Войти в почту

Судебные процессы тормозят выход страны на глобальные рынки

На прошедшем Восточном экономическом форуме во Владивостоке много говорилось о том, что Россия должна как можно скорее получить современные «ворота» для выхода на глобальные рынки с конкурентоспособной продукцией самых различных отраслей. Одним из таких новых «окон» должен стать строящийся порт Тамань в Краснодарском крае, который после сдачи в эксплуатацию всех терминалов будет одним из крупнейших в России. О том, какие проблемы возникают по ходу строительства — в материале «Ленты.ру». О том, что нашей стране приходится преодолевать, чтобы избавиться от транзита нефти и газа через постоянно интригующую и шантажирующую нас Украину — знает каждый россиянин. Об этом подробно говорить не надо: «Южный поток», «Турецкий поток» и наконец «Серверный поток — 2» у всех на слуху. А вот то, что аммиак — один из самых важных продуктов химической промышленности, который идет на приготовление азотной кислоты, азотных удобрений, красителей, да много еще чего, экспортируется из России через аммиакопровод Тольятти — Одесса, поостренного в уже теперь далекие 70-е годы прошлого века. По логике вещей альтернативой Одессе должен бы стать какой-нибудь порт на территории России. Но, на данный момент, в России нет ни одного полноценного терминала по перевалке аммиака. Им бы мог стать порт Тамань, в котором еще с 1999 года «Тольяттиазот» (ТОАЗ) пытается построить свой собственный терминал. «Собственный терминал позволит значительно сократить затраты на поставку продукции за счет более короткого логистического плеча. А главное — исключить транзитные риски, которые на фоне обострения политических отношений с Украиной в последние годы приобретают определяющее значение», — говорит управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева. В средине 2000-х годов проект по строительству терминала по перевалке аммиака в порту Тамань был заморожен «по не зависящим от компании причинам». Возобновить проект ТОАЗ смогла лишь в 2015 году. Тогда с Федеральным агентством морского и речного транспорта «Тольяттиазотом» была согласована декларация о намерениях по строительству перегрузочного комплекса аммиака и карбамида, а с компаний «Росморпорт» — соглашение о взаимодействии при реализации инвестпроекта. В течение 2016 года был подписан ряд постановлений и распоряжений правительства, в рамках которых проект ТОАЗ в порту Тамань включен в схему территориального планирования РФ в области федерального транспорта. Мощность строящегося перевалочного комплекса составит 5 миллионов тонн в год: 2 миллиона тонн карбамида и 3 миллиона тонн аммиака. В компании убеждены: мощности порта могли бы полностью перекрыть потребность ТОАЗа в перевалочных мощностях. Кроме того, этим проектом предусмотрены береговой перевалочный терминал, гидротехнический комплекс для принятия судов дедвейтом до 50 тысяч тонн, а также комплекс вспомогательных и инфраструктурных сооружений. Екатерина Косарева уверена, что будущий терминал может вызвать интерес и других производителей карбамида. «Сейчас этот вид удобрений экспортируется из северных и северо-западных районов России в основном через порты стран Балтии, но когда у России появится свой морской терминал, не будет смысла платить за аренду портов другим странам, тем более что аналогов этому терминалу в России пока нет», — подчеркивает эксперт. Примечательно, что реализация проекта перевалочного комплекса полностью финансируется ТОАЗ за счет собственных средств, без привлечения кредитов и бюджетных денег. Объем инвестиций оценивается в 14 миллиардов рублей. В компании надеялись, что терминал сможет заработать уже к 2021 году. Однако решения судебной власти Краснодарского края могут поставить в этой истории точку уже в этом году. Недавно опубликованный проект постановления правительства по созданию в порту Тамань терминала для перевалки аммиака и карбамида, по которому уполномоченной организацией по реализации проекта определена компания «Тольяттиазот» будет невозможно реализовать, поскольку сам порт будет ликвидирован. В частности, суды Краснодарского края осложняют процесс вот уже несколько лет подряд. Например, в конце 2016 года, несмотря на наличие соглашения как с местными, так и с краевыми властями, Арбитражный суд Краснодарского края принял решение в пользу администрации региона, признав за ней госсобственность на 12 объектов недвижимости, входящих в структуру будущего порта, и построенных за счет ТОАЗ. В числе «отобранных» оказались ключевые объекты порта: гидротехническая эстакада, узел водоснабжения, очистные сооружения и трансформаторные подстанции. Это незаконное, по мнению юристов ТОАЗ, решение было отменено в кассационной инстанции в 2017 году. Тогда представители компании делались планами на будущее и думали, что все уже позади. Однако, в феврале 2019 года дело вернулось на новое рассмотрение и все тот же суд решил — «Тольяттиазот» должен своими собственными руками снести всю построенную инфраструктуру. На это в компании заявляют, что у ТОАЗ нет иного вывода как снова идти в суд с жалобой уже на это решение. Тем временем по данным «Новой газеты», грузооборот Одесского морского порта, через который в отсутствие своих терминалов ТОАЗ вынужден осуществлять отгрузку аммиака, только в январе-марте 2019 года вырос по сравнению с прошлым годом на 5,1 процента и по данным местной Администрации морских портов составил 6,21 миллиона тонн. В целом же грузооборот морских портов Украины за три месяца 2019 года, в течение которых состоялось ращение последнего кубанского суда, вырос на 12,4 процента.

Судебные процессы тормозят выход страны на глобальные рынки
© Lenta.ru
Lenta.ru: главные новости