Войти в почту

«Бортпроводники ненавидят Superjet»: О катастрофе в Шереметьево

Редакция News.ru приносит соболезнования родственникам пострадавшим и погибшим в авиакатастрофе самолёта Sukhoi Superjet 100. Это большая трагедия для всех нас. Авария В воскресенье 5 мая авиалайнер Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Аэрофлот», выполнявший рейс Москва-Мурманск, сгорел в аэропорту Шереметьево. Этому предшествовала аварийная посадка. Представитель Следственного комитета Елена Марковская объявила, что погиб 41 человек. По ее словам, это 40 пассажиров и один член экипажа — судя по всему речь идет о бортпроводнике. Собеседник News.ru пожелавший остаться анонимным отметил, что пассажиров хвостовой части воздушного судна нашли пристёгнутыми. Это говорит о том, что они даже не успели покинуть свои места. Его слова подтверждает спасатель 1-го класса Андрей Туманов. Я с коллегами многократно просматривал видео с разных ракурсов. Шансы выжить стремились к нулю, — говорит Туманов. На условиях анонимности бортпроводник «Аэрофлота» рассказал News.ru, о том, что Sukhoi Superjet 100 пользовался дурной славой среди коллег и постоянно ломался. Почти все проводники «Аэрофлота» ненавидят Superjet. Менее полугода назад мне девочка, с которой мы летели на другом рейсе рассказывала, что перед этим у нее был рейс на Superjet. Перед взлетом двигатель задымился. Самолет оставили на земле, но через час полетели на том же самом самолете. Слетали нормально, но после девушка заявила начальству, что отказывается летать на до своего отпуска, который у нее был через пару недель, — рассказывает бортпроводница. По ее словам, сейчас Superjet ломается реже, но еще недавно экипаж летал в нем с вещами, потому что самолет постоянно ломался. Не то, что 50 на 50, а даже 60 на 40. Очень много неисправностей, которые не то, чтобы влияют на работу, но, например, мы не всегда можем проверить баки с водой пока не взлетим. Когда взлетим можем обнаружить, что воды немного не хватает. Это не влияет на безопасность, но сам факт, — говорит бортпроводница. На записях с места аварии видно, что некоторые люди убегая, пытаются вынести из огня свои вещи. По словам бортпроводницы «Аэрофлота», это — обычная реакция в подобной ситуации. У нас есть команда: «Расстегнуть ремни, оставить все, на выход!». Мы это кричим, но ситуация критическая. Часто пассажиры не думают, что их жизни что-то угрожает, а думают: «Что я буду делать без документов и личных вещей?». Я читала, что бортпроводники пытались за шкирку вытолкнуть тех, кто пытался забрать вещи. Они большие молодцы. Нас учат этому, но как ты себя поведешь заранее не знаешь. Я видела на учениях людей, по которым было понятно, что они, дай Бог, сами первыми убегут. Хорошо, что это были сотрудники «Аэрофлота» — они обученные и смогли спасти хотя бы часть людей. Ведь самолет горит как спичка. Я знаю, что экипаж сделал все что мог, — уверена бортпроводница. Техника или человек: нужно ли было возвращаться? В 18:03 по московскому времени самолет поднялся в воздух. Согласно записи полета в сервисе Flightradar24, в 18:10 авиалайнер достиг высоты 3216 метров, но затем стал заходить на посадку. Самолет ударился о взлетную полосу, его два раза подбросило, после чего лайнер загорелся в районе центроплана — части крыла, которая соединяет правую и левую полуплоскости. В конце пробега Sukhoi Superjet 100 развернуло, и он остановился, после чего началась эвакуация. По словам командира Superjet Дениса Евдокимова, у самолета начались проблемы после удара молнии. Из-за молнии у нас произошла потеря радиосвязи. И переход самолета в минимальный режим — режим прямого управления. И не через компьютер, как обычно, а напрямую. Аварийный режим управления. Удалось восстановить связь через аварийную частоту на радиостанции. И она была кратковременная и прерывистая. После включения режима самого передатчика несколько слов получалось сказать, потом она пропадала. И нужно было снова подключать. Диспетчеры нам оказали помощь. Они нам задавали курс для вывода на полосу. Скорость была небольшая для посадки, обычная. Подходили к земле плавно, с уменьшением вертикальной скорости. После полной остановки мы объявили аварийную эвакуацию. И сначала второй пилот вышел из кабины, потом я, — приводит слова Евдокимова «КП». По словам командира, пожар начался уже после посадки «из-за приземления». Баки полные. Да, есть процедура у нас — оперативный сборник экипажа, возврат на аэродром вылета. И есть процедура — посадка с превышением посадочной массы. Две процедуры друг за другом, приняли решение о посадке, — сказал Евдокимов. Официальный представитель «Аэрофлота» Максим Фетисов заявил, что командир сгоревшего самолета — опытный пилот с суммарным налетом в 6800 часов, из них на Superjet 100 — 1400 часов. Главный редактор Avia.ru и эксперт комитета по транспорту Госдумы Роман Гусаров сказал News.ru, что удар молнии по самолету — это одна из стандартных ситуации. Удары молнией не должны приводить к опасности, авариям. Это безопасно даже для пассажиров — то, что миллионы вольт проходят через самолет они даже не чувствуют. Соответственно электроника от молнии должна быть защищена. Трудно сказать, защищена ли она на Superjet больше или меньше, чем у других самолетов, но, судя по тому, что экипаж развернул самолет, вернулся в зону аэродрома, сделал несколько кругов и зашел на посадку, можно сделать вывод, что лайнер был управляем. Отказ двигателя или неработающая механизация крыла, например, значительно более опасны, чем отказ автопилота. Удар молнии и переход на ручное управление само по себе не должно быть причиной трагедии. По словам Гусарова, то, что самолет разрушился от удара о взлетно-посадочную полосу, перед этим «попрыгав» по ней, скорее всего, означает, что лайнер садился с превышением горизонтальной скорости, «что недопустимо». Судя по тому, что на борту было топливо, было еще и превышение посадочного веса. Вероятность того, что тяжелый самолет на большой скорости при посадке не разрушится резко падает, как и вероятность того, что полные баки керосина не воспламеняться. Не знаю, что помешало пилоту слить горючие — технические проблемы или какие-то другие. Надо же понимать, что самолет поднимается с одним весом, а садиться с другим — топливо вырабатывается в полете. Я считаю, что топливо должны были слить. У Superjet порядка 12 т керосина. Надо же понимать, что если, например, электроника не исправна, она может показать тебе не ту скорость и лучше на всякий случай сбросить побольше веса. К тому же не думаю, что был полный отказ электроники. У Superjet многократная система резервирования. Есть даже электрогенератор, который вырабатывает электричество от потока ветра. Но подчеркну — это все не попытки указать на виновного, надо разбираться. Думаю, что причина как всегда стечении целого ряда обстоятельств. Более категорично ситуацию прокомментировал News.ru бывший пилот Ил-96 «Аэрофлота» Сергей Кнышов. Какая вообще была причина возврата? Ну, отказала радиостанция — у тебя еще как минимум 2-3 радиостанции есть. Отказал автопилот? Он что, не умеет летать вручную? Что за летчик такой? Хорошо, он решил возвращаться — зачем это делать с полными баками? Если не нравится гроза, зачем принимаешь решение на вылет? Если все-таки взлетел — обойди грозовую деятельность. Надо шире ставить вопрос. Кто готовил пилота? Кто командир отряда? Кто летный директор? Чем они занимаются и за что получают деньги? Пассажиры покупают билет, пилот получает зарплату, немаленькую надо сказать, далее он их просто-таки лишает жизни — не могу по-другому сказать. А потом спокойно раздает интервью? Это разве нормально? Я бы не хотел летать ни с таким командиром, ни с такой авиакомпанией Кнышов добавляет, что случай с Superjet — это не причина, а следствие. Причина в развале всего: гражданской авиации, подготовки. Мы теперь пожинаем плоды. К сожалению, подобное будет продолжаться пока не будет серьезно изменена ситуация и не начнут брать профессионалов, а не лояльных, — уверен Кнышов. В связи с катастрофой Следственный комитет возбудил дело по статье 263 УК РФ (Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц). «Интерфакс» со ссылкой на источник, знакомый с ходом расследования, сообщил, что пожар на борту самолета начался после того, как в левый бак лайнера попал посторонний предмет. Судя по всему, детали от разрушенного шасси SSJ-100 пробили и полностью разрушили бак, что, в свою очередь, спровоцировало выброс топлива, после которого начался пожар. Русская служба BBC сообщила, что в 2018 году в их распоряжение попал документ, в котором анализировалась подобная статистика «Аэрофлота». В нем говорилось, что у самолетов Airbus и Boeing показатель «уровень безопасности полетов» оценивался как высокий, а у самолета Superjet он считался «средним». К наиболее серьезным рискам, выявленным в отчетный период (февраль 2018 года), относятся риски, связанные с попаданием всех самолетов авиапарка компании в сложные метеоусловия, а также риски, связанные с неисправностью пилотажно-навигационного оборудования RRJ-95В (сертификационное название семейства самолетов Sukhoi Superjet — прим. News.ru), — говорилось в документе. BBC отмечает, что это не означает, что самолет может сломаться на земле или в воздухе, а указывает на то, выпустят его в полет или нет инженеры и техники на земле, а также на сумму за обслуживание и ремонт. Каждый борт проверяют перед каждым полетом, а значит самолет с невысоким уровнем безопасности будет меньше летать. Согласно FlightRadar24, из 50 Superjet 100 у «Аэрофлота» не летают в течение нескольких недель, либо летают крайне нерегулярно только восемь самолетов, а из 22 лайнеров мексиканской компани Interjet не летают больше месяца 16. Некоторые простаивают на земле с прошлого года. В марте сообщалось, что в Interjet задумались отказаться от российского авиалайнера. В ноябре это сделала бельгийская компания Brussels Airlines. На сайте Change.org была создана петиция с требованием полном прекращении полетов Sukhoi Superjet 100 в России. «Не хочется быть мясом, хочется спокойствия», — написал автор прошения, подписи под которым поставили около 2 тыс. человек. Отказаться от покупки билетов на рейсы, выполняемые Sukhoi Superjet 100 также призвал член комиссии при президенте России по вопросам развития авиации Юрий Сытник. Однако министр транспорта Евгений Дитрих заявил журналистам, что оснований для приостановки эксплуатации SSJ-100 нет. P.S. Пользователи социальных сетей сообщают, что «Аэрофлот» удаляет комментарии, связанные с трагедией, если речь в них не идет о соболезнованиях. News.ru провел эксперимент и написал несколько сообщений. В течение пяти минут они были удалены.

«Бортпроводники ненавидят Superjet»: О катастрофе в Шереметьево
© News.ru