Голос Безрукова закрыл XVIII Московский Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева

Три произведения программы концерта-закрытия: "Месса поминовения", сочинение 2018 года, для хора a capella по надписи надгробия и "Поэтория", сочинение 1968 года, для поэта-чтеца, женского голоса, хора и оркестра на стихи нашего живого классика , также Фрагменты из мистерии "Мученичество Святого Себастиана" на стихи итальянского поэта Габриэле Д'Аннунцио об'единились одной идеей. Прямо или косвенно, идея способности человека к самопожертвованию, то, "чем выделен человек" (цитата из Вознесенского), проходит через все заявленные произведения. Также, "перекидыванию мостиков" через век, сближению двух авторов и их музыки способствовали жанры духовных концертов и песнопений, выбранные композиторами в этих сочинениях. Преломленные на свой стилевой лад, образный строй "Мученичество Святого Себастиана" и "Поэтория" предстали как "Страсти" по Дебюсси и "Страсти" по Щедрину.

Голос Безрукова закрыл XVIII Московский Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева
© Ревизор.ru

В мистерию "Мученичество Святого Себастиана" Клода Дебюсси, точнее, авторскую оркестровую сюиту, пробившую себе дорогу на сцену, не слышали сто лет. А российская постановка мистерии и вовсе никогда не была осуществлена. В 2018 году, к столетию Дебюсси, Гергиев возродил сначала сюиту, затем исполнение почти всего произведения. Безусловно, поэтический текст Д'Аннунцио - это нагромождение средневековой мистики, декадантской символики, перекрещивания язычества и христианства, рассчитанное на красочную постановку труппы "Русский балет" фасона 1911 в Париже. Но музыка композитора остается за скобками всего этого, хотя и написана по заказу. Очень красивая, оригинально оркестрованная, не лишенная влияния Вагнера, она вызывала слушательское любопытство политональными диссонансами в образах мистического мира, импрессионистскими красками в изображении огня, мерцающего света, ангелов и райских кущ. (сопрано) и Ангелина Ахмедова (сопрано), две солистки пели из разных точек: одна со сцены, другая с края балкона, из-под самых сводов "голос с неба" сопровождал появление образа Богоматери. Фото:

Видео дня

Яркое завершение нынешнего фестиваля - премьера музыки Щедрина - пришлась на второе отделение концерта. Хор Мариинского театра прекрасно исполнил полную тоски и невосполнимого горя "Мессу поминовения" памяти великой балерины и жены . Две фразы, высеченные на надгробии Гоголя, распевались мужским и женским хором с повторами и ползущими вниз глиссандо. Стройно, выдерживая тональность, звучала партитура Мессы под рукой Гергиева. "Горьким словом моим посмеюся" и "Ей, гряди, Господи !" - сложный многоуровневый библейский смысл фраз под музыку хора можно было не столько понимать, сколько чувствовать, проплакивая горе.

"Поэтория" Щедрина - это тоже "проплакивание", прорезывание по живому. Диссонансы оркестровой алеаторики, несовпадение инструментальных партий, их индивидуальное свободное пересечение, 20-30-голосная оркестрово-хоровая партитура, в конце концов, пожарная сирена в оркестре, завершившаяся воплем поэта-Безрукова: "Тишины хочу, тишины", обрамлены печальным вокализом сольного голоса () в крайних частях. И это 1968 год со всеми своими катаклизмами. Средняя часть - обращение к Богоматери Владимирской, молитва, которую Щедрин имел смелость не выбросить тогда из текста Вознесенского для своего сочинения. Обилие ударно-шумовых инструментов, колокола, общий звуковой язык "Поэтории" выдают автора знаменитой "Кармен-сюиты". Фото: Елена Алексеева

Слушая выразительный голос Безрукова, его натянутый нерв, думалось о том, не очевидно ли стало сейчас, что трагические противоречия советского периода, которые со всей убедительностью обнажает Щедрин своим "Концертом для поэта" не ушли, а лишь трансформировались. Мысли Вознесенского, в сто крат усиленные музыкальным обрамлением Щедрина, провидчески современны и актуальны. Андрей Вознесенский принадлежал к знаменитой когорте поэтов-шестидесятников: Роберт Рождественский, , . Недалеко от себя я заметила Екатерину Рождественскую, дочь поэта, аплодировавшую стоя.

Самые искренние поздравления коллективу Мариинского театра, принявшем участие в нынешнем пасхальном марафоне из двадцати двух городов России.