«Ваш заказ доставит учитель литературы»: реклама Delivery Club вызвала неоднозначную реакцию
Наружная реклама, которую по Москве развесила служба доставки Delivery Club, вызвала неоднозначную реакцию. Почему ее все обсуждают и что о ней думают сами курьеры? На плакатах под улыбающимися лицами курьеров подписи: «Андрей — потомственный казак, отец пяти дочерей, бывший кадровый офицер и заслуженный артист», «Наталья — репортер. Семь лет работала на федеральном телевидении». Главный посыл — показать доставщиков еды как людей со своими увлечениями и талантами. Мой коллега Игорь Садоков поговорил с двумя курьерами, которые первыми встретились ему на улице: они видели рекламу, знают некоторых изображенных людей и объясняют, почему идут в курьеры. Говорит доставщик еды Дайыр. — На самом деле, тех курьеров я половину знаю, которые нарисованы там. Они есть на самом деле, они работают у нас. Африканец — я его видел, знаю, еще одного парня знаю. Написали, что он был учителем, я его тоже знаю, он в Кыргызстане на самом деле работал учителем, но там зарплата 10 тысяч в месяц, а тут ты получаешь больше 50 тысяч. — Можешь рассказать о себе, почему решил пойти сюда? — Учился в Бишкеке, закончил юридическую академию, колледж. У нас маленькая зарплата, работал тут в KFC, в отелях — там зарплата маленькая. Там получаешь 35-40 максимум, а тут можно делать 60-70 тысяч рублей. Самое большое — 32 тысячи за 15 дней работы. — Много работал? — Из них я работал 12 дней. Продолжает курьер Дилшод. — Я раньше работал на стройке, оконщиком был, уже полтора года работаю курьером. От 12 тысяч за неделю доход у меня получается. — Чистыми? — Да. — Это больше, чем на стройке? — На стройке платили нормально, просто там работать тяжелее, чем курьером. У меня от шести часов в день, в неделю где-то 55-60 часов будет, за это время могу заработать где-то 15 тысяч рублей. Возможно, слыша эти цифры, о курьерской работе задумаются представители некоторых профессий, в том числе учителя и журналисты. Многие говорят, что реклама вызывает чувство сожаления о том, что люди не смогли добиться успеха и вынуждены идти в доставку. Критики в соцсетях назвали рекламу «антисоциальной, напоминающей о том, что государство не обеспечивает уровня жизни и рабочих мест». Фраза «Ваш заказ доставит учитель литературы» превратилась в мем, который пользователи интернета переиначивают так: «Ваш заказ доставит Рауф. Он три года проработал в Совете Федерации. Увлекается изучением русского языка», «Ваш заказ доставит бывший криптовалютный инвестор», «Ваш заказ доставит платиновый директор Кэшберри». Одна из самых удачных шуток: «Алло, это курьер Delivery. У вас тут домофон». «Код к домофону — год написания «Капитанской дочки». «Спасибо, поднимаюсь». И если это все обсуждают, реклама удалась, рассуждает партнер креативного digital-агентства Possible Владимир Гарев. Владимир Гарев партнер креативного digital-агентства Possible «С точки зрения рекламы и рекламного эффекта она успешная. Это очевидно, если о ней пишут. С точки зрения сути того, что там заложено, это можно трактовать двумя способами. Мне кажется, что в нашем травмированном кризисами и довольно бедном тестовым сознании действительно это шок, когда пиццу разносит кандидат наук. В капиталистическом мире все это вполне нормально. Сегодня он разносит пиццу, а завтра он снова кандидат наук. У разных людей с разными установками будет разная на это реакция». Можно вспомнить, как «Ситимобил» в номере журнала Forbes тоже разместил рекламу с зарплатами таксистов. Больше всех, около 230 тысяч рублей, заработал водитель по имени Урматбек. Внизу этого рекламного разворота в Forbes значилась подпись: «Если что, работа есть». Номер, кстати, был посвящен богатейшим бизнесменам России. Есть, правда, и другой пример — реклама, созданная в Высшей технической школе в Цюрихе, где ее знаменитый выпускник Альберт Эйнштейн доставлял заказы на велике, и предлагалось представить, как парадоксально было бы, если бы блестящие умы отвлекались от своих научных изысканий, доставляя пиццу.