Росгвардия наступает на бизнес
В 2017 году федеральные власти поставили перед сектором гостеприимства задачу: к Чемпионату мира по футболу-2018 все отели должны получить паспорта безопасности, иначе им не пройти классификацию, чтобы принимать гостей мундиаля. Отельерам объяснили: паспорта помогут предотвращать теракты и быстро сориентироваться в чрезвычайной ситуации. Потом правила распространили на все объекты массового скопления людей. Но до сих пор предприниматели не до конца понимают, как оформлять паспорта безопасности, где взять перечень объектов, для которых то обязательно. Бизнесмены недоумевают: неужели военизированная охрана нужна даже объектам балансовой стоимостью 5 млн рублей? И правда ли, что тревожную кнопку можно заказать только в Росгвардии? Эти проблемы на организованном «Метагазетой» круглом столе обсудили предприниматели и представителями государственных структур. В Петербурге за наличием у бизнеса паспортов безопасности следит комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка (КРППР). Перечень торговых объектов, которые должны получить паспорта безопасности, сформирован КРППР по предложениям районных администраций и утвержден губернатором. Перечень имеет пометку «Для служебного пользования», поэтому в открытых источниках не опубликован. Как же бизнесменам узнать, попали ли они в секретный список? КРППР всем рассылает уведомления — по адресу правообладателя торгового объекта. Получив уведомление, в течение 30 дней бизнесмены должны собрать комиссию, пригласив в нее представителей КРППР, МЧС, ФСБ, Росгвардии и органов местного самоуправления. Комиссия, обследовав объект, присваивает ему категорию безопасности, определяет, насколько он защищен от терактов, и выдает рекомендации, как улучшить эту защищенность. После этого владельцу дается еще 30 дней на составление паспорта безопасности — его опять же нужно согласовать с МЧС, Росгвардией, ФСБ и КРППР. Им же нужно отдать копии паспорта. Два раза в год КРППР будет проверять, не пора ли кого-то исключить из перечня или, наоборот, внести в него новые объекты. На проверку объектов из секретного списка КРППР будет выходить раз в три года. Елена Подгорная, начальник управления потребительского рынка КРППР Потребительский рынок — это самая подвижная отрасль, которую пошагово на территории Петербурга отследить невозможно. Проблемой является и неполнота данных в Торговом реестре, и отсутствие информации по целому ряду крупнейших хозяйствующих субъектов и их торговых объектов. Содержащиеся в Торговом реестре сведения требуют постоянной актуализации. От их полноты и достоверности зависит создание органами исполнительной власти необходимых условий для реализации системного подхода к осуществлению государственной политики в области торговли. Если бы Торговый реестр носил обязательный характер, тогда проблем со сбором информации об участниках рынка вообще бы не было. При таком механизме все сведения просто брались бы из реестра. Но в Минпромторге такой подход считают давлением на бизнес. Самым разумным было бы, чтобы предприниматели сами заявляли о себе. Бизнес должен быть ответственным и должен обеспечивать безопасность — свою и окружающих. Нельзя это расценивать как давление на бизнес. Юлия Смелая, юрист НП «Союз малых предприятий» В нашей организации более 600 компаний и предпринимателей, и мы ни одного паспорта пока не оформили. Многим арендаторам, не собственникам, говорят, что они должны оформить паспорт безопасности. У нас были круглые глаза, потому что мы не знали, где нужно получать эти паспорта, к кому обращаться, почему мы должны их получать. И тогда мы столкнулись с тем, что не знаем, включены мы в этот перечень или нет, и выяснить это невозможно. Сейчас перечень находится на обновлении. А когда он обновится, насколько часто будет происходить актуализация — не понятно. Смена арендатора может происходить вообще ежемесячно. В основном в наш союз входят те организации, которые владеют нестационарными торговыми объектами. Им не нужен паспорт безопасности. Но в администрации нам сказали, что мы находимся вблизи жилых домов и рядом с метро, поэтому паспорт безопасности нам необходим. Еще такой вопрос: если мы купили помещение в жилом доме и не знаем, оформлял ли уже собственник паспорт и включен ли объект в перечень, то каким образом мы должны об этом узнать? После изучения постановления больше вопросов, чем ответов. Александр Абросимов, уполномоченный по защите прав предпринимателей Петербурга Я обсуждал с Росгвардией тему паспортов безопасности. Если мы добиваемся безопасности посетителей, нужны данные о проходимости торгового объекта. Но при определении категории безопасности учитывается балансовая стоимость здания или помещения. Если так, то возмещение вреда должны получать правообладатели этих объектов. Помещения магазинов во многих случаях принадлежат городу, то есть выгодоприобретатель — город, он и должен нести ответственность за составления паспортов безопасности. Балансовая стоимость в Петербурге достаточно высока. Из-за этого паспорта безопасности будут нужны практически всем. Ко мне по поводу паспортов было только одно обращение, но их число увеличится, так как скоро должны вырасти штрафы за отсутствие паспортов, пойдут рейды, проверки и так далее. Неудобно уже само оформление паспорта — его необходимо нести в МЧС, ФСБ, Росгвардию. Если вспомнить паспорта пожарной безопасности, которые составляли промышленные предприятия, там был определенный перечень мероприятий, очень ясно сформулированный. Предприниматель мог составить паспорт безопасности сам, обладая определенными знаниями. К тому же тревожную кнопку должна устанавливать только Росгвардия — это отсутствие конкуренции. Вопросы безопасности очень важны, мы не должны допустить таких трагедий, как «Зимняя вишня», должны защитить людей от терроризма. Поэтому хотя оформление паспортов — это нагрузка на бизнес, но мы должны застраховаться от повторения страшных событий. Алексей Лаврущев, начальник территориального отдела по Приморскому району УГЗ ГУ МЧС по Петербургу Контролирует исполнение этого постановления прокуратура. Если кто-то из предпринимателей не спешит с оформлением паспортов, прокуратура беседует с ними. Если внимательно прочитать документ, балансовая стоимость там четко не прописана. Читая документ, я вижу слова «материальный ущерб». Вопрос следует ставить так: как определить этот ущерб? Скорее всего, тот, кто разрабатывал форму постановления, а именно Министерство промышленности и торговли, должен был разработать и методику расчета материального ущерба. С точки зрения пожарной безопасности, у нас все четко прописано. В 69-ФЗ «О пожарной безопасности» есть все права и обязанности в области пожарной безопасности предприятий. Руководитель организации обязан соблюдать эти требования. Кроме этого, есть статья Гражданского кодекса, которая гласит, что ответственность за нарушения требований пожарной безопасности несет, в первую очередь, собственник имущества и лица-правообладатели (в том числе арендаторы имущества). Долгое время малый и средний бизнес не проверяли на предмет пожарной безопасности. Сейчас проверяются все предприятия. Я думаю, что не должно быть разницы между проверками в области пожарного надзора и антитеррористической защищенности. Срок паспорта безопасности — не более двух лет с момента подписания акта проверки. То есть выявленные нарушения должны быть устранены в течение двух лет. А раз в три года проверку проводят те органы, которые подписывали паспорт. Первая такая проверка, я думаю, будет не ранее 2022 года. В постановлении устанавливаются и категории объектов: первая — у тех, чья балансовая стоимость более 50 млн, вторая —15-50 млн и третья— 5-15 млн рублей. Остальные не включаются в перечень. Мы не наделены правами государственного пожарного надзора и не проводим проверки. Мы участвуем в обследовании. Но если есть грубейшие нарушения, которые могут повлечь за собой возникновение пожара, причинение ущерба и угрозы жизни и вреда здоровью, — то мы информируем прокуратуру и надзорные органы. И они уже в установленном порядке проводят внеплановую проверку (согласованную с прокуратурой). Вот представьте: магазинчик площадью 30 м2 в жилом доме, который на ночь закрывается — кто несет гражданскую ответственность перед третьими лицами за происшествие в этом магазинчике? Если это не объект с массовым пребыванием людей, у нас есть перечень, на каких объектах в обязательном порядке делается вывод сигнала о срабатывании систем, обслуживающих пункт пожарной охраны. А так ставьте GSM-модуль, и вам постоянно будут приходить сведения о том, что сработала сигнализация. Есть организация, которая вас обслуживает, — вы ей даете техзадание, и она его выполняет согласно договора. Ольга Чеховская, управляющая кластером коммерческих помещений (ИП Чеховская О.А.) Постановление требует обсуждений. У нас все законы — общие для России, для всех категорий. Сидит в Москве один человек, ему сказали сделать постановление — он делает. А потом обещают внести изменения, если будут какие-то пожелания. Документ вступает в силу, и мы тут же начинаем делать поправки. Я уже написала письмо Дмитрию Медведеву письмо — ответили, что принято к рассмотрению. Считаю, что необходимо в это постановление внести поправки. В постановлении все помещения делятся на три категории. Но, к примеру, в Петроградском районе, где у меня в собственности 200 м2, послали уведомления мне и послали тем, у кого 35 м2. То есть в этот перечень включили совершенно разные категории площадей. Комитет имущественных отношений устанавливает цены на выкуп помещения — 300 тысяч рублей за 1 м2. То есть помещение в 30 м2 стоит 9 млн рублей. И его балансовая стоимость уже попадает в третью категорию — значит объекту полагается военизированная охрана. Это абсурд! Если честно делать, по постановлению, то получается, что на Каменноостровском проспекте у каждого магазина должна стоять военизированная охрана! Чтобы не получить предписание поставить военизированную охрану, мы должны делать липовую балансовую стоимость. Я считаю, что категории помещений нужно определять от метража. Еще вопрос: кто будет обходить все инстанции для оформления паспорта безопасности? Мы обслуживаем посетителей, нам иногда некогда даже отойти от кассы. Есть такие предприниматели, которые сами работают на кассе без продавцов. Мы время теряем из-за этой бюрократии. По пожарной части для малого бизнеса вообще ничего не понятно. Иногда приходит инспектор — нарушений нет, потом приходит другой инспектор — двери не такие, не туда открываются, ступенька в магазине одна, а должно быть три, окно не так расположено. Вот мы ставим пожарную сигнализацию. Что это нам дает? Никогда не видела тех, кому посылается сигнал от нашей системы. Все постановления сейчас написаны таким бюрократическим малопонятным языком! Почему не написать три-пять понятных правил, которые всем предпринимателям необходимо соблюдать? Дарья Ковалевская, совладелица сети отелей Sokroma Мы постоянно сталкиваемся с ситуацией, когда идет полное нарушение пожарных норм со стороны самих обитателей жилого дома — например, они газовые колонки вешают не по правилам или делают перепланировки. Но усиление бюрократических требований всегда распространяется на малый бизнес, хотя угроза взрывов и пожаров в не меньшей степени исходит от жильцов. Так что если вводить паспорта безопасности, то они должны быть для всех.