Войти в почту

Топ-5 венчурных сделок апреля: Sila, финтех и онлайн-образование

На глобальном рынке начала раскатываться волна технологических IPO. Кто-то уже сравнивает ее с бумом доткомов, а кто-то просто надеется на то, что технологические проекты с убытками все же принесут инвесторам доходность. Венчурным же инвесторам сделки приносят неплохую доходность, достаточно вспомнить ожидаемую доходность от инвестиции в Uber на уровне 76 500% фонда Benchmark. При этом Lyft после IPO немного потерял в цене, а прибыльный Zoom растет. Ждем в ближайшее время Uber, Slack и WeWork, которые уже подали заявки. На российском рынке нет громких размещений, а некоторые компании даже их откладывают. Однако запускаются новые фонды. Можно отметить запуск фонда Terra II на $40 миллионов от Phystech Ventures и North Energy Ventures и открытие корпоративного фонда на 1 миллиард рублей от МТС. Перейдем к основному меню, сделкам. Топ самых важных сделок Пятое место: производитель батарей для электрокаров Sila Nanotechnologies привлекает $170 миллионов по оценке $1 миллиард. Наверняка вы не заметили эту сделку, потому что, на первый взгляд, она не особо примечательна. Раунд лидировал Daimler, который выступит также ключевым партнером проекта. Соинвесторами стали 8VC, а также предыдущие инвесторы, а именно Bessemer Venture Partners, Chengwei Capital, Matrix Partners, Siemens Next47 и Sutter Hill Ventures. Всего стартап привлек $240 миллионов ($70 миллионов до этого). Стартап основан в Калифорнии в 2011 году бывшим сотрудником Tesla и выпускником Стэнфорда, а также профессором из университета Джорджия. Помимо Daimler, партнером Sila выступает BWM. Они ждут, когда спроектированные стартапом улучшенные батареи для электрокаров выйдут в производство, а будет это «ранее, чем в 2020 году». Они обещают быть на 20% более емкими, чем существующие батареи. Вроде бы все стандартно несмотря на то, что проект находится еще в режиме разработки и не имеет продаж (по имеющимся данным), но уже стоит $1 миллиард. Но давайте вдумаемся в название «Sila» и взглянем на имена основателей – их зовут Евгений Бердичевский и Глеб Юшин. Этническую национальность мне с ходу установить не удалось, но с большой долей вероятности могу предположить, что эти ребята – выходцы из СНГ. Молодцы! Фото: источник Четвертое место: b2b-маркетплейс онлайн-кейтеринга ezCater привлек $150 миллионов по оценке $1,25 миллиарда. Лид-инвесторами выступили Lightspeed Venture Partners и GIC, в раунде также участвовали Light Street Capital, Wellington Management, ICONIQ Capital и Quadrille Capital. Всего проект привлек $320 миллионов вместе с текущим раундом. Предыдущий раунд в $100 миллионов ezCater поднял 10 месяцев назад. Стартап основан в США в 2007 году еще до фудтех-мании, но, как мы видим, большое внимание инвесторов привлек только в последний год. К сервису подключены более 60 тысяч кейтеринговых компаний, а за все время работы клиентами стали почти 75 миллионов человек (по данным компании, именно человек, хотя это b2b-сервис). Может быть, потому что цифра будет больше, что легко объяснимо, поскольку сервисом ezCater пользуются 90% компаний из Fortune 500. Это сервис с локальными поставщиками и обслуживает он 22 743 больших и малых городов в США, а также с 2018 года после поглощения французского стартапа GoCater оперирует в Европе. Помимо маркетплейса для конечных клиентов, ezCater предоставляет еще программное обеспечение для ресторанов для управления заказами. Финансовых показателей стартап не раскрывает, а рынок кейтеринга в США компания оценивает в $22 миллиарда в год (исследование Technomic). Фото: источник Третье место: японская криптобиржа Liquid привлекла новый раунд инвестиций по оценке $1 миллиард. Точный размер раунда неизвестен, но в нем участвовали IDG Capital и Bitmain, китайский криптомайнинговый гигант, который в прошлом году будоражил рынки планируемым IPO. До этого раунда был также раунд финансирования в капитал в 2017 году, а также ICO в конце 2017 года на $105 миллионов (с выпуском нативного токена QASH). Среди более ранних инвесторов стоит выделить японскую финансовую группу SBI, JAFCO и B Dash Ventures. Liquid раньше назывался (и иногда сейчас продолжает называться) Quoinex, поскольку материнский холдинг называется Quoine. Раньше под ним было две биржи, но теперь они объединены и сейчас Quoine равно Liquid. Liquid является одной из восьми бирж, которые имеют лицензию в Японии, которая является крупнейшим в мире рынком с определенным регулированием криптовалют. Liquid был первой биржей, получившей лицензию FSA. Финансовых показателей биржа не раскрывает, но QASH находится очень близко к списку топ-100 криптовалют, по данным Coinmarketcap, а сам Liquid находится в списке крупнейших криптобирж на 60-м месте с оборотом $56 миллионов в день. По данным на август 2018 года, годовой (LTM) оборот Liquid составил $50 миллиардов. Это в разы меньше, чем у Binance, Huobi и Coinbase, но все потому, что Liquid – это в первую очередь криптофиатная площадка (в которой обмен происходит на традиционные жесткие валюты – йену, доллар и другие). Биржа основана в 2014 году бывшим вице-президентом Softbank в Японии Майком Каямори, а также CTO и главой отдела операций с инструментами с фиксированной доходностью Credit Suisse в Японии, Марио Гомесом-Лозада, и сейчас там работает более 300 человек. Фото: источник Второе место: сервис рассрочки и кредитования в точках продаж Affirm привлек $300 миллионов по оценке $2,9 миллиарда. Лид-инвесторами выступили Thrive Capital и Sound Ventures актера Эштона Катчера, а соинвесторами стали Fidelity, Lightspeed Venture Partners, Baillie Gifford, Ribbit Capital и другие. Всего проект привлек $1 миллиард от венчурных инвесторов и финансовых компаний в виде капитала и займов в оборотный капитал, включая GIC, Spark Capital и Morgan Stanley. Стартап обслуживает клиентов без кредитной истории и дает кредиты в рассрочку под покупку товаров и услуг в интернет-магазинах и в точках продаж, а также предоставляет сервисы рассрочки (со ставкой 0%) в партнерстве с ритейлерами. В апреле 2011 года Affirm выдал свой миллионный кредит, а число партнеров по состоянию на ноябрь 2018 года превысило 1200 мерчантов. По данным компании, работа с Affirm увеличивает средний чек на 87%, на 20% повышает конверсию в продажи, а также позволяет на 126% увеличить количество кредитных заявок в сравнении с традиционными сервисами кредитования в точках продаж. Финансовых данных Affirm не публикует. Стартап основан одним из основателей PayPal, Максом Левчиным. Фото: источник Первое место: платформа для онлайн-образования Coursera привлекла $103 миллиона по оценке $1 миллиард. Стоит отметить, что в этой сделке так же, как и в случае со сделкой, расположившейся на пятой строчке, лидером выступил стратегический инвестор – в случае Coursera им стало австралийское онлайн рекрутинговое агентство SEEK Group, а соинвесторами выступили Future Fund и NEA. На предыдущем раунде на $64 миллиона в 2017 году оценка компании почти достигла $800 миллионов, а сейчас она, судя по заявлениям CEO, «значительно больше $1 миллиарда». Поскольку точной оценки нет, фиксируем миллиард и верим на слово, ведь у образовательной платформы оно должно быть честное. Сейчас на Coursera висит более 3 200 курсов по 310 специализациям в партнерстве с более чем 150 крупнейшими университетами (например, университет Мичигана) и корпорациями (например, Google). За всю историю развития сервиса слушателями курсов стали более 40 миллионов человек. В 2017 году эта цифра была на уровне 26 миллионов. Рост на 54% за 2 года (порядка 24% в год), очень неплохо. Первое место эта сделка заняла скорее от удивления. Нельзя сказать, что онлайн-образование потеряло популярность у инвесторов, но раунды даются все сложнее. Конкуренты сливаются, сокращают персонал (например, Udacity недавно уволил 20% своих сотрудников), а фокус смещается на «микро-курсы» для корпоративных клиентов. Однако Coursera может рассчитывать на внушительную синергию с SEED, через который резюме разместили более 190 миллионов человек в ответ на вакансии более 900 тысяч организаций. Стартап основан в 2012 году. Фото: источник Бонус В этом месяце не было больших сделок с «вау-эффектом», поэтому подборка просто интересных сделок, но вне топа оказалась очень большой – почти все сделки из нее так же стучатся в топ. Начнем с лидера предыдущего месяца UiPath. Стартап привлек дополнительные $168 миллионов к уже подписанным в прошлом месяце $400 миллионам по оценке $7 миллиардов. Потенциально кандидат в основной рейтинг, инвестиция от DST Global в китайский сервис по перепродаже кроссовок Poizon в раунде по оценке $1 миллиард. Сделка еще не закрыта, поэтому она не попала в основной рейтинг, но не написать про нее я не могу. Uber старается подкрепить сентимент инвесторов перед своим IPO и привлекает $500 миллионов от PayPal в группу компаний, а также поднимает $1 миллиард от SoftBank, Toyota Denso в беспилотное подразделение. Один из лидеров insurtech, который уже сильно стучится в список единорогов, Lemonade привлекает $300 миллионов от SoftBank Series D led by SoftBank Group. Стартап в области грузоперевозок KeepTruckin получил инвестиции от Greenoaks Capital и соинвесторов в размере $149 миллионов и был оценен в $1,4 миллиарда. Производитель вейпов Pax Labs поднял $420 миллионов по оценке $1,7 миллиарда от Prescott General Partners, Tiger Global Management и Tao Capital Partners. Стартап, который предоставляет платформу для обновления программных продуктов, Harness, привлек $60 миллионов по оценке $500 миллионов от IVP, GV и ServiceNow Ventures. Самое интересное, что такую оценку удалось получить всего на раунде В. Среди зарубежных сделок фондов с российскими корнями можно отметить привлечение чат-бот-стартапом ManyChat $18 миллионов от ряда инвесторов, в том числе от Flint Capital. Из российских сделок стоит выделить сервис по доставке продуктов питания на дом, Instamart, который привлек 500 миллионов рублей от Mail.ru; инвестицию неизвестного размера в платформу по распознаванию лиц VisionLabs со стороны РФПИ, и активность Сбербанка на рынке, начиная с приобретения 46,5% Rambler Group, поглощения рекрутингового портала «Работа.ру», заканчивая совместной инвестицией с фондом Digital Horizon в «Центр речевых технологий». Среди случаев привлечения иностранных инвестиций проектов с российскими корнями можно выделить раунд на $6 миллионов в Prisma Labs, привлечение $15 миллионов сервисом заказа такси Wheely, который стремительно переобулся в прыжке и перенес штаб-квартиру в Лондон, а также раунд рекрутингового стартапа VCV на $1,7 миллиона от японского фонда Will Group, Talent Equity Ventures, 500 Startups и ряда ангелов. На этом все. Спасибо, что дочитали до конца! Материалы по теме: «Не уходите в презентацию с головой»: инвесторы рассказали, как привлечь их внимание Как инвесторы предсказывают падение и рост акций по снимкам из космоса Словарь: 5 слов, без которых вам не обойтись на презентации инвестору Четыре способа произвести лучшее впечатление на инвесторов 10 главных слайдов, которые должен увидеть инвестор Фото на обложке: Unsplash

Топ-5 венчурных сделок апреля: Sila, финтех и онлайн-образование
© RB.ru