Ещё

Советский «золотой брус»: почему уникальный памятник никому не нужен 

, 1 мая — РИА Новости. Масштабное мозаичное панно «Радость труда» в  — на грани разрушения. Произведение монументального искусства конца 1970-х годов постепенно ветшает. Местные активисты и краеведы опасаются, что уникальная работа советского художника может погибнуть.
Эта стела-панно не уступает по размерам многоквартирному дому: сто метров в длину, пять в высоту и три в ширину. Сейчас сооружение одиноко возвышается на пустующей строительной площадке. Рядом — тольяттинский Дворец спорта «Волгарь».
"Судя по плитам, раньше тут была площадь, теперь панно окружают сорняки и строительный мусор, — рассказывает фотограф из  Алексей Авдейчев.
"Панно расположено рядом с долгостроем, — продолжает он. — Уж не знаю, что там планировалось возвести, но «Радость труда» находится прямо на строительной площадке. Может, и к лучшему, что стройки давно нет, а то снесли бы. Кому принадлежит земля — не знаю. Охраны нет, но забором все это огорожено".
К работам над монументальным панно приступили в 1977-м, к 55-летию СССР. А закончили четыре года спустя, в 1981-м. Общая площадь мозаики — 530 квадратных метров.
Автор — художник-монументалист Юрий Константинович Королев, проект финансировался Волжским автомобильным заводом. Правда, по словам местных краеведов, документация не сохранилась: памятник оформлялся через бухгалтерию ВАЗа, и с годами архивы были утрачены.
Алексей говорит, что стелу называли в городе «золотым брусом» из-за ее высокой стоимости. Смальту выплавляли специально в разных городах страны и везли сюда на стройку. Считается, что в панно есть смальта более чем ста оттенков, только черных — четыре. Всего для памятника понадобилось более трех с половиной миллионов отдельных элементов мозаики.
"Сюжеты, изображенные с четырех сторон панно, посвящены разным достижениям советского государства: революция, создание Красной армии, ликвидация безграмотности, победа в Великой Отечественной войне, покорение космоса, — перечисляет Алексей Авдейчев. — Отражено также строительство Тольятти и Волжского автомобильного завода".
По мнению местных краеведов, около 25 процентов мозаики уже утрачено. К тому же внутри стела полая — туда залезают любопытные, иногда там ночуют бездомные.
Мозаиками в советские времена часто украшали здания, создавали и отдельные монументы в этой технике. Состояние сохранившихся работ сегодня очень разное. По словам историка архитектуры и монументального искусства ХХ века Анны Броновицкой, в принципе эта техника долговечна, но многое зависит от технологии и качества изготовления.
"Бетон, на который обычно «сажали» мозаику в 1960-1980-х годах, не всегда прочен, и из-за этого происходят утраты: смальта или другой материал, из которого выполнено мозаичное изображение, отваливается, — отмечает эксперт.
"Свою роль играет и режим эксплуатации — скажем, мозаика на дне декоративных бассейнов сохраняется хуже, чем на стенах, — уточняет . — Порой, когда объект в не лучшем состоянии, его не реставрируют, а уничтожают: так произошло с мозаичными фонтанами на площади Юности в Зеленограде, у дома быта в Санкт-Петербурге, у Дворца пионеров во Владивостоке".
Большинство мозаичных панно советских времен никак не охраняются государством. Охранный статус получили лишь единичные произведения.
"За последние три года объектами культурного наследия признаны, например, керамическая мозаика в подземном переходе в Ростове, панно на фасаде кинотеатра «Родина» в Красноярске, мозаика «История печати» в интерьере издательства «Известия» в Москве, панно «Строители коммунизма» на стене Дворца культуры «Строитель» в Новосибирске", — говорит Анна Броновицкая.
"Необходимы целенаправленные усилия в этом деле, но свой вклад могут внести и просто заинтересованные граждане: нужно писать письма в местные органы охраны культурного наследия, подавать заявки", — заключает эксперт.
Я больше не могу: звезда Playboy идет в президенты страны
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео