Ещё

Голос Безрукова закрыл XVIII Московский Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева 

Фото: Ревизор.ru
Три произведения программы концерта-закрытия: «Месса поминовения», сочинение 2018 года, для хора a capella по надписи надгробия и «Поэтория», сочинение 1968 года, для поэта-чтеца, женского голоса, хора и оркестра на стихи нашего живого классика , также Фрагменты из мистерии «Мученичество Святого Себастиана» на стихи итальянского поэта Габриэле Д'Аннунцио об'единились одной идеей. Прямо или косвенно, идея способности человека к самопожертвованию, то, «чем выделен человек» (цитата из Вознесенского), проходит через все заявленные произведения. Также, «перекидыванию мостиков» через век, сближению двух авторов и их музыки способствовали жанры духовных концертов и песнопений, выбранные композиторами в этих сочинениях. Преломленные на свой стилевой лад, образный строй «Мученичество Святого Себастиана» и «Поэтория» предстали как «Страсти» по Дебюсси и «Страсти» по Щедрину.
В  мистерию «Мученичество Святого Себастиана» Клода Дебюсси, точнее, авторскую оркестровую сюиту, пробившую себе дорогу на сцену, не слышали сто лет. А российская постановка мистерии и вовсе никогда не была осуществлена. В 2018 году, к столетию Дебюсси, Гергиев возродил сначала сюиту, затем исполнение почти всего произведения. Безусловно, поэтический текст Д'Аннунцио — это нагромождение средневековой мистики, декадантской символики, перекрещивания язычества и христианства, рассчитанное на красочную постановку труппы «Русский балет» фасона 1911 в Париже. Но музыка композитора остается за скобками всего этого, хотя и написана по заказу. Очень красивая, оригинально оркестрованная, не лишенная влияния Вагнера, она вызывала слушательское любопытство политональными диссонансами в образах мистического мира, импрессионистскими красками в изображении огня, мерцающего света, ангелов и райских кущ. (сопрано) и Ангелина Ахмедова (сопрано), две солистки пели из разных точек: одна со сцены, другая с края балкона, из-под самых сводов «голос с неба» сопровождал появление образа Богоматери. Фото:
Яркое завершение нынешнего фестиваля — премьера музыки Щедрина — пришлась на второе отделение концерта. Хор Мариинского театра прекрасно исполнил полную тоски и невосполнимого горя «Мессу поминовения» памяти великой балерины и жены . Две фразы, высеченные на надгробии Гоголя, распевались мужским и женским хором с повторами и ползущими вниз глиссандо. Стройно, выдерживая тональность, звучала партитура Мессы под рукой Гергиева. «Горьким словом моим посмеюся» и «Ей, гряди, Господи !» — сложный многоуровневый библейский смысл фраз под музыку хора можно было не столько понимать, сколько чувствовать, проплакивая горе.
"Поэтория" Щедрина — это тоже «проплакивание», прорезывание по живому. Диссонансы оркестровой алеаторики, несовпадение инструментальных партий, их индивидуальное свободное пересечение, 20-30-голосная оркестрово-хоровая партитура, в конце концов, пожарная сирена в оркестре, завершившаяся воплем поэта-Безрукова: «Тишины хочу, тишины», обрамлены печальным вокализом сольного голоса () в крайних частях. И это 1968 год со всеми своими катаклизмами. Средняя часть — обращение к Богоматери Владимирской, молитва, которую Щедрин имел смелость не выбросить тогда из текста Вознесенского для своего сочинения. Обилие ударно-шумовых инструментов, колокола, общий звуковой язык «Поэтории» выдают автора знаменитой «Кармен-сюиты». Фото: Елена Алексеева
Слушая выразительный голос Безрукова, его натянутый нерв, думалось о том, не очевидно ли стало сейчас, что трагические противоречия советского периода, которые со всей убедительностью обнажает Щедрин своим «Концертом для поэта» не ушли, а лишь трансформировались. Мысли Вознесенского, в сто крат усиленные музыкальным обрамлением Щедрина, провидчески современны и актуальны. Андрей Вознесенский принадлежал к знаменитой когорте поэтов-шестидесятников: Роберт Рождественский, , . Недалеко от себя я заметила Екатерину Рождественскую, дочь поэта, аплодировавшую стоя.
Самые искренние поздравления коллективу Мариинского театра, принявшем участие в нынешнем пасхальном марафоне из двадцати двух городов России.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео