Советский "золотой брус": почему уникальный памятник никому не нужен
МОСКВА, 1 мая — РИА Новости. Масштабное мозаичное панно "Радость труда" в Тольятти — на грани разрушения. Произведение монументального искусства конца 1970-х годов постепенно ветшает. Местные активисты и краеведы опасаются, что уникальная работа советского художника Юрия Королева может погибнуть. Эта стела-панно не уступает по размерам многоквартирному дому: сто метров в длину, пять в высоту и три в ширину. Сейчас сооружение одиноко возвышается на пустующей строительной площадке. Рядом — тольяттинский Дворец спорта "Волгарь". "Судя по плитам, раньше тут была площадь, теперь панно окружают сорняки и строительный мусор, — рассказывает фотограф из Самары Алексей Авдейчев. "Панно расположено рядом с долгостроем, — продолжает он. — Уж не знаю, что там планировалось возвести, но "Радость труда" находится прямо на строительной площадке. Может, и к лучшему, что стройки давно нет, а то снесли бы. Кому принадлежит земля — не знаю. Охраны нет, но забором все это огорожено". К работам над монументальным панно приступили в 1977-м, к 55-летию СССР. А закончили четыре года спустя, в 1981-м. Общая площадь мозаики — 530 квадратных метров. Автор — художник-монументалист Юрий Константинович Королев, проект финансировался Волжским автомобильным заводом. Правда, по словам местных краеведов, документация не сохранилась: памятник оформлялся через бухгалтерию ВАЗа, и с годами архивы были утрачены. Алексей говорит, что стелу называли в городе "золотым брусом" из-за ее высокой стоимости. Смальту выплавляли специально в разных городах страны и везли сюда на стройку. Считается, что в панно есть смальта более чем ста оттенков, только черных — четыре. Всего для памятника понадобилось более трех с половиной миллионов отдельных элементов мозаики. "Сюжеты, изображенные с четырех сторон панно, посвящены разным достижениям советского государства: революция, создание Красной армии, ликвидация безграмотности, победа в Великой Отечественной войне, покорение космоса, — перечисляет Алексей Авдейчев. — Отражено также строительство Тольятти и Волжского автомобильного завода". По мнению местных краеведов, около 25 процентов мозаики уже утрачено. К тому же внутри стела полая — туда залезают любопытные, иногда там ночуют бездомные. Мозаиками в советские времена часто украшали здания, создавали и отдельные монументы в этой технике. Состояние сохранившихся работ сегодня очень разное. По словам историка архитектуры и монументального искусства ХХ века Анны Броновицкой, в принципе эта техника долговечна, но многое зависит от технологии и качества изготовления. "Бетон, на который обычно "сажали" мозаику в 1960-1980-х годах, не всегда прочен, и из-за этого происходят утраты: смальта или другой материал, из которого выполнено мозаичное изображение, отваливается, — отмечает эксперт. "Свою роль играет и режим эксплуатации — скажем, мозаика на дне декоративных бассейнов сохраняется хуже, чем на стенах, — уточняет Анна Броновицкая. — Порой, когда объект в не лучшем состоянии, его не реставрируют, а уничтожают: так произошло с мозаичными фонтанами на площади Юности в Зеленограде, у дома быта в Санкт-Петербурге, у Дворца пионеров во Владивостоке". Большинство мозаичных панно советских времен никак не охраняются государством. Охранный статус получили лишь единичные произведения. "За последние три года объектами культурного наследия признаны, например, керамическая мозаика в подземном переходе в Ростове, панно на фасаде кинотеатра "Родина" в Красноярске, мозаика "История печати" в интерьере издательства "Известия" в Москве, панно "Строители коммунизма" на стене Дворца культуры "Строитель" в Новосибирске", — говорит Анна Броновицкая. "Необходимы целенаправленные усилия в этом деле, но свой вклад могут внести и просто заинтересованные граждане: нужно писать письма в местные органы охраны культурного наследия, подавать заявки", — заключает эксперт.