Войти в почту

В "Транснефти" заявили, что хлориды в нефти влияют только на оборудование НПЗ

МОСКВА, 14 мая. /ТАСС/. Органические хлориды, транспортируемые вместе с нефтью по системе магистральных трубопроводов, коррозионной активностью к материалу трубопроводов, технологического оборудования и конструкциям резервуаров не обладают. Об этом говорится в заключении по вопросу коррозионного воздействия органических хлоридов на объекты трубопроводного транспорта нефти, подготовленном ООО "НИИ Транснефть". При этом в заключении говорится, что органические хлориды оказывают критическое влияние на работу оборудования НПЗ. "Под воздействием высоких температур (более 150°С) на НПЗ органические хлориды разлагаются с выделением соляной кислоты, которая приводит к значительной коррозии внутренней поверхности трубопроводов и оборудования НПЗ", - отмечается в документе. Кроме того, соляная кислота взаимодействует с аммиаком, образующимся при гидрировании соединений азота, которые присутствуют в нефти. В результате образуется хлорид аммония - белое порошкообразное вещество, которое забивает теплообменники, трубопроводы, запорную арматуру и другое оборудование на НПЗ. Хлориды также резко снижают эффективность катализаторов. Органические хлориды используются в качестве реагента при добыче высоковязкой нефти. В заключении отмечается, что нефтедобывающие компании закачивают органические хлориды в скважины для разжижения асфальто-смолистых отложений с целью увеличения отдачи пластов. Таким образом, органические хлориды попадают в трубопроводную систему ПАО "Транснефть" только вместе с нефтью, полученной от нефтедобывающих компаний, а организации системы "Транснефть" хлорорганические соединения в транспортируемую нефть не добавляют. В заключении напоминается, что качество нефти при приеме в систему трубопроводного транспорта до 2002 года регламентировались ГОСТ 9965-76 "Нефть для нефтеперерабатывающих предприятий. Технические условия", в котором требования по ограничению содержания органических хлоридов отсутствовали. "Таким образом, по большей части действующей магистральной трубопроводной системы на протяжении 20-30 лет транспортировали нефть без контроля содержания органических хлоридов, и за этот период негативных коррозионных воздействий со стороны данных химических соединений на трубопроводы и технологическое оборудование не выявлено", - говорится в документе. Проблем, связанных с воздействием хлоридов на трубопроводы, технологическое оборудование и металлоконструкции резервуаров "Транснефти", не выявляется, так как при температурах перекачки, принятых в ПАО "Транснефть" (5-40° С), разложения органических хлоридов не происходит, и тем самым отсутствует вероятность негативного коррозионного влияния на работу магистральной трубопроводной системы. В настоящее время действует ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия", который устанавливает ограничение по массовой доле органических хлоридов во фракции, выкипающей до температуры 204 °С, не более 10 (ррт) мкг/г. Из-за проблем, связанных с выходом из строя оборудования НПЗ, в 2001 году Министерством энергетики РФ был издан приказ №294 "О запрещении применения хлорорганических реагентов в процессе добычи нефти", который отменен приказом №228 министерства в 2012 году. История вопроса 19 апреля "Белнефтехим" заявил о резком ухудшении качества российской нефти Urals, поступающей транзитом в участок магистрального нефтепровода ОАО "Гомельтранснефть Дружба". Содержание хлорорганических соединений в нефти превышало в десятки раз предельные значения по стандарту. Оба белорусских нефтеперерабатывающих завода - Мозырский НПЗ и ОАО "Нафтан" - вынуждены были снизить загрузку мощностей и понесли убытки. В результате договоренностей, нефть на "Нафтан" стала поступать по трубопроводу "Сургут - Полоцк". Нефть, соответствующая стандарту, поступила на границу Белоруссии по нефтепроводу "Дружба" 2 мая, 4 мая - на линейную производственно-диспетчерскую станцию Мозырь. Система нефтепровода "Дружба" обеспечивает поставки нефти на белорусские НПЗ и транзит нефти в Европу через Белоруссию по двум направлениям - через Польшу и Украину. Сообщалось, что источник загрязнения экспортной нефти органическими хлоридами был обнаружен на участке Самара - Унеча. По факту происшествия было возбуждено уголовное дело. На прошлой неделе министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что Россия на законодательном уровне может запретить использование в нефтяной отрасли хлорорганических соединений.

В "Транснефти" заявили, что хлориды в нефти влияют только на оборудование НПЗ
© ТАСС