиями спасателей методично руководит командующий расчетом, и уже через несколько минут из машины достают первого статиста-пострадавшего. В угоду реалистичности на нем – резиновая маска с "раной" на голове, такая же накладка на руке. Для обработки повреждений сотрудники ПСЦ используют аптечку, шею пострадавшего фиксируют воротником. Под очередной вой сирен к месту аварии подъезжает скорая, и первую жертву аварии передают в руки квалифицированных медиков. "Наши мотоциклисты заступили на работу 1 мая, но уже за первые две недели службы выезжали на ДТП 10 раз, провели 125 патрулирований и ликвидировали 13 пожаров", - делится данными Квитка. За его спиной спасатели срезают крышу автомобиля, чтобы достать зажатого между рулем и сидением статиста. В целом за 14 дней было порядка 400 вызовов – сезон начался очень активно. Пока последнего пострадавшего аккуратно грузят в скорую, командир расчета беседует с подъехавшими на место кинологами. Их задача – найти убежавшего в лес ребенка. Спасатель-кинолог Любовь Трошина объясняет: вопреки расхожему мнению, на таких мероприятиях используют не следовых, а поисковых собак. "Разница большая. Следовая собака берет запах конкретного человека, а поисковая – любого, кто находится на выделенном участке поиска. На поисковую собаку обязательно вешается колокольчик, чтобы мы знали ее местоположение. Чтобы потерявшийся не испугался чужой собаки, мы также одеваем их в ярко-оранжевые жилеты", - говорит она. "Потеряшка" находится быстро, натренированный пес уже через пять минут возвещает о находке громким лаем. Статиста выводят из леса, и каждый получает награду за проделанную работу: мотоциклисты – хорошую оценку, а поисковая собака – угощение. Жаркий сезон По словам Квитки, летний сезон – самое загруженное время для мотоподразделения ПСЦ, и совсем скоро участков для патрулирования станет еще больше. "С открытием купального сезона мы немного скорректируем их маршруты, чтобы контролировать водоемы Москвы. Наши мотоциклисты могут оказать помощь и на воде, для этого в их укладке есть концы Александрова и даже спасательные жилеты", - отмечает он. Колесить по столице на "стальных конях" байкеры ПСЦ будут до октября. С закрытием мотосезона их распределят по обычным пожарным расчетам, и служба продолжится – уже на четырех колесах спецмашин.

Байкеры с огнетушителями: как работает мотоподразделение спасателей Москвы
© Р-Спорт