В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Статьи

Майский указ год спустя. Первые результаты нацпроектов будут заметны уже в этом году

, 7 мая. /ТАСС/. Работа, проведенная после подписания в 2018 году майского указа президента РФ о национальных целях развития, позволит получить ощутимые результаты уже в 2019-2020 годах, а к 2024 году - добиться ускорения темпов экономического роста и увеличения доли инвестиций в основной капитал . По оценкам экспертов, опрошенных порталом "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является ТАСС, в результате реализации национальных проектов, разработанных на основе майского указа, российская экономика в 2019 году дополнительно получит около 3,4 трлн рублей (3,2% ВВП).
Майский указ год спустя. Первые результаты нацпроектов будут заметны уже в этом году
Фото: ТАССТАСС
Национальные проекты
7 мая 2018 года, в день своей инаугурации, подписал указ о национальных целях и стратегических задачах развития страны до 2024 года. Среди целей, перечисленных в указе, значатся: повышение средней продолжительности жизни россиян до 78 лет, снижение уровня бедности вдвое, улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно, обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции.
Кроме того, майский указ ставит и макроэкономические задачи, ориентированные на осуществление прорыва в развитии страны в ближайшие годы. Это и технологический прорыв за счет инноваций и цифровизации экономики, и вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира при темпах роста ВВП выше мировых, и сохранение инфляции не выше 4%.
За прошедший год правительство подготовило 12 национальных проектов по таким направлениям, как демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, производительность труда и поддержка занятости, наука, цифровая экономика, культура, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт. Кроме того, был разработан комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Бюджеты нацпроектов и влияние на экономический рост
В ближайшие годы на реализацию национальных проектов планируется направить 25,7 трлн рублей. Около 70% этих средств пойдет на финансирование четырех направлений - в сфере демографической политики, экологии, а также строительства дорог и инфраструктурных проектов. В целом примерно половина всего финансирования нацпроектов будет осуществляться за счет средств федерального бюджета (13,2 трлн рублей), 30% - из внебюджетных источников (7,5 трлн рублей) и 20% - из региональных бюджетов (5 трлн рублей).
Средства федерального бюджета главным образом будут направлены на реализацию инфраструктурных проектов и задач в области демографической политики. В 2019-2024 годах на эти цели будет израсходовано примерно 6 трлн рублей. Около 84% расходов региональных бюджетов (4,1 трлн рублей) планируется потратить на строительство дорог.
Средства внебюджетных фондов в основном пойдут на финансирование проектов в области экологии (3,2 трлн рублей) и инфраструктуры (3,3 трлн рублей). На проекты в этих областях потребуется до 90% внебюджетных расходов.
Основной импульс от расходов на реализацию нацпроектов российская экономика получит в 2019-2020 годах, полагает главный экономист . "Благодаря внушительному шестилетнему плану по расходам складывается впечатление, что экономика получит сильный импульс для дальнейшего роста на протяжении всего периода реализации проектов. Тем не менее основной импульс придется на 2019-2020 годы. Ориентируясь на прошлый год как на базовый, можно сказать, что экономика в результате реализации национальных проектов в 2019 году дополнительно получит порядка 3,4 трлн рублей, или 3,2% ВВП", - уточняет Орлова.
При этом в 2020 году ожидаемый прирост расходов на проекты по сравнению с текущим годом окажется уже ниже (расходы увеличатся на 0,9 трлн рублей, или на 0,8% ВВП). В последующие годы правительство будет поддерживать годовое финансирование проектов в среднем на уровне 4,5 трлн рублей.
Согласно обзору "Сценарные условия прогноза социально-экономического развития на 2019-2024 годы", прогнозные показатели российской макроэкономики предполагают достижение национальных целей развития и ключевых целевых показателей национальных проектов. Так, в 2020 году Минэкономразвития ожидает ускорения роста ВВП до 2%, а с 2021 года - до уровня выше 3%. Кроме того, министерство не исключает повышения прогноза по темпам роста ВВП в 2019 году с нынешних 1,3%.
Инфраструктура и инвестиции
Развитие инфраструктуры, по мнению экспертов, станет ключевой составляющей обеспечения ускоренного развития регионов страны. По оценкам Альфа-банка, примерно 60% всех расходов на нацпроекты будут так или иначе связаны с инфраструктурными проектами.
По мнению главы Investment Research , если меры по финансированию национальных проектов будут в значительной степени реализованы, они могут способствовать ускорению экономического роста, прежде всего через рост инвестиций в основной капитал за счет более интенсивного развития инфраструктуры. "И в этом плане тот анализ, который мы провели, относительно возможных направлений финансирования этих указов, показывает, что такого рода вектор экономического развития будет способствовать ускоренному развитию регионов, в том числе регионов Дальнего Востока, которые станут основным реципиентом средств в развитие инфраструктуры", - говорит Лисоволик.
Первые результаты, касающиеся развития инфраструктуры, будут достигнуты в 2019-2020 годах. Так, в 2019 году в Алтайском крае отремонтируют почти 916 км дорог и 11 мостов. Для обеспечения устойчивого энергоснабжения потребителей в 2019 году будут построены Прегольская ТЭС в Калининградской области и ТЭЦ в городе Советская Гавань Хабаровского края.
