Ещё

Le Monde (Франция): эра «рок-звезд политики» 

Le Monde (Франция): эра «рок-звезд политики»
Фото: ИноСМИ
Что общего у  и Эммануэля Макрона, и Жаира Болсонару, Маттео Сальвини и ? Все они — «политические метеориты, чей взлет застал врасплох их окружение», утверждает Венсан Мартини (Vincent Martigny) в «Возвращении государя». Кроме того, они дергают за одни и те же ниточки во власти. Они представляют собой «рок-звезд политики» вне зависимости от того, популисты они или нет. Эти лидеры государств и правительств отметились в первую очередь не идеями и программами, а своим головокружительным взлетом, смогли сделать упор на собственном жизненном пути и сыграть на эмоциях граждан.
Это новые государи, которые «правят тет-а-тет с общественным мнением», бросая тень на противовесы и подрывая легитимность посредников, отмечает автор, обращаясь не только к Макиавелли, но и к «Карточному домику» и Шекспиру. Да, они существуют, потому что по всему миру люди хотят новых лиц в политике, но к «гипертрофии лидеров» привел намного более сложный процесс.
В частности он связан с глубокими изменениями в современном обществе, в первом ряду которых автор отмечает «беспрецедентное усложнение и интернационализацию». В такой обстановке (и потому что граждане сейчас все активнее требуют ответов) СМИ становится проще «сосредоточиться на фактах и поступках лидеров, а не проводить анализ государственной политики, которую им самим сложно понять».
Давние символы
Что касается политиков, они и сами предпочитают отвлекать внимание в запутанном современном мире. Все это смещает «границы политической борьбы в сторону более понятных общественному мнению тем» вроде экономики, иммиграции, ислама или гендерных вопросов. Это в свою очередь способствует «триумфу представления действия над самим действием»: спектакль власти подменил собой практику власти повсюду, от Вашингтона до Парижа.
«Новые государи избавились от необходимости действовать и только изображают действие», — уверен автор. Для укрепления своей легитимности им необходимо «вписать себя в историю, даже если для этого нужно подретушировать действительность». В качестве примера политолог приводит вечер 7 мая 2017 года, когда Эммануэль Макрон вышел на площадь перед Лувром под «Оду к радости» после второго тура президентских выборов. Хотя эта церемония напоминает «коронацию» в Пантеоне 21 мая 1981 года, в подобном сравнении на самом деле имеет смысл разве что видимость.
Эммануэль Макрон — не единственный, кто использовал давние символы, чтобы скрыть отсутствие политической программы за постоянны