Войти в почту

«Назначение нового и. о. руководителя омского фонда капремонта и его помощника – это явный уральский протекционизм»

«Цифровизация отсекает недобросовестность» Ольга, после форума-выставки «Госзаказ – за честные закупки», проходившего на днях в Москве, стало известно, что госзакупки выходят на цифровой уровень. Для чего это необходимо? ― На самом деле перевод закупок в электронное пространство, которого мы ждали последние несколько лет, уже состоялся. С 1 января все конкурентные способы определения поставщика, в том числе открытые конкурсы и запросы котировок, осуществляются в электронной форме на электронных площадках. Раньше в электронной форме проводились только открытые аукционы. Что дала цифровизация? ― У нее уже сейчас несколько объективных преимуществ. Прежде всего это единая регистрация в реестре участников закупок и подача заявок в электронной форме, которые упростили процесс участия в закупках для бизнеса. Выписка из ЕГРЮЛ теперь автоматически подтягивается с сайта налоговой службы в момент подачи заявки на закупку, что удобно как участнику, так и заказчику. Кроме того, анонимность участия в закупках обеспечивается операторами электронных площадок, что снижает возможность сговора поставщиков и коррупционную составляющую. Электронные площадки автоматически проверяют, состоит ли участник в реестре недобросовестных поставщиков, что позволяет отсечь неблагонадежных подрядчиков. Наконец, сократились общие сроки проведения электронных закупок по сравнению с «бумажными», что позволяет заказчикам более оперативно законтрактоваться и обеспечить свои потребности. Как, на ваш взгляд, новая тенденция – цифровизация закупок – повлияет на структуру рынка, особенно в регионах, и экономики в целом? ― Возможность подачи заявок на участие в закупках в электронной форме 24 часа в сутки из любой точки страны повысит открытость закупок, количество участников на одну закупку и конкуренцию в целом, увеличит межрегиональный товарооборот. Перевод в электронную форму «малых закупок» позволит добиться экономии бюджета там, где ее раньше не было, хотя совокупный объем закупок оценивается в сотни миллиардов рублей. «Неопределенность сроков оплаты – это фактор коррупции» Как эксперт, какие негативные тенденции вы отмечаете в последнее время в сфере организации госзакупок в Омской области? ― Основная тенденция – искусственное укрупнение лотов и, как следствие, увеличение финансовых барьеров для участников в виде обеспечения заявки и обеспечения контракта, что сокращает количество участников и не способствует развитию добросовестной конкуренции. Кроме того, повышается планка по сумме компенсационного фонда саморегулируемой организации для участников. Если говорить о госзакупках, то отмечу искусственное укрупнение лотов, отсутствие конкуренции и картельные сговоры в сфере дорожного строительства. Если говорить о закупках по капремонту многоквартирных домов в рамках постановления № 615 правительства РФ, то это укрупнение лотов, «смешивание» в них различных видов конструктивов, подлежащих капремонту, и установление сроков оплаты в 12 месяцев после подписания актов выполненных работ. Неопределенность сроков оплаты отпугивает поставщиков, и это серьезный коррупциогенный фактор. Ведь оплатить могут как на следующий день после выполнения работ, так и через год, по усмотрению заказчика. Главное управление контрактной системы Омской области после аннулирования аукциона по ремонту дорог судится с антимонопольной службой. На ваш взгляд, это согласованная позиция или локальные ведомственные амбиции? ― Речь идет об оспаривании законности решения ФАС России об аннулировании закупки на ремонт дорог с ценой контракта 2,9 миллиарда рублей по причине укрупнения лота и ограничения числа участников. Я как раз сама задаюсь этим же вопросом. В октябре прошлого года правительство Омской области и ФАС заключили соглашение в рамках национального плана развития конкуренции, а тут вдруг такой поворот, обжаловать решение именно об ограничении конкуренции. «Об отсечении местного бизнеса говорить преждевременно» В объявленных региональным фондом капремонта закупках в основном значатся поставщики из Свердловской области и Севастополя. Учитывая, что действующий губернатор приехал из Екатеринбурга, а руководителем свердловского фонда капремонта ранее был близкий соратник Александра Буркова, можно ли здесь