Ещё

Горькое утро после Дня украинской матери. Чем возместят власти невозвратимые потери? 

Фото: Украина.ру
Вообще почитание женщины-матери имеет многовековую историю. Надо отметить, что похожие праздники были и в Древней Греции, и в Римской империи, не говоря уже о кельтах и британцах. И это мы еще не берем во внимание наш славянский культ Матери-прародительницы! Но в современной мировой истории принято признавать приоритет во всех достижениях эволюции за западной цивилизацией. Поэтому принято отсчитывать новую историю этого праздника с XVII по XIX век, когда во второе воскресенье Великого поста в Великобритании отмечалось так называемое «Материнское воскресенье» (англ. Mothering Sunday). В США про этот День впервые, так сказать, заикнулась известная пацифистка Джулия Уорд Хоув в 1872 году. Она считала, что это день единства матерей в борьбе за мир во всём мире. Коме нее, так практически никто не считал, поэтому концепция праздника не нашла широкой поддержки ни у американских властей, ни в других странах. Хотя надо запомнить суть этой концепции в контексте сегодняшней публикации.
А уже в 1907 году в Филадельфии Анна Джарвис призвала чествовать матерей. Она написала письма про один день в году, посвященный этому ритуалу, в государственные учреждения, законодательные органы и очень важным персонам. И написала эти письма не раз и не два. В результате в 1910 году штат Вирджиния первым признал День матери официальным праздником. И в 1914 году Вудро Вильсон, на правах президента США объявил второе воскресенье мая национальным праздником в честь всех американских матерей.
Хорошему примеру считать второе воскресенье мая праздником последовали Австралия, Бахрейн, Бельгия, Бразилия, Германия, Гонконг, Дания, Индия, Италия, Катар, Кипр, Малайзия, Мальта, Мексика, Никарагуа, ОАЭ, Оман, Пакистан, Саудовская Аравия, Сингапур, Турция, Украина, Финляндия, Эстония, Япония и еще ряд стран.
А ещё более тридцати отмечают праздник в другие дни: День матери в России отмечают в последнее воскресенье ноября, в Египте — 21 марта, в Белоруссии — 14 октября, в Грузии — 3 марта, в Армении — 7 апреля, в Республике Казахстан — в третье воскресенье сентября, в Киргизии — в третье воскресенье мая, в Великобритании — в первое воскресенье марта, в Греции — 9 мая, в Польше — 26 мая, шведы и французы поздравляют своих матерей в последнее воскресенье мая, сербы — в декабре, в Испании, Португалии и Литве День матери отмечается в первое воскресенье мая, на Филиппинах — 10 мая.
До Украины же праздник добрался благодаря украинской общине. Так, Союз украинок Канады в 1928 году впервые организовал День матери. Спустя год его отмечали уже и во Львове, но в 1939 году советская власть торжество запретила. Возобновилось празднование 10 мая 1999 года. В этот день президент Украины Леонид Кучма подписал указ, которым было установлено, что День матери ежегодно отмечается во второе воскресенье мая. Это сделал тот самый автор бестселлера «Украина — не Россия», положивший, таким образом, и свой (и не один) кирпичик в растущую со времен распада СССР стену отчуждения между этими двумя республиками.
Вот и в этом году праздник отмечался на всемирный манер — 12 мая. С одной стороны, все соцсети заполнены личными признаниями в любви своим мамочкам, матерям, матусям. С другой — с государственной — смотреть без боли на украинских матерей сейчас очень тяжело. И тяжести стремительно подорожавшего быта (взять хотя бы ценовой цунами на простые овощи) в данном случае не на первом месте. На наипервейшем, я бы сказал, страх потери своего ребенка в горниле конфликта на востоке Украины. Это как минимум. А как максимум — боль от этой потери.
Именно про такие — невозвратимые потери — фотовыставка департамента военного капелланства Украинской греко-католической церкви «СИЛЬНЫЕ ДУХОМ. МАМЫ». / «STRONG IN SPIRIT. MOTHERS. „Photo Exhibition of the UGCC Department of Military Chaplains.
Департамент военного капелланства основан в 2006 году при Патриаршей курии Украинской греко-католической церкви. Департамент сотрудничает с силовыми министерствами и ведомствами (Министерство обороны Украины, Министерство внутренних дел Украины, Внутренние войска МВД Украины и Государственная пограничная служба Украины), а также привлекает иностранный опыт по внедрению системы пастырской опеки военнослужащих и их семей в Украине.