В 2019 году планируется введение в эксплуатацию первой плавучей атомной тепловой электрической станции в Чукотском автономном округе. В 2020 году более чем вдвое, до 80 млн тонн в год, будет увеличена мощность первого участка нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (Тайшет - Сковородино).
Успешная реализация нацпроектов и целей, установленных майским указом, может увеличить долю инвестиций в основной капитал в РФ до 25%, добавляет Лисоволик. По данным Росстата, доля инвестиций в основной капитал в РФ в 2018 году достигла примерно 20,6% ВВП.
"Если эти указы будет успешно реализованы, то можно говорить о том, что инвестиции, которые в предыдущее десятилетие были относительно слабым звеном в экономическом росте, могут стать его ключевым фактором. При этом правительством ставится цель доведения отношения инвестиций к ВВП до 25%. Мы считаем, что в случае реализации этих указов и значительного роста финансирования инфраструктуры, можно говорить о том, что такого рода цель по увеличению инвестиций в основной капитал до 25% может стать достижимой", - отмечает Лисоволик.
Производительность труда
Помимо развития инфраструктуры и увеличения доли инвестиций в ВВП важнейшим инструментом ускорения экономического роста является повышение производительности труда. Один из национальных проектов ставит задачу ускорить рост производительности на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей до не менее 5% в год к 2024 году с 1,4% в 2018 году.
Всего к 2024 году в программе должны принять участие не менее 10 тыс. средних и крупных предприятий. Ожидается, что в 2019 году целевых показателей достигнут 60% предприятий-участников, а к 2024 году - 95%.
Для российской экономики достижение темпов роста производительности труда до 2-3% в год уже было бы очень неплохим результатом по сравнению с общемировым уровнем, полагает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК "Альфа-Капитал" . По его словам, в мире этот показатель составляет в среднем как раз 2-3%. При этом особенности российской экономики могут сдерживать рост производительности труда, однако это абсолютно нормально, считает эксперт.
"Уровень развития инфраструктуры у нас достаточно высокий, и уровень жизни даже по меркам развивающихся экономик у нас, мягко говоря, не низкий. Я думаю, если исходить из темпов роста производительности труда в 2-3% в год, это уже довольно неплохо с учетом того, где наша экономика уже находится. То есть у нас нет циклического спада, у нас не кризис, у нас безработица очень низкая - на этом фоне свободных ресурсов, которые могут перемежаться между отраслями, не так много. Мне кажется, это основные сдерживающие факторы", - поясняет Брагин.
Качество жизни
Ключевым критерием оценки эффективности нацпроектов должны стать конкретные результаты по улучшению жизни россиян. Глава государства подчеркивал, что эти проекты не федеральные и тем более не ведомственные, а именно национальные, а значит, их эффект должен быть заметен в каждом регионе и муниципалитете.
"Людей, кроме того, не обманешь, они остро чувствуют лицемерие, неуважение к себе и любую несправедливость. Их мало интересует бюрократическая волокита, бумажная текучка. Для людей важно, что реально сделано, как это улучшает их жизнь, жизнь их семей. И не когда-нибудь, а сейчас", - говорил президент.
На человеческий капитал в рамках национального плана развития страны направят 5,7 трлн рублей. Эти средства являются суммарным бюджетом нацпроектов "Здравоохранение", "Образование", "Демография" и "Культура".
Важно не только ускорить экономический рост, но и обеспечить его устойчивость, а это возможно за счет развития человеческого капитала, говорит Лисоволик из Sberbank Investment Research.
"Помимо той компоненты, которая связана с самим размером средств, которые предполагается израсходовать для модернизации, здесь важен качественный элемент, заключающийся в том, что значительная часть этих средств направляется на развитие инфраструктуры и на развитие образования и здравоохранения, которые являются важными составными элементами развития человеческого капитала. Такого рода структура расходов может дать положительный эффект не только для темпов экономического роста, но и для большей устойчивости динамики роста российской экономики в долгосрочной перспективе", - отмечает он.
Национальные проекты - единственный программный документ с абсолютно конкретными целями, эффективность достижения которых можно точно оценить. Работа как федеральных, так и региональных властей будет оцениваться по 15 ключевым показателям эффективности (KPI), которые сформированы на основе национальных целей развития.
Министр экономического развития в интервью газете "Коммерсантъ" пояснял, что индикаторы эффективности можно поделить на два блока - экономика и качество жизни. При этом система оценки деятельности губернаторов из 15 показателей - это натуральные показатели. "Они измеримы, они не искусственны, они заведомо важны обществу, а не какой-то его части, и понятны ему", - подчеркивал Орешкин.
Нацпроекты направлены на людей, поэтому исполнительной власти придется прислушиваться к оценкам и мнению граждан. "Уже в ближайшее время, в этом году, люди должны почувствовать реальные изменения к лучшему, - заявлял Путин в послании Федеральному Собранию. - Именно на основе мнения, оценок граждан в начале следующего года подведем первые итоги работы по национальным проектам. И сделаем соответствующие выводы о качестве и результатах работы всех уровней исполнительной власти".