Войти в почту

Дирхемы и дыни крымской истории. Полуостров оставлен без Артека и Ливадийского дворца

Проект одновременно претендовал на эпохальность и пасторальность. Была показана история Тавриды с доисторических времен. Естественно, начиная с киммерийцев, которые пришли ниоткуда и ушли в никуда, но оставили богатое пространство для реконструкций их костюмов и обычаев. Этих кочевников, как известно, сменили скифы, позже потесненные сарматами. Кроме них на картах древнего Крыма отметились эллины, римляне, тавры, готы, хазары, византийцы, караимы, печенеги, половцы, кипчаки, куманы, Золотая Орда, генуэзцы, сельджуцкие и османские турки, крымские татары… и все! Некоторые осведомленные читатели знают, конечно, что это не все. Но неосведомленные посетители могут подумать, что после протектората турок над Крымским ханством ничего более примечательного в Крыму и не происходило. А все «удивительные истории» происходили с этими милыми и безобидными — за давностью времен — ассимиляторами. То есть теми, кто на самом деле огнем и мечом расширял свое жизненное пространство, совершенно не считаясь с интересами живущих на полуострове ранее родов, племен, этносов и национальностей. «Эта выставка — как пестрый стратиграфический разрез грунта, в котором культурные слои разных времен сменяют один другого», — пишут в пояснении к выставке ее организаторы. Вот так — просто меняют. Как на восточном базаре, где дирхемы переходят в карманы продавцов, а дыни — в корзины покупателей. «Каждая волна кочевников, которая приходила из Евразийской степи, каждая одиссея средиземноморских мореплавателей непременно оставляли здесь следы собственной культуры». Хорошее слово — «культура». От нее веет чем-то декоративным, песенным и ароматным. Незлобивым, гостеприимным и домашним. Прямо-таки не полуостров, а Дворец культуры и Всесоюзная здравница! Ан нет — про ДК и здравницы ни слова. Зато много иллюстраций мифов и легенд, связанных со стычками оседлых и пришлых. Одних греческих комиксов штук десять, в том числе про то, как братья-близнецы Ираклий и Константин полюбили одну и ту же принцессу, а она… Впрочем, не так интересно, что и как она, как то, что в англоязычном тексте созвучное грузинскому уху Ираклий написано как Hercules — т.е. Геркулес. И так почти везде — чуть не так переведено, чуть не так досказано. Особо умиляет название Золотая Орда: не татаро-монгольское завоевание, проутюжившее старорусские княжества, а именно такое — сияющее во всей своей азиатской красе. Вольно или невольно посетителю выставки предлагается воспринять ту эпоху как некий «золотой век» Крыма, вершину его культурного развития. И не поспорить — была ведь на самом деле Золотая Орда. Которая и привела к возникновению коренного в современной трактовке народа Крыма. «Все это и стало тем большим плавильным котлом, в котором родился, в частности, автохтонный (местный, туземный) народ — крымские татары». Надо учесть, что первый поход монголо-татарского войска в Крым состоялся в том же году, что и бесславная для русичей битва на Калке — в 1223 году, тогда же им была взята Сугдея (Судак). А уже в 1237 году семь монголо-татарских родов во главе со своими беями отделились от главных монголо-татарских войск и двинулись в степи Крыма. Это была южная ветвь Золотой Орды. Особо хотелось бы отметить презентацию Кефе-Кафы-Феодосии в рамках проекта. Город, вне всякого сомнения, игравший значительную роль ввиду своего географического расположения и не только. Например, в нем жил великий маринист XIX века Иван Айвазовский, меценат, подаривший городу в числе прочего водопровод, железную дорогу и собрание собственных полотен. Некоторые из его картин были включены в общую экспозицию «Удивительных историй Крыма» для демонстрации морских видов второй половины XIX века в качестве иллюстрации времен гораздо более ранних. Что тоже дезориентировало посетителя Мыстецького арсенала. Ведь был Иван Константинович подданным Российской империи, пришедшей в Крым в результате очередной победы в русско-турецкой войне. А чем же была Феодосия до того — в эпоху господства там Османской империи? Она была не только центром Кефийской провинции, «Малым Стамбулом», вторым после Стамбула городом на побережье «турецкого озера» (как звали Черное море в то время). Но была Кафа и самым большим невольничьим рынком! Откуда же черпали работорговцы «человеческие ресурсы»? Да из земель на север от Тавриды — рабы, захваченные крымскими отрядами в Польско-Литовском государстве, в Киевской Руси, на Северном Кавказе, продавались преимущественно в мусульманские страны Передней Азии, но не гнушались «живым товаром» и истинные католики — владельцы гребных судов Средиземноморья. «Кафа стала удивительным уголком западноевропейской цивилизации в Крыму, соединив регламентированное административное устройство, тщательную фиксацию всех торговых операций, просветительскую деятельность католических монастырей с разноцветьем традиций ее пестрого населения». И уж совершенным издевательством над памятью, так сказать, тщательно зафиксированным в работорговых операциях славян звучат такие строки: «…с рынками Западной Европы Кафу соединяла и сухопутная Via Tartarica — славный (!) «Татарский шлях». Таких шляхов, надо признать, в те времена по территории нынешней Украины пролегало немало — в один конец по ним скакали отряды крымчаков, а обратно тянулись вереницы захваченных в плен наших предков… Выставка закончилась, и уже определенно можно сказать, что ни Ливадийскому, ни Алупкинскому дворцам в ней места не нашлось. Хотя какие по-своему удивительные истории с ними были связаны! Но устроители арт-выставочного пространства, находящегося в управлении Администрации президента Украины, видимо, решили не рисковать: скажешь А — придется говорить Б. Потом и про графа Михаила Воронцова придется упомянуть, а был он в ту пору генерал-губернатором Новороссийского (!) края. С детским лагерем «Артек» и вовсе украинскому краеведу теперь непонятно — то ли он теперь находится в киевской Пуще-Водице, то ли в карпатском Буковеле. А тот настоящий, что по-прежнему в Крыму, — это еще одна удивительная история, которой места в проекте тоже не нашлось. И это уже давно не удивительно.

Дирхемы и дыни крымской истории. Полуостров оставлен без Артека и Ливадийского дворца
© Украина.ру