В аннотации к фотовыставке на сайте Музея истории города Киева сказано: „Двенадцать мам из разных уголков Украины потеряли сыновей на войне, но нашли силы жить дальше, стали поддержкой и примером для других, занимают активную гражданскую позицию. Именно они являются героинями фотопроекта, приуроченного ко Дню матери.
Уже более 6000 человек в нашей стране получили статус „член семьи погибшего военнослужащего“, среди них многочисленные матери. Мероприятие организовано с целью чествования членов семей погибших, привлечения внимания общественности к проблемам их психологической и духовной реабилитации и к памяти погибших Героев.
Жизнь продолжается — вот основной посыл, который считывается из фотографий. Дизайнеры одежды Ольга Бунеску и Лидия Лущик, визажистки Елена Тулапина и Оксана Мороз и дизайнер головных уборов Ирина Пидлипска создали участницам проекта изысканные образы, которые запечатлела на фотографиях Мирослава Марциненко“.
Безусловно, сомневаться в глубине горя этих женщин — великий грех, ибо нет ничего более ценного для любой матери, чем ее дитя. Горе искреннее, а вот его подача вызывает один единственный вопрос: доколе? Доколе жертвенность украинских граждан будет превозноситься превыше благодетели миротворчества? Сколько еще должно уйти из жизни молодых здоровых украинских парней — потенциальных отцов, — чтобы диалог между сторонами конфликта стал невозможен в принципе? Ведь у многих из них — не только матери, но и отцы, братья, сестры, одноклассники, сотрудники, соседи, друзья и земляки. То есть все эти граждане должны наполниться благородной яростью к тем, кто находится в рядах противоборствующей стороны. А то, что горячо любимые и безвременно ушедшие парни отправились на Донбасс стрелять отнюдь не по мишеням, это в принципе не обсуждается. Этого их матерям и представлять нельзя. Только скорбеть. И гордиться. Гордиться и скорбеть — вот и все, что предлагает им власть отныне и до конца. Но — красиво: в национальных костюмах, с причудливыми головными уборами, буквально иконографически. Чтобы остальные тоже не задавались альтернативными вопросами, ибо если любая власть от Бога, то и эта тоже. Думается, что к формированию такого дискурса не случайно причастна УГКЦ — уж больно по-иезуитски выглядит вся эта риторика.
“Мам, привет! Я знаю, ты очень злая на меня, но я не мог поступить иначе, — писал 18-летний Георгий Тороповский по прозвищу Hunter. — Им очень нужна моя помощь. Не злись, я думаю, ты меня поймешь. Аж руки дрожат, черт:) Я должен им помочь, я не могу бросить ребят в беде. У них тоже родители, тоже переживают. Я хочу, чтобы этот ужас побыстрее закончился. Я не гулять хочу. Нет. Я за идею. Мама. Со мной все будет хорошо, меня на передовую никто не пустит. Я буду в Авто-Майдане, на машинах ездить, ну ты поняла. Пойми — Прости. Твой Жорик! Вернусь утром. Пойми — прости… Думаю — поймешь…» (сохранена орфография автора).
Этот член разведывательно-диверсионной группы и ассистент сапера-подрывника в Добровольческом украинском корпусе Правого сектора* за короткое время, отведенное ему судьбой для войны, прошел почти все знаковые пункты на карте этой войны: Славянск, Карловку, Старобешево, Амвросиевку, Шахтерск, Саур-Могилу, Иловайск. И если погиб он уже в поезде Киев —Днепропетровск, то это означало только одно: воевал очень результативно, и это признали даже его противники, за что и настигли уже на контролируемой Украиной территории.
По письму же — любящий сын и романтик: воюет за идею…
Казалось бы, идея должна быть одна: мир во всем мире. И дипломатическое решение межгосударственных разногласий. Но снова и снова накачивается гражданское общество — и такими фотовыставками тоже — милитаристской агрессией. Явно же, что не для мира и дипломатии. А это значит, что еще многие украинские матери отметят, но не отпразднуют свой очередной День уже без своих сыновей. Как Татьяна Николаевна Тороповская, мать Жоры.
И здесь самое время вспомнить, с чего начиналась инициатива пацифистки Джулии Уорд Хоув в 1872 году: с проведения этого праздника как дня единства матерей в борьбе за мир во всём мире. И стараться, чтобы когда-нибудь так и случилось. Но уже без капелланов.
*Организация, деятельность которой запрещена на территории РФ
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео