Войти в почту

Нортон плюс Норман: музей во Флориде

Музей в Уэст-Палм-Бич, ставший ныне одной из главных достопримечательностей Флориды, был создан в 1941 году промышленником Ральфом Нортоном (1875–1953) и его женой Элизабет (1881–1947), в его основу легла личная коллекция семьи. Ральф Нортон не только финансировал строительство здания, но и учредил для поддержки музея эндаумент-фонд, что на тот момент было смелым шагом. Разумеется, считать деньги в чужом кармане неприлично, но трудно не заметить, насколько привержены филантропии состоятельные жители этой части Флориды: музею Нортона удалось добиться инвестиций в реконструкцию в размере $110 млн, и все они были от частных доноров. В 2018 году Палм-Бич занимал 27-е место в списке 100 богатейших мест по версии . Среднегодовой доход здесь составляет $267 тыс.

Нортон плюс Норман: музей во Флориде
© АртГид

Резиденция президента США Мар-а-Лаго в Палм-Бич. Фото: Steve Starr/Corbis

Палм-Бич известен в , в частности, благодаря репортажам о светской жизни в клубе Мар-а-Лаго президента США Дональда Трампа. Трамп — не единственный президент с «зимним Белым домом» в Палм-Бич: здесь вел президентские дела , во впечатляющей резиденции, приобретенной его отцом в 1933 году. находится на материке, отделенном от Палм-Бич лагуной. Когда испанцы в XVI веке причалили к берегам Флориды, здесь проживало около 20 000 индейцев. К XVIII веку все они были истреблены. Первые поселенцы прибыли сюда в 1870 году и благодаря усилиям промышленника Генри Флаглера новый городок Палм-Бич быстро превратился в туристический центр. С начала 1880 года Флаглер инвестировал около $50 млн в развитие местной инфраструктуры, включая строительство железной дороги на восточном побережье Флориды, которую впоследствии продлили до побережья Атлантики. Город Уэст-Палм-Бич, где находится музей, вошел в состав муниципалитета в 1894 году и по первоначальному плану Флаглера предназначался для обслуживающего персонала отелей в Палм-Бич.

Парк Музея искусства Нортона в Уэст-Палм-Бич. Фото: Рут Эддисон

Благодаря щедрости и дальновидности четы Нортон, Уэст-Палм-Бич теперь обладает впечатляющим музеем. В его основе — свыше 8000 произведений, поделенных на пять секций: искусство Америки, искусство Китая, современное искусство, искусство Европы и фотография. Последние три секции появились уже после смерти Нортона. Его интерес к американскому искусству не ограничивался лишь историческими работами. Он поддерживал своих современников, приобретая важные работы , Роберта Мазервелла, Джорджии О’Киф. Его собрание китайского искусства включало 125 произведений (сегодня их более 700) из нефрита и бронзы, а также изделия времен династии Цинь из различных минералов.

Экспозиция искусства Китая в Музее искусства Нортона. Фото: Рут Эддисон

Архитектором оригинального здания в стиле ар-деко был Марион Симс Уайет (он же отвечал за Мар-а-Ларго). Музей на протяжении многих лет реконструировали частями, чтобы обеспечить пространства под расширяющуюся коллекцию и просветительские проекты. В 2013 году Foster + Partners разработали проект реконструкции с увеличением площадей до 12 300 кв. м. Здание впечатляющего дизайна стало новой достопримечательностью города, вход теперь открыт прямо на городскую магистраль. Норман Фостер сохранил детище Уайета в самой сердцевине нового здания — внутри старый музей легко отличить по паркетному покрытию (в новых галереях покрытие бетонное).

Главный фасад Музея искусств Нортона после реконструкции. 2019. Фото: Nigel Young. Courtesy Foster + Partners

Во Флориде пространства под открытым небом можно использовать круглый год, что является неоспоримым достоинством для музеев. Лорд Фостер уделил особое внимание взаимодействию здания и его окружения, превратив асфальтированную парковку в сад. В новом дизайне ключевую роль сыграл 80-летний баньян — культовое дерево, под которое в навесной крыше сделали специальный вырез.

Фото: Nigel Young. Courtesy Foster + Partners

Фостер лично попросил члена совета попечителей музея Ронни Хеймана подарить музею скульптуру Класа Ольденбурга и Косье ван Брюгген Typewriter Eraser, Scale X («Ластик для пишущей машинки, масштаб X») (1999), ныне установленную на входе. Кроме того, музей заказал к открытию несколько site-specific инсталляций: Eikón Пэй Уайт — гобелен 12 × 4,5 м, отсылающий к баньяновому дереву, настенный рисунок в его фирменном стиле — листья из сусального золота и акрила и расширенную версию созданной ранее инсталляции Роба Уинна — 6000 кусочков стекла ручной работы, образующих ползучий узор на стенах вокруг лестницы.

Инсталляция Пола Моррисона в Музее искусства Нортона. Фото: Рут Эддисон

Музей открывали восемь выставок, основанных главным образом на его собственной коллекции. Кроме того, Флорида богата частными собраниями искусства, и коллекционеры с радостью делятся своими богатствами. Выставка «Публичное достояние. Коллекционеры из Флориды поздравляют Нортон» добавило в коллекцию музея 50 редких произведений. Отдельную галерею отвели под значимые работы Деймиана Херста, Зигмара Польке и Кары Уокер из вновь полученных музеем 100 произведений современного искусства, пожертвованных жителями Палм-Бич Говардом и Джулией Ганек. Работы собирались на протяжении 40 лет, и некоторые из них Нортон не смог бы себе позволить, окажись они на рынке искусства в его время. Это новое поступление прибавляет музею очков и позволяет соперничать с растущими в последние годы музеями современного искусства на юге, ближе к Майами.

Музей искусств Нортона нацелен на то, чтобы стать общественной институцией. Благодаря щедрости доноров, вход в музей по пятницам и субботам свободный. Перестроенный образовательный центр теперь в полтора раза больше, его площадь составляет 370 кв. м. Местным жителям предлагается использовать музей и прилегающие территории, как место встреч и досуга. Проходящие выставки будут интересны как постоянным посетителям, так и новичкам. Планируя свой подарок городу 80 лет назад, Ральф и Элизабет Нортон сделали все для того, чтобы музей продолжал развиваться. Но они и представить себе не могли масштабов этого развития. Благодаря участию местных филантропов, Нортон превратился в институцию мирового уровня.