Ещё

Новая система мониторинга избавит нацпроекты от «болезней» бюджетных инициатив 

Новая система мониторинга избавит нацпроекты от «болезней» бюджетных инициатив
Фото: ФБА "Экономика сегодня"
Заявленную Силуановым новую систему мониторинга исполнения нацпроектов придется адаптировать под рыночные реалии современной российской экономики. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал эксперт , кандидат экономических наук .
"Заявленная главой беспрецедентная система контроля над реализацией нацпроектов напоминает ту, что практиковалась во времена Советского Союза. СССР использовал многоуровневую и разноплановую методику для мониторинга расходов бюджетных средств и программ, хотя технически он был оснащен куда хуже, чем сегодня. Но в системе контроля участвовали ОБХСС, в определенной степени , комитет госконтроля, велись персональные наблюдения за руководителями проектов даже по линии партии.
Сейчас можно говорить о том, что  возрождает систему наблюдения за реализацией госпрограмм. И это, на мой взгляд, необходимо — действующие методики не раз демонстрировали свое несовершенство. Это хронические «болезни» наших бюджетных инициатив. Мы не раз видели, как на выполнение проекта выделялись средства, но вскоре выяснялось: денег не хватает, в заложенные сроки реализация не удалась, а качество при этом далеко от заявленного. После возбуждаются уголовные дела и выявляются коррупционные схемы", — отмечает специалист.
Первый вице-премьер, глава Минфина рассказал, что действующая система мониторинга исполнения национальных проектов является пошаговой и применяется в стране впервые. «Деньги и результаты мониторятся в одной системе. Каждый вице-премьер, каждый министр, который курирует соответствующее направление по нацпроектам, видит и отвечает перед председателем правительства и перед президентом. Такой системы контроля, буквально пошаговой, не было», — сказал Силуанов.
"Существующая система контроля несовершенна и давно требовала доработки, чтобы не допускать вольности обращения с бюджетными деньгами. Однако и у заявленной Силуановым новой методики есть существенный минус — она работает лишь в «ручном режиме», то есть требует постоянной фокусировки внимания высшего руководства страны. Но это в данном случае необходимо — речь идет о десятках триллионов рублей.
При этом нужно понимать, что в СССР система финансового контроля государственных средств подразумевала и наказания — в том числе, по партийной линии. Были традиции привлечения к ответственности, показательные суды. Также СССР экстраполировал всю работу с государственными деньгами на экономические планы, которые необходимо было выполнять. А современные нацпроекты Россия реализует на базе рыночных механизмов — это тоже придется учитывать. И адаптироваться под современные реалии для эффективной работы", — подчеркивает эксперт.
Нацпроекты на перспективу
Президент РФ  в среду провёл заседание совета по стратегическому развитию и национальным проектам. В ходе него он заявил, что практику переноса контрольных сроков выполнения нацпроектов надо жестко упорядочить, а лучше избавиться от этой привычки. Также лидер страны ужесточил контрольные сроки реализации нацпроектов.
Новый майский указ Путин подписал в 2018 году. Документ дал старт реализации 12 новым приоритетным национальным проектам. Основные усилия направлены на социальную сферу и повышение уровня жизни, создание комфортных условий для проживания, условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека. Бюджет национальных проектов РФ до 2024 года составляет 25,7 триллиона рублей. С начала 2019 года программа потребовала финансирование в объёме 400 млрд рублей.
"Адаптация реализации нацпроектов к рыночным механизмам потребует от российских властей целого ряда усилий. В частности, инициатив по поддержке бизнес-среды. Это означает, что деловые круги хотят видеть более долгосрочные кредиты под процентные ставки куда выгоднее, чем банки предоставляют сегодня. Последние же зависят от жесткой денежно-кредитной политики, которую реализует .
Другими словами, нынешние усилия Нацбанка по сдерживанию инфляции в определенной мере сдерживают рост экономики РФ. Рано или поздно действующую политику все равно придется пересматривать. Сегодняшняя цель российского руководства — чтобы 12 нацпроектов были реализованы, и каждый шлейфом потянул за собой целый ряд позитивных экономических последствий. Это вполне возможно. Но нужно создать определенные условия для развития малого и среднего бизнеса, чтобы достичь заявленных целей.
Бизнес сейчас с нетерпением ждет реформ, обещанных экономическим блоком правительства. Ожидания предпринимателей по улучшению бизнес-среды довольно высоки. И в конечном итоге эффективность нацпроектов будет зависеть не только от мощного контроля за их исполнением, но и от комплексных сопутствующих решений", — заключает Михаил Беляев.
В детских завтраках нашли токсины: чем они опасны
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео