Узнать лицо в толпе
Технологии распознавания лиц быстро завоевывают самые разные сферы. Уже никого не удивляет смартфон, который для снятия блокировки сканируют лицо владельца, или использование этой технологии в банках. Однако возможности, которые дает компьютерная идентификация, намного шире: от поимки преступников до сбора данных для маркетингового анализа. Одним из ведущих игроков на рынке является компания VisionLabs. Из студентов – в бизнесмены Александр Ханин – основатель компании VisionLabs – заинтересовался технологиями компьютерного зрения и искусственным интеллектом еще в 2008 г., когда учился на 3 курсе в Университете им. Баумана. В 2011 г. он получил диплом инженера робототехника, а затем закончил аспирантуру по специальности «Роботы и робототехнические системы». В апреле 2012 г. Александр привлек единомышленников, обладающих экспертизой в ключевых областях – компьютерное зрение (Иван Лаптев, профессор парижского Национального института исследований в информатике и автоматике) и IT-технологии (Алексей Нехаев, директор по работе с ключевыми заказчиками). Так была создана компания VisionLabs. Основатели компании отмечают, что сфера компьютерного зрения до сих пор представляет большой простор для новых технологий и игроков. Но вход на рынок стартапов порой осложняется высокими требованиями к новым технологиям. Как это работает Кажется, что распознавать лица достаточно просто. Но чтобы «обучить» компьютер делать это быстро и корректно, требуется составить сложную многоуровневую программу. Нейросеть считывает код с фотографии человека, сравнивает его с предоставленными базами данных и на этом основании производит идентификацию. При этом надо сделать так, чтобы переменные показатели, например загар, не влияли на точность идентификации. Все эти вопросы решают специалисты по машинному обучению и компьютерному зрению. Инновационной разработкой VisionLabs стала уникальная платформа распознавания лиц LUNA. Она может быстро и безошибочно распознать и идентифицировать человека в режиме реального времени. Это помогает, к примеру, бороться с преступлениями – выявлять в толпе людей, находящихся в розыске, или разоблачать банковских мошенников, пытающихся получить кредит по поддельным документам. «Флагманским продуктом компании является платформа распознавания лиц LUNA – система управления биометрическими данными. Она позволяет в режиме реального времени анализировать большие объемы фото- и видеоданных с целью определения в них лиц людей и сравнения их с многомиллионными базами данных. Платформу уже сегодня используют более 40 банков и национальных кредитных бюро в России и странах СНГ. В основе программного комплекса LUNA лежит инновационная технология распознавания образов», – дополняет Александр Ханин. Но этим возможности компьютерного зрения не ограничиваются. Возможность моментально идентифицировать клиентов позволяет компаниям существенно повысить уровень сервиса. Например, обслужить VIP-клиента без очереди или прислать постоянному покупателю на входе в магазин выгодное предложение о покупке. Этому помогает облачное приложение Fase IS. Оно формирует историю покупок клиента и помогает выстраивать отношения с брендом. Многих пользователей компьютерных технологий волнует вопрос безопасности. VisionLabs не хранит изображения и другие персональные данные. Нейросеть обрабатывает информацию в цифровом виде. Даже если удастся взломать систему, сгенерировать внешность человека будет невозможно. Финансовый вопрос Финансируют разработки крупные компании, взамен получая акции VisionLabs. Так, в 2016 г. АФК «Система» вложила 350 млн руб. в исследования и получила 25% акций компании. Чтобы сохранить контроль над основным пакетом, создатели VisionLabs прибегли к допэмиссии. При этом саму компанию оценили в 1,4 млрд руб. Также компания прибегала к субсидиям фондов Минобрнауки и Фонда Ботника, от которых получила 30 млн руб. Кроме того, она проходила акселерацию в Фонде развития интернет-инициатив, вложившем в компанию 1 млн руб. До сделки с АФК «Система» фонд владел 2,2% акций. В 2017 г. крупные вложения поступили от Сбербанка, который приобрел пакет акций в размере 25,07%. Самому основателю Александру Ханину сейчас принадлежит 45,28% акций, что позволяет контролировать все процессы и решать вопросы управления. По данным «Спарк-Интерфакс», в 2015 г. выручка VisionLabs составила более 31 млн руб., а чистая прибыль – почти 24,5 млн руб. Прибыль за последующий период основатели компании не называют, отмечают лишь, что она значительно увеличилась. Команда единомышленников Штат компании VisionLabs – около 90 сотрудников. Большинство из них работают в московском офисе. Некоторые специалисты работают удаленно – в России и за рубежом. Кроме экспертов, занимающихся разработкой и совершенствованием компьютерных технологий и искусственного интеллекта, в компании есть коммерческий отдел и бэк-офис. Часть сотрудников выполняет административные функции или занимается вопросами коммуникации. «Мы вас узнали», – говорят банки, отели и автомобили Технологии интеллектуального распознавания лиц быстро внедряются в разные сферы бизнеса. На данный момент у компании VisionLabs более 50 клиентов в таких областях, как ритейл, банки, обеспечение безопасности. У каждого заказчика свои цели и ожидания от новой технологии. Банки с ее помощью хотят повысить безопасность и комфортность обслуживания. Распознавание лиц – еще один способ идентификации клиента и сведение риска мошенничества к минимуму. Сейчас с VisionLabs в том числе сотрудничает Сбербанк. Усовершенствованная система верификации позволяет дополнительно опознавать клиентов по лицу, если необходимо. Оплата с помощью телефона – уже вчерашний день, решили разработчики инновационных приложений по виртуальной оплате. В 2018 г. VisionLabs и российская платежная система SWiP договорились о сотрудничестве. Результатом стал запуск сервиса SelfieToPay, позволяющего расплачиваться с помощью селфи. Чтобы платеж состоялся, покупателю достаточно взглянуть в камеру, установленную рядом с кассой. Для идентификации будут использоваться биометрические параметры лица. В июне 2018 г. сервис в тестовом режиме начал работать в Mediacafe, сети Papa John’s и Cofix. На данный момент технология уже полноценно работает во многих заведениях общественного питания Москвы. Оценили возможность опознавать клиентов по лицу отели. Для регистрации был разработан специальный сканер, который получает необходимую информацию по QR-коду бронирования и паспорту постояльца. Терминал, по сути, выполняет функцию сотрудника ресепшн, сравнивая скан фотографии с лицом гостя для его идентификации. Постоянным клиентам достаточно предъявить паспорт – это связано с соблюдением законодательства РФ. Помимо повышения точности идентификации, технология распознавания лиц позволяет ускорить регистрацию. Заменить вахтера Применение компьютерного распознания лица уже довольно разнообразно. Дистанционное сканирование лица водителя должно заменить привычный ключ зажигания. Это практически исключит риск угона – человек, которого система не опознает, не сможет попасть внутрь авто и завести его. Технологию VisionLabs выбрала и внедрила в свою платформу компания Nvidia. Также компьютерное зрение предполагается использовать для контроля за состоянием водителя. Внедряется технология и в дома. В жилой комплекс «Лица», где установлено интеллектуальное видеонаблюдение, жители могут попадать без ключей, а лифт сам отвезет их на нужный этаж. Система также помогает отслеживать въезжающие автомобили. Это дает возможность разделять гостей и жильцов и передавать необходимую информацию службе безопасности. Система компьютерного распознавания лиц может заменить вахтеров. Сейчас такая возможность работает в «Школе 21» – проекте Сбербанка, где обучаются будущие IT-специалисты. В память системы заведены лица сотрудников и студентов, которые могут попадать внутрь школы без пропусков. Алгоритм VisionLabs может использоваться не только как инструмент идентификации клиентов, но и для сбора аналитической информации. В Московском океанариуме сканирование лиц посетителей в реальном времени позволило собрать актуальную статистику об их поле и возрасте, а также проанализировать посещаемость. Это дает широкие возможности для проведения маркетинговых исследований внутри океанариума и организации интерактивного взаимодействия с посетителями. Далее – везде Подводя итог, можно отметить, что технология компьютерного распознавания лиц широко внедряется во все сферы бизнеса. При этом VisionLabs сотрудничает со многими разработчиками инновационных приложений и модифицирует возможности программы под запросы конкретного клиента. Руководители компании уверены: за искусственным интеллектом будущее, и сфера его использования будет только расширяться. Это и компьютерные игры, и модная индустрия, и кино, и виртуальная реальность. «Компания активно развивается и внедряет свои решения как на российском, так и на международном рынке. Технологии искусственного интеллекта сейчас находятся на пике развития и широко применяются повсеместно, поэтому поле деятельности очень велико и разнообразно, – отмечает Александр Ханин. – К тому же в этом году Россия впервые примет главную IT-выставку CEBIT – это отличная площадка для поиска партнеров и единомышленников со всего мира». Автор: Кристина Фирсова