усмотреть не совсем честную игру? ― Полагаю, что проводить параллели с губернатором в данном случае неуместно – закупки проводит Фонд капремонта. И результаты большинства аукционов пока неизвестны, закупки сейчас в стадии подачи заявок. А вот то, что с появлением в омском региональном фонде новых руководителей, ранее работавших в Екатеринбурге и Севастополе, реестр подрядных организаций, которые могут принимать участие в закупках по ремонту многоквартирных домов Омской области, пополнился подрядчиками из Свердловской области и Крыма, – это факт. Раньше у нас был открытый диалог с властью. Сейчас этого нет. В региональном фонде капитального ремонта многоквартирных домов Омской области произошли кадровые перестановки. Вместо трех руководителей фонда помощником директора стал очередной «варяг» Александр Боярских. На ваш взгляд, это случайность? ― Конечно, нет. Смена руководства фонда и назначение нового и. о. руководителя и его помощника – это явный уральский протекционизм. Не припомню, чтобы на замещение этих должностей проводилось хоть какое-нибудь подобие конкурса. Фонд уже встречался с представителями двух уральских фирм, интересовавшихся возможностью поучаствовать в капремонте омских домов. Если омские строители работают качественно, то зачем их отсекать с этого рынка? ― Об отсечении омских подрядчиков вести речь весьма преждевременно. Поживем – увидим. Я говорю лишь о наметившейся тенденции и возможных последствиях, что иногородние подрядчики будут забирать генподряды и прибыль, а работать будут местные, только уже на субподряде и за копейки.\ «Иногда вместо закупок получается ералаш» Ольга, вы нередко критикуете действующую власть за нерасторопность в проведении аукционов. Что вам не нравится? ― Вы, наверное, имеете в виду историю с закупкой снегоуборочной техники и работ по благоустройству дворов? Когда аукционы не состоялись с третьей и шестой попытки, а на запросы и предложения участников отправляли изучать пункты документации? Так там и по схожим аукционам на благоустройство были вопросы по части конкуренции. Участники были, а конкуренции нет, и контракты по максимальной цене заключались. Я критикую не действующую власть, а конкретные действия отдельных ее представителей. К сожалению, не всегда получается конструктивный диалог, а писать жалобы в ФАС и останавливать закупки – не наш метод. Это больше попахивает саботажем и рейдерством. Не все серые схемы можно квалифицировать как нарушение закона и тем более доказать, поэтому они и называются серые, а не черные. Иногда бывает и так, что вместо закупки ералаш получился, зато все по закону. А вот выносить через СМИ на суд общественности свое мнение о некоторых сомнительных достижениях отдельных ведомств – это как раз в духе принципа открытости контрактной системы и общественного контроля. Если говорить про город, то какие направления работы наиболее подвержены коррупции? ― Сфера госзакупок – самая коррупционно опасная, особенно в строительной отрасли, благоустройстве территорий, ЖКХ и здравоохранении. Считаю, что контроль всех уровней, в том числе и общественный, за закупками в этих отраслях никогда не будет лишним. И дело не только в выявлении фактов коррупции и неотвратимости наказания. Необходимо формировать в обществе нетерпимость к любым коррупционным правлениям, даже самым малым и на первый взгляд невинным. Это как в теории разбитых окон: если в здании разбито одно стекло и никто его не заменяет, то через некоторое время в этом здании не останется ни одного целого окна. Так же и с коррупцией. Какие ходы, на ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы ситуация с госзакупками в Омской области нормализовалась? ― Как известно, разруха не в клозетах, а в головах, поэтому пора вспомнить такой принцип контрактной системы, как ответственность за результативность и эффективность государственных закупок. Возможно, стоит более жестко применять этот принцип персональной ответственности за эффективность закупок и достижение результатов обеспечения государственных нужд. Ну и начать задумываться, зачем вообще проводятся закупки и какая их основная цель. А то некоторые считают, что главная задача проведения закупок – это своевременное освоение бюджетных средств и экономия.

«Назначение нового и. о. руководителя омского фонда капремонта и его помощника – это явный уральский протекционизм»
© РИА "ФедералПресс"