Ещё

В «Транснефти» заявили, что хлориды в нефти влияют только на оборудование НПЗ 

Фото: Деловая газета "Взгляд"
МОСКВА, 14 мая. /ТАСС/. Органические хлориды, транспортируемые вместе с нефтью по системе магистральных трубопроводов, коррозионной активностью к материалу трубопроводов, технологического оборудования и конструкциям резервуаров не обладают. Об этом говорится в заключении по вопросу коррозионного воздействия органических хлоридов на объекты трубопроводного транспорта нефти, подготовленном ООО «НИИ Транснефть».
При этом в заключении говорится, что органические хлориды оказывают критическое влияние на работу оборудования НПЗ. «Под воздействием высоких температур (более 150°С) на НПЗ органические хлориды разлагаются с выделением соляной кислоты, которая приводит к значительной коррозии внутренней поверхности трубопроводов и оборудования НПЗ», — отмечается в документе.
Кроме того, соляная кислота взаимодействует с аммиаком, образующимся при гидрировании соединений азота, которые присутствуют в нефти. В результате образуется хлорид аммония — белое порошкообразное вещество, которое забивает теплообменники, трубопроводы, запорную арматуру и другое оборудование на НПЗ. Хлориды также резко снижают эффективность катализаторов.
Органические хлориды используются в качестве реагента при добыче высоковязкой нефти. В заключении отмечается, что нефтедобывающие компании закачивают органические хлориды в скважины для разжижения асфальто-смолистых отложений с целью увеличения отдачи пластов. Таким образом, органические хлориды попадают в трубопроводную систему ПАО «Транснефть» только вместе с нефтью, полученной от нефтедобывающих компаний, а организации системы «Транснефть» хлорорганические соединения в транспортируемую нефть не добавляют.
В заключении напоминается, что качество нефти при приеме в систему трубопроводного транспорта до 2002 года регламентировались ГОСТ 9965-76 «Нефть для нефтеперерабатывающих предприятий. Технические условия», в котором требования по ограничению содержания органических хлоридов отсутствовали.
"Таким образом, по большей части действующей магистральной трубопроводной системы на протяжении 20-30 лет транспортировали нефть без контроля содержания органических хлоридов, и за этот период негативных коррозионных воздействий со стороны данных химических соединений на трубопроводы и технологическое оборудование не выявлено", — говорится в документе.
Проблем, связанных с воздействием хлоридов на трубопроводы, технологическое оборудование и металлоконструкции резервуаров «Транснефти», не выявляется, так как при температурах перекачки, принятых в ПАО «Транснефть» (5-40° С), разложения органических хлоридов не происходит, и тем самым отсутствует вероятность негативного коррозионного влияния на работу магистральной трубопроводной системы.
В настоящее время действует ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия», который устанавливает ограничение по массовой доле органических хлоридов во фракции, выкипающей до температуры 204 °С, не более 10 (ррт) мкг/г. Из-за проблем, связанных с выходом из строя оборудования НПЗ, в 2001 году Министерством энергетики РФ был издан приказ №294 «О запрещении применения хлорорганических реагентов в процессе добычи нефти», который отменен приказом №228 министерства в 2012 году.
История вопроса
19 апреля «Белнефтехим» заявил о резком ухудшении качества российской нефти Urals, поступающей транзитом в участок магистрального нефтепровода ОАО «Гомельтранснефть Дружба». Содержание хлорорганических соединений в нефти превышало в десятки раз предельные значения по стандарту. Оба белорусских нефтеперерабатывающих завода — Мозырский НПЗ и ОАО «Нафтан» — вынуждены были снизить загрузку мощностей и понесли убытки. В результате договоренностей, нефть на «Нафтан» стала поступать по трубопроводу «Сургут — Полоцк».
Нефть, соответствующая стандарту, поступила на границу Белоруссии по нефтепроводу «Дружба» 2 мая, 4 мая — на линейную производственно-диспетчерскую станцию Мозырь. Система нефтепровода «Дружба» обеспечивает поставки нефти на белорусские НПЗ и транзит нефти в Европу через Белоруссию по двум направлениям — через Польшу и Украину.
Сообщалось, что источник загрязнения экспортной нефти органическими хлоридами был обнаружен на участке Самара — Унеча. По факту происшествия было возбуждено уголовное дело.
На прошлой неделе министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что Россия на законодательном уровне может запретить использование в нефтяной отрасли хлорорганических соединений.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео