Войти в почту

Корреспонденты "РГ" проверили цены на общественном транспорте в регионах

В том, что сегодня происходит на региональных рынках общественных перевозок, разбирались и корреспонденты "Российской газеты". По их сообщениям, цены на проезд в общественном транспорте по стране в целом варьируют в диапазоне 23-30 рублей. Интересно, что если пересчитать, сколько поездок может купить житель региона на среднюю зарплату, лидером будет Ямал. При среднем заработке почти в 100 тысяч рублей в месяц и цене билета в автобусе Салехарда 25 рублей это будет самая низкая цена проезда. Есть два подхода к ценообразованию на общественном транспорте. Первый подход: регулируемые тарифы. Это когда их устанавливают власти. Давняя больная тема - споры ведомств, назначающих цены, и перевозчиков. Последние возмущаются, что введенные тарифы не покрывают всех расходов предприятий. То есть рост тарифов не успевает за ростом цен на топливо, запчасти и прочее. К тому же значительную часть пассажиров составляют льготники, которые платят меньше, а компенсируют затраты перевозчикам власти часто с большим опозданием. В этом году в Самаре решились на повышение. И цены на проезд выросли с 25 до 28 рублей, в коммерческих маршрутках - до 30 рублей. До этого они не менялись три года. "За это время существенно выросли в цене топливо, электроэнергия, - отметил руководитель городского департамента транспорта Сергей Маркин. - При этом уже сейчас себестоимость перевозки одного пассажира в наземном транспорте составляет 29 рублей, а в метро - 65 рублей 83 копейки". Получается, стоимость проезда для населения значительно отстает. Льготников в Самаре тоже много - каждый второй пассажир. Но с ним проблем нет - эти расходы перевозчикам полностью закрывает казна. Повышение цен за проезд в метро власти Екатеринбурга оправдывают тем, что иначе им просто неоткуда взять деньги на ремонт изношенных и покупку новых составов. Один состав стоит 250 миллионов рублей, и без вложений пассажиров не обойтись. При этом мэр Екатеринбурга Александр Высокинский пообещал, что цены на другие виды общественного транспорта не изменятся. Трамвай, автобус и троллейбус, как и прежде, будут стоить 28 рублей. К слову, столько же стоит проезд в Нижнем Новгороде, к примеру, выше идут только Санкт-Петербург- 40 рублей, и Москва - 55 рублей. Если пересчитать, сколько поездок в автобусе может купить житель региона на среднюю зарплату, лидером будет Салехард Второй подход к ценообразованию на общественном транспорте: нерегулируемые тарифы. Это когда стоимость проезда определяет сам перевозчик. Главная проблема: потянут ли люди такие цены. Поднимешь тарифы до небес - люди перестанут пользоваться твоими автобусами. Уйдут к другим перевозчикам. В некоторых регионах в коммерческих маршрутках даже вводят "плавающие" цены в зависимости от времени суток. Или завлекают клиентов интересными предложениями. Довольно изобретательный маркетинговый ход применил один из нижегородских частных перевозчиков: пассажиры обслуживаемой их компании могут приобрести проездной на месяц по цене 700 рублей за неограниченное количество поездок. При стоимости разовой поездки в Нижнем Новгороде 28 рублей для многих это довольно выгодно. В ином случае этих денег хватило бы всего на 25 поездок. В Ростовской области тоже есть нерегулируемые тарифы - на пригородных и междугородных маршрутах Ростова-на-Дону. "Переход на них в Ростовской области начат в 2017 году и будет продолжаться еще два года. Цель - повысить рентабельность работы автопредприятий и создать здоровую конкуренцию между перевозчиками. Тот, кто предложит самые лучшие условия для перевозки пассажиров, допускается к обслуживанию, - сообщили "РГ" в пресс-службе минтранса Ростовской области. Всего в регионе зарегистрировано 669 межмуниципальных маршрутов, и на 110 из них стоимость проезда определяет перевозчик. И на большей части маршрутов по-прежнему применяются цены, утвержденные региональной службой по тарифам. Получается, сам рынок отрегулировал их до разумно приемлемых. Наверное, не всем регионам так повезло. Но признаться, там, где побывали корреспонденты "РГ", жалоб на высокий рост тарифов немного. Где идет проверка ФАС, по понятным причинам, неизвестно. В ведомстве пока от комментариев воздерживаются. Как вам это? Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ "Высшая школа экономики": - Во всем мире общественный транспорт существует и развивается на деньги налогоплательщиков. Помимо обновления подвижного состава (а это у нас в регионах, за исключением крупных городов, происходит крайне редко, так как новые автобусы, троллейбусы, трамваи, я уж не говорю о вагонах метро и электричек, стоят дорого), нужно еще повышать зарплату водителям. Иначе как мы будем говорить о безопасности перевозок? Там, где существуют адекватные, высокооплачиваемые рабочие места, нет проблем с повышением стоимости оплаты проезда. Нельзя сказать, что люди не замечают роста цен. Замечают. Но они так остро не реагируют, как в тех регионах, где очень низкие зарплаты. Соответственно, любой рост цен даже на рубль будет восприниматься в штыки. Рецепт региональным властям тут один - создавать, о чем постоянно говорит наш президент, достойные высокооплачиваемые рабочие места для населения. Тогда напряженность снимется сама собой. Александр Сафонов, проректор Академии труда и социальных отношений: - Регулирование цен на общественный транспорт - это, пожалуй, одна из главных проблем муниципальных властей во всех странах. Жители, пользующиеся городским или сельским транспортом, хотят его развития и стабильности цен, а власти - его рентабельности.​ Но сочетание первого и второго - это, скорее, исключение из правил. Очень часто муниципалы рассматривают вопросы транспортного обслуживания как самостоятельную, оторванную от других сторон жизни проблему. Но это глубочайшее заблуждение.​ Не секрет, что многие наши сограждане прибегают к общественному транспорту из-за его дешевизны и невозможности использовать личные транспортные средства. Поэтому надо понимать, что это социально значимые услуги и они должны находиться под особым контролем.​ Транспорт - это коммуникации. Коммуникации человека и рабочего места. Это средство развития детей, которых надо возить в школу, на спортивные секции, в театр.​ Поэтому нельзя смотреть на цену билета только через призму рентабельности. Лишите гражданина права на доступный транспорт и считайте после этого дополнительные расходы на пособия по безработице, материальную помощь семьям безработных. Отмените общественные маршруты в труднодоступные населенные пункты и тогда считайте расходы на доставку продуктов и услуг туда. Поэтому цена на общественный транспорт должна дотироваться и занимать в расходах семей не больше 10 процентов от модального дохода в данном регионе. Подготовила Ольга Игнатова.

Корреспонденты "РГ" проверили цены на общественном транспорте в регионах
© Российская Газета