Войти в почту

Скрипка из банного черпака и глюкофон. Роман Ломов в «Интервью 360» рассказал о музее музыкальных инструментов

Роман Ломов — этномузыкант, мультиинструменталист, коллекционер и педагог, основатель музея народных инструментов в ДК «Чайка» г. о. Балашиха в «Интервью 360 Балашиха» рассказал о том, как возникла идея создания музея, показал некоторые его экспонаты. — Расскажите, пожалуйста, когда впервые состоялось Ваше знакомство с фольклором и русской народной музыкой? — Ну, как часто это бывает, знакомство с фольклором произошло еще в детстве и благодаря родителям. Отец мой играл на гармошке, а мама моя очень любила петь. И все это отразилось на моем выборе профессии. Началось это с 4 лет, когда я наливал в фужеры воду и стучал по ним палочкой, чтобы услышать различные звуки. Я окончил музыкальную школу, затем Воронежское музыкальное училище, а потом и Российскую академию музыки имени Гнесиных. Так вот я и овладел своей профессией. — Получается, Вы со своей профессией уже определились в детстве? — Да, верно. Знакомство с музыкой с самого раннего детства очень сильно повлияло на мой выбор. — Игрой на каком музыкальном инструменте Вы овладели раньше остальных? — Балалайкой. Во время обучения в музыкальной школе. Затем учился игре на аккордеоне. А потом мне очень повезло попасть в фольклорный ансамбль «Колечко» под руководством М. М. Чепрасова. После него я сразу поступил на 2 курс музыкального училища. — Расскажите, пожалуйста, о своем музее музыкальных инструментов в ДК «Чайка» в Железнодорожном. Как возникла идея его создания? — Когда я был гастролирующим музыкантом, я привозил из разных уголков нашей необъятной Родины музыкальные инструменты. И, когда они уже перестали помещаться дома, было логичным разместить их на стенах аудитории ДК «Чайка», где занимаются ансамбли «Калинушка» и «Стежки-дорожки». И теперь дети и взрослые поют песни уже в обрамлении этих инструментов. — Каким образом вы пополняли свою коллекцию? Где находили столь редкие музыкальные инструменты? — Помимо того, что я привозил их из гастролей, многие посетители музея охотно делились своими инструментами, запылившимися и давно позабытыми на чердаке. Также я дружу с замечательными мастерами музыкальных инструментов, которые изготавливают их и передают мне на экспертизу, чтобы я сделал какие-то конструкционные замечания. Я тесно сотрудничаю с мастерской из Тверской области «Мир Гуслей», а также мастерской флейт из дерева «Гармония звука». Все эти мастера с радостью предоставляют мне свои инструменты. — Все Ваши инструменты в рабочем состоянии? — Безусловно. В этом уникальность нашего музея. У нас нет ни одного нерабочего корпуса. Любой инструмент можно снять со стены или взять из запасников и сыграть на нем. Эти инструменты регулярно участвуют и в фестивалях, и в концертах, и в студийных записях. Также мы регулярно проводим их профилактику у мастеров. — Расскажите о наиболее интересных и необычных инструментах. — Полагаю, для человека, который впервые увидит тот или иной инструмент, каждый из них покажется необычным. В нашем музее до недавнего времени были 4 основные экспозиции: струнные, духовые, ударные, гармошки. Но пару лет назад у нас появилась еще одна экспозиция — это современные народные инструменты, которые появляются и изобретаются в наши дни. Там можно услышать, как звучит дудка, сделанная из детских граблей. Увидеть скрипку из банного черпака, а также глюкофон, инструмент из двух днищ газовых баллонов, который сейчас я очень часто стал видеть на международных выставках. Он обладает совершенно космическим звуком. Так я сообщаю о том, что это живая традиция, и она развивается и в наше время. — Что за инструменты Вы принесли с собой? — С собой у меня лишь малая толика. Вот этот инструмент — самый древний экспонат наш. Ему более 120 лет. Появился у нас не так давно. Благодаря мастеру из Балашихи Геннадию Титову. Это гармоника «Черепашка». Геннадий восстановил ее и даже поведал об истории создателя. А это тверской рожок. Сделан он на основе бычьего рога. Корпус-трубочка. А у основания — маленький писчик, который на вид невзрачный, но добавляет целостность всему инструменту. Его еще называют «Русский саксофон». А это — современный ширкунок, сделанный из склеенного контейнера для лука, в которое насыпано зерно. А вообще инструменты можно делать даже из шланга. Вот эта пластиковая дудочка — как раз он и есть. А из Франкфурта я привез вот этот инструмент, сделанный на основе обыкновенного бумажного стаканчика, — такая современная калимба. — Расположение музея в ДК «Чайка» в Железнодорожном неслучайно. Ведь именно там вы руководите детским образцовым ансамблем народной песни «Калинушка». Расскажите, пожалуйста, о нем. Сколько ему лет? Кто его воспитанники? — Коллектив под моим с коллегой Ломовой Юлией Сергеевной руководством существует уже более пятнадцати лет. Но имеет он еще более древнюю историю в стенах ДК «Чайка». Раньше он состоял из взрослых исполнителей, а потом стал детским, когда мы стали им заниматься. Коллектив наш регулярно выступает на городских и областных мероприятиях, участвует в фестивалях, занимает, как правило, призовые места.

Скрипка из банного черпака и глюкофон. Роман Ломов в «Интервью 360» рассказал о музее музыкальных инструментов
© 360tv.ru