Что сделали крымские караимы для СССР

Восточно-европейские караимы – малочисленный народ (этноконфессиональная группа) Крыма, Литвы и западной Украины – имеют сложную историю отношений с СССР. Они понесли большие человеческие потери во время революционных волнений в России, а также в 1920-х и 1930-х годах. Кроме того, в этот период Советский Союз национализировал и закрыл большую часть караимских молитвенных домов (называемых синагогами или кенасами), конфисковал богатые жилые дома и фабрики и положил конец религиозным традициям и обычаям общины. Но отдельным караимам удалось наладить отношения с советскими властями, вступить в ВКП(б) и КПСС, служить в разведке и работать на советскую пропаганду. Вот биографии нескольких караимов, чьи жизненные истории показывают, что некоторым из них удалось сыграть важную роль в истории Советского Союза и большевистской партии. Товарищ Ленина Одесский караим Михаил Вениаминович Кобецкий (1881-1937) был важным революционным деятелем, членом РСДРП еще с 1903 года, другом и товарищем Владимира Ленина. В 1919 году он стал главным редактором журнала «Коммунистический интернационал». В 1920-х и 1930-х годах он был полномочным послом в нескольких зарубежных странах. В 1937, его, как и многих других революционеров старой закалки, арестовали и расстреляли. Интересно также отметить, что он был одноклассником писателя Корнея Чуковского (псевдоним Николая Корнейчукова, 1882-1969), который даже сделал его героем одного из его романов. Подружка Фанни Каплан Достаточно известна также фигура москвички Анны Савельевны Пигит (1884-1938), эсерки, подруги знаменитой анархистки Фанни Каплан (настоящее имя – Фейга Ройтблатт, 1890-1918). Последняя стреляла в Ленина и была казнена за это большевиками. Сама Пигит ещё в царские времена за свою революционную деятельность получила несколько лет тюремного заключения. В 1938 году, как и многие другие члены эсеровской партии, стала жертвой сталинских чисток. Комсомольский лидер После революции 1917-го года караим Леон Михайлович Поземский (1897-1919) председательствовал в 1-м орггуббюро псковской комсомольской организации. В мае 1919 года он стал помощником командира роты и принял участие в вооруженной борьбе против Белой армии; раненый, он был пойман белыми, подвергнут пыткам и расстрелян. В 1934 году останки Поземского были перенесены на площадь жертв революции в Пскове; на его могиле был установлен памятник. Память Поземского все еще жива в Пскове: местная школа № 1 названа в его честь. Шпион, секретный агент и ученый Крайне интересна судьба высокопоставленного советского шпиона Иосифа Ромуальдовича Григулевича (1913-1988), советского секретного агента в Южной Америке. В 1920 году его отец Ромуальд Григулевич эмигрировал из Литвы в Аргентину. В 1930 году молодой Иосиф начал учебу в Сорбонне, а в 1931 году согласился работать на советские секретные службы. До 1938 года он сотрудничал со спецотрядом, истреблявшим контрреволюционные элементы в Испании. В 1939-1940 годах в Москве во время беседы с Лаврентием Берией получил очень важную задачу: организовать убийство беглого врага №1 – Льва Давидовича Троцкого. Григулевич сыграл важную роль в успешной, второй, попытке покушения. В 1953 году он получил новое задание – уничтожить югославского премьер-министра Иосипа Броза Тито. Тем не менее эта задача осталась невыполненной из-за смерти главного заказчика этого убийства – генералиссимуса Сталина. Вскоре после этого Григулевич окончательно уехал в Советский Союз, где без всякой защиты получил степень доктора исторических наук. Впоследствии он написал около 30 монографий по истории инквизиции, биографии Эрнесто Че Гевары (которого он прекрасно знал лично), истории папства в ХХ веке и многих других. Общее количество его публикаций в Советском Союзе превысило один миллион экземпляров. Многие из них не утратили своей актуальности и по сей день. Чекисты, НКВДшники, дипломаты По архивным документам на Украине в 1920-х и 1930-х годах два караима были среди высокопоставленных лиц ГПУ и НКВД. Весьма интересна фигура Михаила Марковича Казаса (1896-1950) – востоковеда, дипломата, секретного агента и члена РКП (б) с 1919 года. С 1920 по 1921 год он выполнял функции специального полномочного представителя Оренбургского ЧК. В 1921 году был в Анкаре в составе комиссии по репатриации военнопленных. В том же году служил сотрудником Специальной секции ЧК. С 1922 года он был начальником 3-го (Дальневосточного) отделения Восточного отдела ГПУ. В то же время он учился в Институте востоковедения и восточном отделении Военной академии Красной Армии. Там он выучил несколько восточных и европейских языков. С 1924 по 1926 год он проживал в Тегеране как советский секретный агент под видом офицера советского посольства в Иране. По неизвестным причинам был уволен из НКВД в 1939 году. Несмотря на то, что героически сражался с нацистами во время Великой Отечественной войны, был отправлен в сталинские лагеря; умер вскоре после освобождения из лагерей в 1950 году. Караимы в советской пропаганде Несколько караимов были известны как культуртрегеры советской пропаганды. Пожалуй, самым известным из них был кинорежиссер Сергей Иосифович Юткевич (1904-1985). Среди его наиболее важных работ – серия фильмов о Ленине (1958, 1966, 1981), «Отелло» (1956) и «Человек с ружьем» (1938). Рожденный в Феодосии Степан Ильич (Юдович) Дудник (1913/4-1996) стал выдающимся советским художником-пропагандистом, заслуженным и народным художником РСФСР, лауреатом Сталинской премии. Многие его монументальные полотна имели пропагандистский характер, например, «Залп «Авроры»», «В.И. Ленин и А.М. Горький», «Комсомольцы 20-х годов», «Люди Магнитогорска» и многие другие. Подводя итоги, хотелось бы сказать, что, несмотря на то, что многие зажиточные караимы пострадали от репрессий в период между 1917 и 1953 годами, были в караимской общине и верные сторонники коммунистических идей и большевизма – работники НКВД, ГПУ, ЧК, секретные агенты, работники пропаганды и простые члены партии. По имеющимся материалам крайне сложно сказать, насколько их симпатия к советской идеологии и коммунизму (большевизму) была искренней и честной, а насколько – защитным механизмом социальной мимикрии, который помог караимам выжить в тяжелые годы советских преследований инакомыслящих.