Небанковское кредитование поднимает голову
О том, что финтех-компании могут вполне успешно конкурировать с банками даже на таком традиционном рынке, как кредитование бизнеса, может свидетельствовать опыт микрофинансовой организации SimpleFinance. В отличие от большинства других российских МФО, SimpleFinance не работает с физическим лицами, его специализация – кредитование малого и среднего бизнеса. Кроме того, компания развивает площадку TenderHub, организующую выпуск банковских гарантий для участников тендеров, и P2B-платформу SimplyFi, соединяющую заемщиков с кредиторами. Михаил Воскресенский / РИА Новости За счет иностранного капитала Алексей Басенко Кэмпбелл Бэтвейт Генеральный директор и сооснователь SimpleFinance Алексей Басенко имел большой опыт работы в банках в кредитных подразделениях, создавал свой бизнес в сфере кредитного брокериджа и, как многие специалисты этой сферы, пришел к выводу: существующие банковские практики в сфере кредитования не соответствуют потребностям бизнеса. Превратить это понимание в бизнес-проект Басенко помог его компаньон, австралийский предприниматель Кэмпбелл Бэтвейт, работающий, кроме прочего, управляющим партнером инвестиционного фонда RedStone Capital (ранее назывался Finteca). Этот фонд в итоге стал акционером проекта. Так в 2015 году появилась компания SimpleFinance, которая в 2016 году, обладая лицензией микрофинансовой организации, стала выдавать займы малому и среднему бизнесу. Бурный рост операционных и финансовых показателей позволил компании в 2017 году первой среди российских финтех-компаний выйти на международный долговой рынок и разместить евробонды на Франкфуртской бирже на $30 млн евро. Спустя буквально 3 месяца компания привлекла средства от японского инвестфонда SBI Group: инвестиции в проект составили порядка $50 млн, включая долговое финансирование. На рынке кредитования бизнеса МФО приходится конкурировать с банками, располагающими куда большими денежными средствами и обычно более дешевым фондированием. Поэтому SimpleFinance в рамках фондирования привлекает и банковские кредиты. На текущий момент, по словам Алексея Басенко, SimpleFinance располагает капиталом примерно в 5 млрд рублей, и его кредитный портфель на пике приближается к этой сумме. Кредиты онлайн SimpleFinance является финтех-компанией и все свои операции проводит в онлайн-режиме. В двух офисах компаниях работает около 90 сотрудников, из которых примерно 20 являются специалистами по IT. Впрочем, хотя у компании и нет своих физических отделений, она располагает сетью из примерно 1000 компаний-агентов – фактически кредитных брокеров во всех регионах России. Кроме того, предложения SimpleFinance как партнерского проекта уже интегрированы в экосистемы ряда банков и государственных МФО. Одним из главных инструментов работы компании является автоматизированная система оценки платежеспособности клиентов. Алексей Басенко в беседе с «Инвест-Форсайтом» не пожелал раскрыть ее секреты, но сказал, что она построена на понимании, какие из элементов бизнеса заемщиков являются источником наибольших рисков, и сегодня позволяет обеспечить уровень просрочки на уровне около 1% от портфеля. В некоторых случаях система скоринга предполагает автоматическую «выгрузку» информации по банковским счетам заемщиков. SimpleFinance предлагает заемщикам такие кредитные продукты, как факторинг, займы на участие в государственных закупках и займы на исполнение этих контрактов, кредитование под залог недвижимости и краткосрочное беззалоговое (бланковое) кредитование бизнеса. Процентная ставка в SimpleFinance, по словам Басенко, аналогична ставкам по соответствующим продуктам коммерческих банков: от 14% годовых по факторингу, от 14,9% по кредитам под залог недвижимости, 17-18% по беззалоговым кредитам. Скорость принятия решений по некоторым продуктам составляет 1 час. Впрочем, сами кредиты тоже краткосрочные – если вычесть займы под залог недвижимости, средний срок оборачиваемости портфеля SimpleFinance составляет 45 дней. Платформы-маркетплейсы Кроме, собственно, кредитной платформы, на которой можно получать займы из средств SimpleFinance, компания развивает еще два кредитных маркетплейса. Платформа TenderHub соединяет компании-участники государственных тендеров с банками, готовыми выдавать им гарантии для обеспечения участия в тендерах и исполнения госконтрактов. Сегодня к TenderHub присоединилось 4 банка – «Эс-Би-Ай Банк» «Металлинвестбанк», «Интерпромбанк» и «Модульбанк». За I квартал нынешнего года через платформу выдано гарантий на общую сумму около 1 млрд рублей. Другой проект компании, P2B-платформа SimplyFi, позволяет соединить потенциальных заемщиков с любыми кредиторами, готовыми давать взаймы. К заемщикам здесь применяют ту же систему автоматизированного анализа рисков, что и на базовой платформе: так кредиторы могут давать взаймы более уверенно, получая среднюю доходность на уровне примерно 18-23%. Сегодня на площадке зарегистрировано более 6 тыс. заёмщиков и около 500 инвесторов (включая МФО и Фонды поддержки предпринимательства). Обороты компании не раскрываются, но сообщается, что за I квартал 2019 года получено 1,5 тысячи обращений на займы от клиентов МСБ на общую сумму 850 млн рублей. Кредитовать без банков? «В ближайшей перспективе небанковское кредитование будет расти опережающими темпами. Речь идет о выдаче займов МФО (проще и быстрее банков выдают кредиты МСБ) и развитии рынка краудфандинга, – уверен Алексей Басенко. – Если говорить про краудфандинг: сегодня мы наблюдаем эффект низкой базы, и в ближайшие годы мы увидим как минимум двукратный рост. По прогнозу Банка России, через пять лет объем сделок на рынке краудфандинга вырастет до 1 трлн рублей в год». Директор по развитию микрокредитной компании «Ваш инвестор» Антон Аксенов также уверен, что микрофинансовые организации сегодня имеют свою нишу в сфере кредитования населения и малого бизнеса. «Этот рынок, безусловно, нужен, и непрерывный рост кредитных портфелей МФО тому подтверждение. Основные цели таких займов у малого бизнеса – пополнение оборотных средств, покрытие кассовых разрывов, выплата заработной платы сотрудникам», – полагает эксперт. Впрочем, для развития небанковского кредитования есть немало препятствий. По мнению Антона Аксенова одно из них – всё еще негативное восприятие микрофинансовых организаций со стороны большей части населения и бизнеса. Где взять деньги? Кроме репутационных, имеются и финансовые проблемы. «В сфере кредитования бизнеса главное преимущество банков – “дешевые деньги”, заимствованные у ЦБ, – констатирует генеральный директор микрофинансвой компании “До Зарплаты” Павел Сологуб. – Поэтому у крупных банков редко бывают проблемы с ликвидностью, и они могут позволить себе более низкие ставки кредитования. У МФО или P2P-платформ нет доступа к заимствованию денег у ЦБ, себестоимость их кредитов выше, а значит, конкурировать с банками сложнее». Из этого следует, что конкурировать с банками могут только достаточно масштабные компании, которые – подобно SimpleFinance – смогут привлекать достаточно дешевые заемные средства, в том числе на фондовом рынке. И, конечно, отдельный вопрос: смогут ли российские банки «дотянуться» до тех бизнесменов, которым сегодня они не дают кредиты, оставляя их «на откуп» небанковским кредиторам? Как полагает директор по развитию продуктов проекта «ДелоБанк» Алексей Трегубов: «Если банкам удастся преодолеть те ограничители, которые мешают кредитовать МСБ, то, конечно, банковское кредитование бизнеса станет нормой, как в развитых странах. Сейчас же возможности банков ограничены из-за недостатка информации, необходимой для адекватной оценки заемщиков. Поэтому есть требования к большому пакету документов, необходимость ручного рассмотрения из-за слабой методологии оценки рисков вследствие небольшого объема данных и истории самого бизнеса». Впрочем, по мнению эксперта, здесь нужна помощь и самих предпринимателей, прежде всего в культуре ведения бизнеса, в платежной дисциплине, да и, возможно, в консолидации операций в одном банке. Автор: Константин Фрумкин